Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ для молодых специалистов Тема: «Сказочный гость»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Программное содержание:

 

1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.

2. Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации, умения выражать мысли.

3. Автоматизировать поставленные звуки.

4. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь

5. Воспитывать самоконтроль за своей речью, доброжелательность и взаимоуважение друг к другу.

 

6.Продолжать развивать психические процессы, мелкую и общую моторику.

7. Формировать умения детей пользоваться приемами фантазирования для создания возможности прийти к интересному решению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл banshchikova_konspekt_po_triz.docx121.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8» «Белоснежка»

Конспект

совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ для молодых специалистов

Тема: «Сказочный гость»

C:\Users\User\Desktop\0-25-050-700x700.jpg

Педагог-наставник: Банщикова Ю.С.

Мегион, 2022год

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.

2. Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации, умения выражать мысли.

3. Автоматизировать поставленные звуки.

4. Активизировать словарный запас детей, развивать связную речь

5. Воспитывать самоконтроль за своей речью, доброжелательность и взаимоуважение друг к другу.

6.Продолжать развивать психические процессы, мелкую и общую моторику.

7. Формировать умения детей пользоваться приемами фантазирования для создания возможности прийти к интересному решению.

Оборудование. Кукла «Василиса - Премудрая», схема для придумывания загадки про солнце; сундучок, карточки для игры «Системный лифт» (одуванчик, скворец, береза, волк); солнце с лучиками и улыбка; карточки для Кругов Луллия бабушка, внучка, ведро, кастрюля, бочка, банка, дерево, метал, пластмасса, стекло;

Ход мероприятия:

    Организационный момент:

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Метод мозгового штурма. Дети стоят по кругу. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда»  Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (можно задать вопрос индивидуально)

Дети: Сейчас время года весна

Воспитатель: Правильно весна, а давайте с вами поразмышляем, что вам больше всего нравится, когда весной происходит что.… Свой ответ вы должны начать со слов «Мне нравится когда…»

-Илья, Что нравится тебе? что происходит?  (Мне нравится, когда весной светит солнце)

-Коля, а тебе что нравится? что происходит?  (Мне нравится, когда весной появляется трава)

-Регина, а тебе нравится когда? что происходит? (Мне нравится, когда весной на деревьях распускаются листья)

-Платон, а тебе что нравится? что происходит? (Мне нравится, когда весной тает снег и бегут ручьи)

Воспитатель: ребята, а мне нравится, когда весной ярко светит солнце, у всех хорошее настроение и к нам приходят гости, но я вам открою секрет что это ещё не все гости. 

Воспитатель: Проходите, присаживайтесь на свои стулья (спина прямая как сосна и слушателям не до сна).

Воспитатель: Ну что, сейчас  я вам открою секрет, к нам сегодня придет не простой, а сказочный гость, но для того чтобы он появился вам надо отгадать загадку. Готовы! Тогда слушайте внимательно!

Послушайте загадку:

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто – то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Премудрая)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Василиса Премудрая. Поздоровайтесь с ней. Как вы думаете, каким образом она у нас появилась? 

Метод мозгового штурма (спросить каждого ребенка, ответ полным предложением)

Дети: Василиса Премудрая пришла.

Воспитатель: Как еще она могла появиться у нас?

Дети: Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и. т. д.

Воспитатель: Если Василиса Премудрая прилетела, то на каком транспорте она могла это сделать?

Дети: Василиса Премудрая могла прилететь на самолете (ракете, вертолете, воздушном шаре, дирижабле).

Воспитатель: Ребята, а тот транспорт, который вы перечислили, как назовем одним словом?

Дети: Воздушный

Воспитатель: Василиса - Премудрая: говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны. Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей королевства своими лучиками. У нас с вами наступила весна, а вот у жителей королевства к сожалению нет. Король и Василиса - Премудрая со своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну тогда внимание! Достает из сундучка первое задание.

1.Метод мозгового штурма, Колдунья предлагает нам задание игру, которая называется «Наоборот».  Детям раздается по одной карточке с противоположностями, каждый ребенок должен найти себе пару, назвать и изобразить то что показано на карточке, например: Радостный – печальный

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Трусливый – храбрый

Медленный - быстрый

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы справились, и первый лучик расколдовали. Давайте вернем его солнышку, прикрепляет  на доску к солнышку ребенок.

2.Типовое фантазирование: Круги Лиллия (1 круг бабушка, внучка; 2 круг банка, кастрюля, бочка, ведро, пирожок, масло, банка с вареньем из клубники, компот из яблок; 3 круг картинки с изображением стекла, дерева, метала, пластмассы, теста, молоко+сметана, клубники, яблок)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое следующие задание приготовила еще для нас Злая колдунья. Колдунья прочитала сказку «Красная Шапочка» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, вы большие молодцы, теперь все вернулось на свои места.

Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку и внучку. Как вы думаете что можно придумать? 

Дети высказывают свои предположения, после чего подходят к  столу с пособием круги Луллия.

Работа с кругами Луллия. Каждый ребенок по очереди выбирает объект. Затем предмет и материал, из которого он изготовлен, определяет правильный путь

Ребенок: Можно посадить бабушку в банку.

Воспитатель: почему волк не съест бабушку?

Ребенок: кружка стеклянная, он сломает зубы;

Воспитатель: Хорошо

Ребенок: Можно посадить внучку в бочку и тогда волк ее не съест потому-что бочка деревянная

Ребенок: Можно посадить бабушку в кастрюлю и тогда волк ее не съест потому-что кастрюля металлическая

Воспитатель: Молодцы

Ребенок: Можно посадить внучку в ведро и тогда волк ее не съест потому-что коробка пластмассовая.

Дети могут выбрать пирожок, варенье, компот, объяснить свой выбор (волк был голодный, его нужно накормить и бабушка с внучкой останутся живы или напоить волка компотом, посадить в банку. Она из стекла,  значит стеклянная, волк сломает зубы и т.д.)

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка и внучка остались целы, а волк убежал. И с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали. Василисе Премудрой очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. Проходите, присаживайтесь на свои стулья.

3.Метод мозгового штурма Следующее задание: «Какой, какая, какое».  Детям раздать карточки со сказочными героями они должны описать, рассказать какой, какая, какие

Принц – храбрый, смелый, отважный, добрый.

Принцесса – красивая, добрая, нежная.

Колдунья – злая, не красивая, мрачная, бессердечная.

Золушка – трудолюбивая, добрая, внимательная, щедрая.

Воспитатель: Ребята мы справились и с этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место

4.Метод «Системный лифт» (4 карточки с изображением лифта с 3 этажами, детям раздаются карточки для заполнения этажей)

Воспитатель: Ребята, в конверте какие-то карточки. Как вы думаете что это? Для чего они нам нужны?  

Дети: Для заполнения этажей, игра системный лифт

Воспитатель: Правильно. Все жители этих домов вышли погулять и забыли, кто на каком этаже живет, нужно помочь им вернуться

После того как дети заполнят этажи спросить каждого ребенка чтобы выделили на каком этаже система-это объект, надсистема - где можем встретить этот объект, подсистема (это часть системы) части объекта.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием мы справились и еще один лучик расколдовали и возвращаем его солнышку. Возвращаемся на стулья.

5.Метод «Составление загадок»

Воспитатель: Интересно, какое следующие задание приготовила для нас Злая колдунья.

Воспитатель вывешивает карточку с изображением предмета о котором будет составляться загадка, таблицу-схему, карточки-помощники для составления загадки для и предлагает детям составить загадку.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за задание? Что нам нужно сделать?

Дети: Составить загадку

Воспитатель: Правильно. Колдунья просит нас составить загадку про солнце, справимся?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята составить загадку помогут вам картинки с изображением предмета, о котором нужно придумать загадку.
Все карточки признаков воспитатель прикрепляет в левой части таблицы, а в правой части прикрепляет  объект.
Например:

Яркое, но не радуга

Круглое, но не арбуз

Горячее, но не свеча

Желтое, но не лимон

(Солнце)
Воспитатель. Вот мы все вместе придумали загадку. Помогите Василисе Прекрасной запомнить ее, расскажите еще раз, опираясь на схему, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Но..», «Не».

Воспитатель:  Ребята посмотрите, мы справились и с этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, (Можно посчитать)  оно стало радостным и веселым. Теперь в королевстве станет весело и хорошо солнышко, будет согревать жителей и все живое. Василиса Премудрая, очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в свое королевство и рассказать всем, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучики солнышку.

Рефлексия: Давайте с вами вспомним, какие задания мы с вами сегодня выполняли и для чего, тем самым вернем весну жителям королевства. На столе лежат карточки с изображением заданий, которые выполняли чтобы помочь жителям вернуть лучики. С обратной стороны изображены признаки весны. Дети берут по одной, называют и прикрепляют вокруг солнца обратной стороной.

Воспитатель: Молодцы! Теперь у жителей королевства не только ярко светит солнце, но и наступила весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка ручной труд составление симметричной текстильной композиции для молодых специалистов Тема: «Одеяло для бабушки»

Программное содержание: 1. Закреплять умение составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, техника «Треугольники».2.Воспитывать эстетическое отношение к предметам ис...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием технологии ТРИЗ в проекте «Ступени мастерства» в рамках реализации наставничества в образовательных организациях Тема: «Сказочный гость»

Программное содержание:  1. Продолжать учить детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос, логическому, образному видению взаимосвязи вещей, понимать роль объекта в системе.2. Развив...