Конспект занятия по окружающему миру Живая земля""
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Морозова Любовь Александровна

Конспект занятия по окружающему миру "Живая земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivaya_zemlya.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру с применением опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

По теме «Живая земля»

Цель:

Закрепить знания о почве методом опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с составом земли. Познакомить с некоторыми почвенными обитателями;

2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.

4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.

5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле.

Дети входят в помещение, здороваются с гостями.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь  друг другу рад.

Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Прослушивание аудиозаписи  «Не крутите пестрый глобус»

Воспитатель: Ребята вы узнали эту песню?

Дети: «Не крутите пёстрый глобус»

Воспитатель: А почему глобус называют пёстрым?

Дети: Потому, что на глобусе есть голубой, зеленый, желтый и др. цвета

Воспитатель: Что изображают зеленым цветом на глобусе?

Дети: Растения.

Воспитатель: Посмотрите на нашу карту, какие цвета на ней преобладают?

Воспитатель: А везде ли растут растения?

Дети: Нет!

Воспитатель: Где растения не растут?

Дети: Там где нет земли.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «Земля» ?

Дети: Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём.

Воспитатель: Спасибо ребята. У слова земля есть и другой смысл.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?

Дети: Земля. Почва.

Презентация «Как образовалась почва?»

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

Воспитатель: Плодородие основное свойство земли.

Мы с вами часто провидим опыты – эксперименты, которые помогают нам раскрыть многие тайны. Давайте вспомним, какой опыт мы начали проводить.

Дети: Было три стакана: с землей, глиной и песком мы положили в каждый семена редиса.

Воспитатель: Сегодня мы видим, что росток редиса в каком стакане….?

Дети: В стакане с землей.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы.

И для этого я предлагаю вам стать учёными и отправиться в подземный мир. Кто знает, чем занимаются учёные? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты).

Отправляйтесь в путешествие по волшебной тропинке. (звучит музыка)

Но дорога туда очень трудная. Встаньте друг за другом и идите за мной.

сначала нужно пройти высокую траву (дети идут, высоко поднимая ноги)

потом переплыть через ручей (дети имитируют движения пловцов)

потом прыгать с кочки на кочку (дети прыгают на двух ногах)

Вот, наконец, мы и добрались до подземного царства.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет так: включаем фонарик и идём по туннелю в лабораторию.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования.

После проведения опыта заполняется таблица.

Опыт № 1.

Цель: определение цвета и состава почвы.

1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.

2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.

3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой).

4. Сделай вывод.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? Что вы еще увидели в почве?

Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.

Опыт № 2.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

1. Возьми комочек почвы.

2. Брось её в стакан с водой

3. Наблюдай, что происходит.

4. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.

Двигательное упражнение «Земелюшка – чернозем».

Опыт № 3.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.

1. Возьми лист бумаги.

2. Насыпь на неё немного почвы.

3. Придави её плотно к бумаге.

4. Стряхни почву.

5. Наблюдай, что произошло.

6. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?

Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Воспитатель: Делаем вывод.

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь

Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?

Игра «Подземные жители» с опорой на макет.

Опыт № 4.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

1. Зачерпни мерную ложку почвы.

2. Брось её в стакан с водой.

3. Размешай палочкой.

4. Дай отстояться.

5. Наблюдай за осадком

6. Сделай вывод.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?

Дети: В почве есть песок и глина.

Воспитатель: Давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос. Люди часто называют землю "кормилицей", "матушкой-землёй". Почему? (Ответы детей). На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем" матушке - Земле" несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, "живую землю", на которой всё оживает.

Игра «Это мы знаем».

Правила игры: Если я говорю правильно и вы согласны, то говорите «да», если не согласны «нет».

а) почву называют волшебной кладовой?

б) основное свойство почвы- плодородие?

в) почва синего цвета?

г) в почве есть вода и воздух?

д) в почве нет песка и глины?

Сюрпризный момент с почвой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру " Живая и Неживая природа "

Занятие по окружаещему миру " Живая и Неживая природа " подготовительная группа ....

Конспект занятие по окружающему миру : "Рыбки живые и игрушечные"

Задачи: показать детям отличие живой рыбки от игрушечной; дать представление о строении рыбки (у рыбки есть голова, хвост, туловище, на голове глаза, рот); уточнить представление о среде обитания рыб ...

конспект занятия по окружающему миру по теме: «Живые и неживые предметы».

Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе; учить выделять отличительные признаки объектов и классифицировать их....

«Мы живем на планете ЗЕМЛЯ» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

План – конспектобразовательной деятельностис одаренными детьми 5-6 лет по знакомству с элементарными физическими явлениями. Тема: «Мы живем на планете ЗЕМЛЯ»....

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Что такое природа? Живая и неживая природа"...

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"

Конспект занятия по окружающему миру "Что такое природа? Живая и неживая природа"...