Проект "Прогулки по лесу" для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Геннадьевна Сиверцова

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в детском саду
Проект «Прогулки в сказочный лес»

                      C:\Users\Алёнушка\Desktop\Аттестация\правила поведения в лесу.jpg

                                                               C:\Users\Алёнушка\Desktop\Аттестация\панно подснежник.jpg

                                                                           

                                   

                                                                      Группа Радуга

«Мы - хозяева нашей природы,

и она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни.

 Рыбе - вода, птице – воздух,

зверю - лес и горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу –

значит охранять Родину.

М. Пришвин

Проблема:

 Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению.

Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.

Имеются пробелы в экологическом воспитании детей. Несформированность у детей представлений о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; о неразрывной связи человека и природы.

    Дети не знают правила поведения в лесу.

Актуальность:

 Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

 Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях.

Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.

 Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы, в частности.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к природе и к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение

Задачи:

 - Организация соответствующей предметно-развивающей среды (игр, дидактического материала, альбомов с иллюстрациями и загадками, презентаций по теме);

 - Формировать у детей представление о лесе, правилах поведения в лесу;

 - Развивать познавательные и творческие способности детей, любовь к природе, бережное отношение к ней;

 - Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

Участники проекта:

Воспитатели

Дети

Родители

Сроки реализации:

декабрь –май 

Место проведения:

МБДОУ Детский сад №218 подготовительная группа

Этапы реализации проекта

 1 этап – подготовительный

 2 этап – основной (реализация проекта)

 3 этап – заключительный (защита проекта)

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Деятельность педагога:

 Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных).

 Составление плана работы над проектом.

 Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.

 Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам.

 Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

 Изготовление дидактических игр, пособий и т. д.

Деятельность детей:

 Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Просмотр развивающих мультфильмов, фильмов о природе, лесе и животных.

Взаимодействие с семьей:

 Проведение родительского собрания.

 Совместное обсуждение мероприятий по выполнению 

 Индивидуальные беседы с родителями.

 Акция «Экологическое письмо»

Примечание:

На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи. 

ВТОРОЙ ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Деятельность педагога

Беседы, занятия с детьми познавательного характера:

«Что такое лес»(запуск темы)

- Какую пользу приносит лес?

«Береги природу!»

- Растения – пища животных и человека

- Какие бывают леса?

- Деревья и кустарники наших лесов

- Деревья наши друзья

- Грибы

- Ягоды

- Лекарственные и ядовитые растения или игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений»

- Охрана растений. Красная книга

- Кто живет в лесу?

- Зачем волкам нужны зайцы?

- Как дикие звери готовятся к зиме

- Перелетные и зимующие птицы

- Хорошо ли жить в царстве пернатых

- Почему появились редкие птицы. Красная книга

- Охрана животных. Красная книга

- Насекомые и др.

- Знакомство с профессией лесника

- Мы друзья природы

- Охрана леса

- Как люди помогают лесным обитателям

Организация предметно-развивающей среды по заданной теме

 Создание презентаций для занятий с детьми («Ягоды», «Грибы», «Лес и его звуки»)

Детская деятельность:

Дидактические игры: «Отгадайте, что за растение»; «Узнай и расскажи», «Загадай, мы отгадаем», «Что растет в лесу»; «Кто живет в лесу»; «Третий лишний»

Отвечай одним словом: «Что было бы, если из леса исчезли…; «Береги природу!» Тема: «Д/и «Кто где живет?»

Тема: Д/и «С чьей ветки детки?»

Тема: «Природу надо беречь!» «Кто что ест?»; «Что это за птица?»; «Найди детеныша для мамы»; «Четвертый лишний», «Чей хвост, чья голова?» и др.

  Подвижные игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Сова и мыши», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Кот и воробьи», «Перелет птиц» и др.

 Сюжетно-ролевые: «Лесник», «Охота»

 Чтение художественной литературы:

Просмотр мультфильма «На лесной тропе»

Чтение сказки В. Г. Сутеева «Яблоко»

Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Чтение сказки А. Толстого «Сорока»

К. Ушинский «Спор деревьев».

Е. Пермяк «Русские сказки о природе»

Н. Сладков «Сказки леса»

В. Бианки «Сказки» и др.

Заучивание стихов, знакомство с пословицами об охране леса, отгадывание загадок:

К. Д. Ушинский «Берёза моя, берёзонька…»;

З. Александрова «Птичья Ёлка»,

Е. Соколова. «Живая ёлочка»,

Е. Соколова. «Зелёная красавица»,

Е. Серова «Зеленая страна»,

А. Лопатина «Жизнь дерева», «Липкины дары».

Просмотр слайдов:

«Правила поведения на природе»

Просмотр развивающих мультфильмов о лесе и его жителях».

Рисование

Тема: «Братья наши меньшие»

Тема: «Золотой луг»

Тема: «Запрещающие знаки»

Аппликация

«Зайчик в лесу»

«Нежный подснежник» - декоративное панно

«Во поле береза стояла»

     Лепка:

 «Царство диких зверей»

Аппликация:

«Деревья зимой» - аппликация из пластилина

«Трусишка зайка серенький» аппликация из ватных дисков

Объемное конструирование:

«Ежик»

«Птенчик из бумажных полос»

Коммуникативная деятельность:

Творческое рассказывание детей по темам: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек и природа».

Работа с родителями:

- Информация в родительском уголке «Лес зимой» и т. д.

- Работа над созданием совместно с детьми выставки поделок из природного материала «Зимние странички»

- Чаепитие «У самовара» (травяной чай и ягодное варенье)

Экологическое письмо

- Проведение акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек из бросового материала

- Подготовка и оформление совместной выставки рисунков, «Правила поведения в лесу».

Организовать в детском саду экологическую акцию «Спаси планету- батарейка враг всего живого»

ТРЕТИЙ ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Деятельность педагога:

 Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)

 Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ

 Участие в выставке педагогических экологических проектов.

 Деятельность детей и родителей: Проведение игры-викторины совместно со взрослыми «Знатоки леса»

Ожидаемые результаты для детей

- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы

- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)

- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка

- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Ожидаемый результат для родителей:

 Повышение уровня экологического сознания.

 Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов:

 Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

 Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.

Акция «Экологическое письмо»

Здравствуйте дорогие жители планеты! Пишет вам Белочка.

Живу я в лесах и последнее время стали перебираться в города. У меня Большая просьба к вам, Берегите, нас, пожалуйста!

А знаете, почему нас нужно беречь? Потому, что наши деревья могут срубить, а нам негде будет жить. А полянку с грибами и ягодами могут засорить. Не бросайте мусор и пустые бутылки, батарейки и не поджигайте, лес.

Вы можете сажать новые деревья, и ягоды, и грибы. У нас будет больше пищи, если вы будете беречь природу. Если вы нас будете беречь, мы не будем погибать!

Берегите лес, там много наших друзей. Медведи, зайцы, лисы, волки и ежики наши соседи.

До свидания!

Берегите природу, ведь это наш дом!                                                  

  Дата

Вид деятельности

Цель

Декабрь -январь

Беседы, занятия с детьми познавательного характера:

«Что такое лес»(запуск темы)

- Какую пользу приносит лес?

«Береги природу!»

- Растения – пища животных и человека.

- “Какие бывают леса?”

- “Деревья и кустарники наших лесов”.

Не губить, а беречь. (беседа)

Рисование зимнего леса.

- Выявить уровень знаний детей о лесе

- Вызвать интерес к изучению природы

- Воспитывать любовь к природе.

Январь-февраль

- Беседа «Кто живет в лесу».

Макет «Кто, где живет?»

- Просмотр видеофильма «Как звери зимуют в лесу»

- Составление описательных рассказов о диких животных.

- Чтение рассказов М.М. Пришвин «Рассказы про животных»

- П/и «Охотник и зайцы».  

Организовать в детском саду экологическую акцию «Спаси планету- батарейка враг всего живого» и «Сдай крышечку спаси планету» занятие мероприятие «Почему нельзя выбрасывать батарейки и крышечки в мусор»

- Расширять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных в лесу.

- Закрепить знания о внешнем виде животных леса, местах обитания.

- Развивать эстетическое восприятие образа животных.

- Воспитывать любовь и заботу о животных.

Февраль-март

Подготовка с детьми докладов про диких животных, с картинками

Оформление альбома «Что мы знаем о животных и леса».

Рисование диких животных. Тема: «Братья наши меньшие»

Лепка - «Царство диких зверей»

Просмотр фильма «Обитатели леса»

Аппликация тема: «Лиса зимой»

Воспитывать интерес к проектной деятельности.

Март-апрель

21.03

Празднование праздника «международный день

леса»

Растительность лесного царства.

  1. деревья
  2. кустарники
  3. ягоды
  4. цветы и травы

(рассматривание картин, познавательные

занятия, загадки, беседы)

Дидактическая игра: “Отгадайте, что за растение”; “Узнай

 и расскажи”, " др. “Что растет в лесу”;

Чтение художественной литературы:

А. Лопатина «Жизнь дерева»«Липкины дары».

К. Ушинский “Спор деревьев”.

Е. Серова «Зеленая страна»,

Просмотр слайдов:

«Правила поведения на природе»,

Просмотр развивающих мультфильмов о лесе и его жителях».

Аппликация

«Нежный подснежник» - декоративное панно

Закреплять и систематизировать знания детей об особенностях жизни растительного царства

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками

Апрель-май

Ползающие, прыгающие, жужжащие

 Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые».

 Знакомство со строением насекомых на примере осы, Загадки по теме

Рисование насекомых в нетрадиционной технике. (набрызг по трафарету Бабочка)

Выставка рисунков,

Чтение художественной литературы: «Про муравья», В. Степанова «Стрекоза», В.В. Бианки «Хвосты», В.Д. Берестов «Честное гусеничное», Н. Гали «Муравьиные истории», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

Составление описательных рассказов о насекомых. Чтение: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»

Систематизировать знания детей о других лесных жителях

Заключение

Метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей. Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

 Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий.

Реализуя проект «Как звери к зиме готовятся» нам удалось расширить кругозор, развить познавательную активность и любознательность у детей; привить любовь и заботливое отношение к животным. Многие родители приняли активное участие в работе над проектом. В группе улучшилась предметно – развивающая среда.

 Из всего сказанного ранее можно констатировать: в данном проекте поставленные задачи успешно реализованы.  Целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности способствовала целостному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей, а также сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников». [Текст] / Н. Е. Веракса,  А. Н. Веракса. - М., 2013 г. 

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. [Текст] / О. И Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. – М.,  2012г.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л. С. Киселёва,     Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М., 2012 г.                                  

4. Макеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. [Текст]  /  Е. В. Макеева. – В.,  2013г.

5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л. Д. Морозова. – М., 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...