Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Панина Юлия Валерьевна

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.

Развитие у детей речи и мышления через использование элементов ТРИЗ.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_raskazy_nosova.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/12/18/6._kukolnyy_teatr_svoimi_rukami.docx_image5.jpg

141507 Московская область, Солнечногорский район, г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная ,

тел./факс 8(4962)63-61-39

Лицензия: регистрационный № 76205 от 19.08.2016 г. серия 50 Л 01 №0008085

ИНН 5044061056 КПП 504401001

e-mail: mdoy57@yandex.ru


Конспект образовательной деятельности по речевому развитию  с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

                                                                                   Провела : Панина Ю.В.

Название : «Помощь Незнайке».

Форма работы с детьми: групповая.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально –коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Программное содержание:

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения.

Развитие у детей речи и мышления через использование элементов ТРИЗ.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Развивать у детей чувство юмора.

Развивать внимание, память, мышление.

Развивать у детей связную речь.

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Методическое обеспечение: компьютер, слайды, картошка, шляпа, солнышко, тучка.

Предварительная  работа: Чтение рассказов Н. Носова с беседой по содержанию. Игра «Да – нет». Игра «Фантазёры». Решение проблемных ситуаций. Просматривание слайдов с иллюстрациями к рассказам. Пересказ рассказов Н. Носова, дидактическая игра «Из какого рассказа». Рисование «Сюжет из рассказа».Игра «Собери картинку».

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, речевые упражнения, физкультминутка и мимические упражнения, анализ занятия.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Мотивационно – ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята,  к нам сегодня почтальон принес письмо. Давайте его  прочитаем и узнаем от кого же оно: «Здравствуйте, ребята, пишет вам, Незнайка.  Дети из детского сада №1 прислали мне карточки с заданиями и попросили меня помочь им подготовиться к викторине по рассказам Н.Носова. Но я не знаю этих рассказов. Помогите мне пожалуйста?(Слайд1)

Поисковый этап.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? Как?  (Мы познакомим его с рассказами Н. Носова и его героями,  поможем ему выполнить задания,  которые приготовили  дети, а  он поможет детям подготовиться к викторине).

Воспитатель:

Носов – детских книг творец

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел.

(Слайд2)

Практический этап.

Воспитатель: итак,  первое задание .(Достаем из конверта карточки с заданиями)

В рассказах Николая Носова есть герои с разными свойствами характера, давайте их вспомним. Слово наоборот назови и героя найди.

Игра «Противоречие» (ТРИЗ).

(Воспитатель называет свойство характера, а ребёнок называет противоположность, героя из рассказа Н. Носова и название рассказа)

Сильный – слабый, (котёнок Васька из рассказа «Живая шляпа»).

Смелый – трусливый, (Пашка из рассказа «Огурцы»).

Лживый – честный, (Котька из рассказа «Огурцы»).

Умный – глупый, (мальчики из рассказа «Автомобиль»).

Весёлый – грустный, (Бобка из рассказа «Заплатка»)

Честный – лживый, (Игорь из рассказа «Фантазёры»).

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы правильно определили свойства характера героев из рассказов. Следующее задание: узнай произведение по отрывку:

1.  «Сейчас   я ее как тресну кочергой» - говорит Владик.     («Живая шляпа»)

2.Мишутка и Стасик сидели в саду на скамейке и разговаривали.  ( «Фантазеры»)

3.Вчера мама и папа ушли, а мы с Ирой остались одни.

Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу.  

«Мишкина каша»

Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Представьте себе, что вы ребятки из рассказа «Тук-тук». Ночью, в темноте, вы слышите стук, покажите мимикой испуг.

 Теперь, вы детишки, которые с радостью и весельем катаются на горке. Теперь, вы мальчик, который разорвал свои любимые брюки(вы расстроились).

Теперь, увидев столько каши, вы удивились. Так же: хитрость, злость.

Воспитатель: Узнаем следующее задание. Игровое упражнение «Узнай рассказ Н.Носова по картинке». (Слайд 3)

Огурец – «Огурцы»,

 Шляпа – «Живая шляпа»,

Аквариум - «Карасик»

Пистолет - «Саша»

Книга «Три поросенка» - «Затейники»

Картинка медведь гонится за охотником - «Три охотника»

Воспитатель: Молодцы, ребята, и это задание  для Незнайки мы выполнили. А сейчас у нас видеовопрос и пока он готовится мы поиграем в игру «Скажи наоборот».

Скажу тебе я далеко, а ты ответишь  (близко).

Скажу тебе я глубоко, а ты ответишь (мелко).

Скажу тебе я хорошо, а ты ответишь (плохо).

Скажу тебе я высоко, а ты ответишь (низко).

Скажу тебе я быстро, а ты ответишь(медленно).

Скажу тебе темно, ответишь мне (светло).

Воспитатель: Итак, посмотрите на кран. Игра «Что лишнее» (слайд 3)

- рыба, удочка, помидор, огурцы ( рассказ «Огурцы»)слайд 4

- шляпа, картофель, лыжная палка, собака ( рассказ «Живая шляпа»)слайд 5

- брюки, игла, швейная машинка, ткань ( рассказ «Заплатка»)слайд 6

- конфета, милицейский свисток, рыба, кот ( рассказ «Карасик») слайд 7

Воспитатель: А теперь нас ждет игра «Попади в цель». Давайте представим , что мы герои рассказа «Живая шляпа».  (Дети берут картошку и пытаются попасть в шляпу)

Воспитатель:  Следующее задание называется « Эпизод », и оно последнее. Я вам буду читать отрывок , а вы должны  внимательно дослушать до конца и  определить, какое это произведение .

1. Котька пошёл в коридор и стал считать до двадцати пяти. Вовка побежал в комнату, а я в чулан. В чулане лежала рогожка. Я залез под неё и свернулся на полу калачиком.

Вот Котька сосчитал до двадцати пяти и пошёл искать. Вовку он сразу нашёл под кроватью, стал меня искать. Обыскал всю комнату и кухню. ( НАХОДЧИВОСТЬ )

2. После этого мы сорганизовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, того не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Кто – то из ребят придумал разломать с одной стороны заборчик и отнести его шагов на десять в сторону, чтобы каток получился шире. (НАШ КАТОК )

3. Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю :

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю крупы и воды налил доверху.

- Не много ли воды? – спрашиваю. – Размазня получится.

- Ничего, мама всегда так делает. Только ты за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен. ( МИШКИНА КАША )

4. Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком и написал своей маме такое письмо : «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. А я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая, большая собака» ( ДРУЖОК )

5.Виталик взял Мурзика и понёс к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ёжика, и от этого Мурзик казался таким худым – худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. ( КАРАСИК )

Воспитатель: Вот мы и выполнили последнее задание. Давайте их отправим Незнайке, а он пойдет к детям и поможет им подготовиться к викторине.Слайд8

Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, от кого мы сегодня получили письмо? О чем он нас попросил? Мы ему помогли? Как? Что вам, понравилось на занятии? У Н.Носова есть еще много интересных произведений, которые мы с вами прочитаем и познакомим с ними Незнайку. Слайд 9.

Самоанализ.

А наше занятие подошло к концу, если оно вам  понравилось, вы не испытывали никаких трудностей,  возьмите солнышко, если вы испытывали трудности – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологии В. В. Воскобовича и интерактивной приставки (старшая группа) Тема: «Как Малыш Гео шел в гости к Девочке Дольке»

Цель: Совершенствовать умение различать и сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам, делить целое на части, сравнивать их между собой, составлять целое из часте...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ и ИКТ на тему «Помощь Незнайке».

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: «Помощь лего-человечкам»

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и LEGO-конструированию в подготовительной группе Тема: «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ »

Цель занятия: Расширение представлений детей о космосе, с включением экспериментирования с подвижной моделью спутника при решении практической задачи, по восстановлению модели солнечной системы....