Картотека дидактических игр для закрепления представлений о животном мире
картотека по окружающему миру

Картотека дидактических игр для закрепления представлений о животном мире

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для закрепления представлений о животном мире

  1. Лото «Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Материал: картонные карточки, деревянные фишки с изображением животных.

Ход игры: Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую фишку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.

Усложнение: для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле.

  1. Путешествие по карте леса

Цель: формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети и т. д.

Материал: большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя).

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

Правила:

1. Количество играющих 4-6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов - кружочков по карте леса.

4. При попадании на кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

5. Тот, кто все правильно рассказал, имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.

Алгоритм проведения

1. Педагог раскладывает перед детьми карту леса.

2. Знакомит детей с правилами игры и заданием, предлагает с помощью кубика по очереди продвигаться по карте леса.

3. В конце игры подводится итог.

  1. Мемо

Цель: закрепить знания детей о диких животных, их образе жизни и потребностях.

Материал: 30 парных карточек с изображением животных.

Ход игры: Карточки разложены изображением вниз.

Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева.

Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.

Усложнение: назвать животное, его детеныша, дом и т.д..

  1. Пирамидки

Цель: развивать у детей умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, – экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Материал: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры.

Первый вариант.

Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных деревьев и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали. Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др. Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и объясняет их.

Ход игры. Второй вариант. Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.

Воспитатель. Правильно ли я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода? Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы. Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы. Продолжением данной работы является знакомство дошкольников с правилами поведения в природе: - с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья, не сдирать с деревьев кору и т.д.); - нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поляны и лужайки становятся грязными и некрасивыми; - при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе.

  1. Отгадайте, что за животное

Цель: развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

Материал: Карточки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

  1. Угадай и расскажи

Цель: закреплять знания детей о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни.

Формировать пространственное мышление, воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.

Материал: картина с изображением лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны.

Задания:

1. Дать команду своим глазам внимательно рассмотреть картину лесного ландшафта.

2. Увидев что-то необычное или знакомое, подумать, как рассказать об этом другу, чтобы он сам нашел это на картине.

3. Слушать товарища и добавлять к его рассказу что-либо новое.

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 5-6 человек.

2. За правильно составленное предложение ребенок получает красную звездочку.

3. Кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.

Алгоритм проведения

1. Педагог раскладывает перед детьми большую красочную картину с изображением лесного ландшафта.

2. Он просит детей внимательно рассмотреть и по очереди описать словами не только живые объекты, которые спрятались, но и те места, где, по их мнению, кто-то спрятался.

3. Руководствуясь словесными указаниями, дети пытаются узнать и назвать по имени того, кто спрятался.

4. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут то место, где спрятались живые объекты.

5. Игра идет до тех пор, пока все герои не будут найдены.

6. В конце игры подводится итог.

  1. Речные жители

Цель: закрепить знания детей о рыбах, и других речных обитателях.

Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал: дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания:

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в определенное место - туда, где любит обитать та или иная рыба.

Правила:

1. Количество играющих 3-4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Алгоритм проведения

1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.

2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.

4. В конце игры подводится итог.

  1. Пятый лишний

Цель: развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Материал: карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.

Ход игры: детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

  1. Какие животные спрятались на картинке?

Цель: закрепить представления о животных, развитие внимания, мышления, воображения.
Дидактический материал: карточки с изображением контура различных животных.
Ход игры: предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.

  1.  Что за птица?

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц,

Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел».

Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей»,- отвечает тот и быстро передает предмет следующему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

  1.  Лото «Насекомые и пресмыкающиеся»

Цель: закрепить знания детей о насекомых и пресмыкающихся.

Материал: картонные карточки, деревянные фишки с изображением животных.

Ход игры: Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую фишку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает фишку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.

  1.  Зоологическое домино

Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, воспитывать сообразительность, внимание.

Ход игры: Детям раздается по 3-4 карточки, остальные - «магазин»; Ведущий начинает первый ход с любой «карточки»

с одинаковым рисунком и кладет ее на поле – «стол»; -

Выигрывает тот, кто первый остается без карточек, положит их

по правилу: корова к корове, медведь к медведю соблюдая

очередность. При повторении игры карточки перемешивают.

Выигрывает тот, кто первым заканчивает

подбор картинок, положит их по правилу: корова к корове,

Усложнение: дети не только кладут карточку, но и называют

животное, говорят дикое оно или домашнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о народном декоративно-прикладном искусстве

Представленные игры позволяют решить следующие задачи: Закреплять представления о народном декоративно-прикладном искусстве.Закреплять умение выделять характерные особенности предметов народных п...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о жанрах и видах изобразительного искусcтва

Представленные игры позволяют решить следующие задачи:Закреплять представления о жанрах (пейзаж, натюрморт, портрет) и видах (живопись, графика) изобразительного искусства.Упражнять в узнавании знаком...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о православных праздниках

Представленные игры позволяют решить следующие задачи:•Закрепление представлений о Рождестве Христовом и Пасхе.•Развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления....

Дидактические игры на закрепление представлений о народном костюме бурят, русских, эвенков.

Дети закрепят представления о собенностях  .национальной одежды бурят, русских, эвенков: особенности внешнего вида, цвет, материал, украшающие детали....

Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...

Дидактические игры для закрепления представления о форме и величине, подборка игр для формирования элементарных измерительных умений

- Дидактические игры для закрепления представленияо форме и величине- Подборка игр для формирования элементарных измерительных умений...