Доклад "Развитие предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Петрова Светлана Юрьевна

Функциональная грамотность-это способность использовать всеприобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_yanvar_2022.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»

Доклад

«Развитие предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности»


                                                                           Воспитатель:

Петрова Светлана Юрьевна

высшая квалификационная категория

ГМО воспитателей младших и средних групп  «Мир открытий»

г.о. Электрогорск

2022 год

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Основные признаки функционально грамотной личности - это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление.

 Познавательно – исследовательская деятельность  позволяет решать нам следующие задачи:

- развивать естественный познавательный интерес дошкольников;

- способствовать гармоничному развитию личности;

- повысить компетенции родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;

- реализовать право ребенка на творчество

С младшими дошкольниками мы создаем предпосылки для формирования функциональной грамотности, созидая зону ближайшего развития детей, помогая им выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. На них оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий.                                                         

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. 
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др. 

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Я работаю с детьми младшей группы.

Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы сочетаем показ предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также привлекаем детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке длительностью не более 15 минут.

Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу, давать детям возможность самим оперировать материалами и веществами;

Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.

При проведении опытов дети узнали, что вода-прозрачная, может быть теплой, холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут(например, камни), а другие-нет(пластмассовые детали).

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников посредством активизации исследовательской деятельности»

laquo;Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников  посредством активизации исследовательской деятельности»Познавательное развитие детей - одно из ва...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста как направление деятельности педагогов ДОО

В 2023 году  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных прогр...

2020-2024г. Презентация "Создание предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями"

Сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.Цель...

Формирование речевых компетенций как предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Комплексно-тематическое планирование могут использовать как педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), так и родители.Комплекс...