«Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников посредством активизации исследовательской деятельности»
консультация

Кудоярова Гузель Гаязовна
«Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников  посредством активизации исследовательской деятельности»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmts.pptx762.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 10 «Белочка» «Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников посредством активизации исследовательской деятельности» Кудоярова Гузель Гаязовна, воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка»

Слайд 2

« Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз, возвратиться к тому, что он узнал »

Слайд 3

П ознавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире .

Слайд 4

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Основой мировосприятия трех-четырех летнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (что? кто? какой?) и внутренние характеристики (для чего? как? почему?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов младший дошкольник не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу – действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Слайд 5

Т аким образом, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неопознанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное учится самовыражению. Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль взрослого); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с родителями, педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Слайд 6

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая совместная деятельность педагога и детей; родителей и детей . Следовательно, в рамках работы по активизации познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников практикуем эту деятельность через игры-эксперименты.

Слайд 7

Принимая участие в проведении совместных игр-экспериментов , вы способствуете : обогащению памяти ребёнка, активизируете мыслительные процессы, развиваете его речь; происходит накопление умственных умений; формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 8

При этом следует учитывать некоторые условия: Предлагаемая Вами информация для ребенка должна основываться на их опыте (уже немного им знакома) и имеющихся представлениях об окружающем мире; Предлагать детям познание того объекта, о котором вы сами имеете достаточно полные и разносторонние знания, необходимый демонстрационный материал, возможность обследования ребенком данного объекта руками (соблюдать правила безопасности и личной гигиены); Отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно и близко вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; Рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые находятся в непосредственной близости от нас.

Слайд 9

Особенности организации работы по экспериментированию в младшем дошкольном возрасте Вторая младшая группа способны улавливать простейшие причинно-следственные связи ; появляется вопрос «почему?» ; пытаются сами отвечать на вопросы ; реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут .

Слайд 10

С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию . С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации . В ажно помнить, что в процессе любой исследовательской деятельности ребенка нельзя оставлять без присмотра, необходимо знать и соблюдать правила безопасности!!!

Слайд 11

Предлагаю Вашему вниманию несколько примерных вариантов совместной исследовательской деятельности с детьми. «З амерзшая вода» Задача: выявить, что лед - это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, изображение айсберга. Рассмотреть кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Ребенок пробует это сделать. Лед сохраняет форму - он твердое вещество. После обратить внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? ( В комнате тепло.) Во что он превратился?

Слайд 12

«Определяем плавучесть предметов» Определяем плавучесть предметов (деревянных, резиновых, пластмассовых, бумажных). Знакомимся со свойством плавучести различных предметов. Материалы: таз с водой; предметы, сделанные из разных материалов (резиновая игрушка, пластмассовый мяч, бумажные кораблики, деревянный кубик). На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно, назвать их. В ходе этого знакомства с ними, важно поддерживать беседу с детьми, задавая вопросы: как звучат эти предметы? С помощью чего мы услышали эти звуки? Пахнут ли эти предметы? Далее поиграть в игры: «Угадай, что звучит», « Отгадай по запаху», « Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь». В конце каждой игры нужно сделать вывод: что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка ?

Слайд 13

« Почему весной (осенью) бывает грязно ?» Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй. Ход опыта: В чашку с землёй набрызгать воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь. Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице бывает грязно. Не забывайте делать вывод. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ребенку материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его дальнейшие познавательные интересы.

Слайд 14

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. Наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности. Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Слайд 15

Список изученной литературы : Детское экспериментирование.- М.: Педагогическое общество России, 2003.-79с . Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики .// Дошкольное воспитание.-2000.- № 2.- С.8-17. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. , - Волгоград: Учитель, 2011. Интернет-источник

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ