Конспект НОД " Космическое приключение"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сухих Юлия Николаевна

Конспект по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_priklyuchenie.docx176.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Речецветик»

Конспект организованной образовательной

 деятельности по познавательному развитию

 для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Космическое приключение»

Автор:

Сухих Юлия Николаевна, воспитатель

Телефон +79025079913

e-mail: yuliya090392@mail.ru

Архангельск 2021 г.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме «Космическое приключение» для детей старшего дошкольного возраста

 5 – 6 лет.

Форма проведения: групповая.

Цель -  расширение и углубление представления детей о космосе.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения праздника Дня космонавтики.

Расширять представления детей о профессии космонавта.

Систематизировать и расширять представление детей о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях. 

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры, составлять из них фигуру по образцу.

Продолжать упражнять детей в ориентировке детей на плоскости, используя слова: налево, направо, вниз, вверх.

Развивающие: Развивать диалогическую речь методом интервью.

Развивать внимание, память через дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

 Развивать зрительное восприятие посредством дидактического упражнения «Найди по силуэту»

Воспитательные: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Демонстрационный материал:

 Игрушка журналист, макет солнечной системы, солнце, планеты на формате А3.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, квадрат), силуэтные изображения предметов (ракета, скафандр, солнце, звезда, планета с кольцами и др.) и их цветные копии на каждого ребенка, макет солнечной системы, солнце и планеты на каждого ребенка, лабиринт на формате А3.

Технические средства: 

Мультимедийное устройство, ноутбук, экран, презентация «Космос»

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети стоят полукругом, звучит спокойная музыка.

В:

Я решил сегодня твёрдо:
Космонавтом стать хочу!
Я в ракету влезу гордо
И в ракете полечу!
Будут звёзды и кометы
Проплывать в моём окне,
Все журналы и газеты
Всем расскажут обо мне.

 (А. Ерошин)

В: Ребята, о чем мечтает мальчик в стихотворении?

Д: Стать космонавтом и полететь в космос.

В: Правильно! Многие мальчишки мечтают быть космонавтами, ведь это очень интересная, необычная, но очень сложная и опасная профессия. Она полна приключений и удивительных открытий.

Я хочу рассказать вам интересную историю о известном космонавте, но для этого вам необходимо занять свои места на стульчиках.

Дети садятся за столы, стоящие напротив экрана

  1. Основная часть:

В: В весенний мартовский день в небольшой деревне под городом Смоленском родился мальчик Юра. (Слайд 2) Он рос умным мальчишкой, любил слушать сказки. Когда Юре исполнилось 7 лет – началась война. Трудности военного времени сделали его характер стойким и мужественным. С тех самых пор он мечтал стать военным летчиком. И его мечта сбылась, но не сразу: в юности он вступил в клуб авиалюбителей, закончил летное училище, и наконец стал летчиком. В это время начался отбор кандидатов для первого состава отряда космонавтов. Доброжелательный, сильный, надежный юноша ни к кому не испытывал зависти, упорно работал, и руководство решило доверить ему важнейшую миссию – первый полет в космос. Этот полет состоялся 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток 1». (Слайд 3) И теперь всему миру известен наш первый космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 4)

Каждый год 12 апреля мы празднуем замечательный праздник -  день Космонавтики. А в этом году он особенный, юбилейный - прошло 60 лет со времен первого полета человека в космос.

 

Дидактическая игра «Какой должен быть космонавт?

В: Ребята, как вы думаете, какой должен быть космонавт?

Д: Смелым, сильным, выносливым, бесстрашным, отважным и др.

В: Молодцы, ребята! А теперь скажите мне, пожалуйста, есть ли среди вас дети, такие же смелые, как Юрий Алексеевич?

Д: Да!

В: Тогда приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Вы знаете, что нужно для того, чтобы отправиться в космос?

Д: Знаем!

Дидактическая игра «Что лишнее»

В: Давайте это проверим. Сейчас на слайде появятся разные предметы, некоторые из них мы возьмем в полет. Назовите предметы, которые нам не подойдут. Если вы назовете правильно, то ненужные предметы пропадут, останутся только те, которые мы возьмем в полет. Называть предметы мы будем только слева направо. Начинаем. (Слайд 5)

В: Хорошо, все оставшиеся предметы мы соберем с собой. Но стойте, на чем же летают в космос?

Д: В космос летают на ракете.

В: Предлагаю построить ракету.

Логическое упражнение «Построй по образцу»

И: У меня есть детали корабля и схема его постройки. Необходимо собрать его, справитесь? Подходите к столу, где лежат детали. Рассмотрим внимательно схему. Из каких фигур состоит ракета? Какого цвета? Все ли фигуры одного размера? С какой фигуры начнем собирать ракету? Какую поставим ниже?  Приступаем к сборке.

Игры с блоками Дьенеша - дошкольное образование, презентации

В: Все верно, вы справились!

Упражнение «Найди по силуэту»

В: Для того, чтобы отправиться в космос, нужно занять места на космическом корабле. Ракета, которую вы построили, оборудована так, что для каждого из вас есть кресло. Но не все так просто! Сейчас я раздам вам силуэты предметов, связанных с космосом.

Воспитатель выдает карточки с силуэтным изображением ракеты, скафандра, звезды, планеты, солнца и др. каждому ребенку.

В: Посмотрите внимательно на силуэт на карточке и догадайтесь, где ваше место. Ну что, займем свои места. Будьте внимательны!

 Посреди группы расставлены стулья – места в корабле, на спинке каждого стула – картинка – пара карточки ребенка.  

В: Все нашли свое место? К взлету готовы? На старт, внимание… Полетели!

(Слайд 5)

В: Вот мы и в космосе. Как же здесь красиво. (Слайд 6) Хотите узнать о нем больше?

В: Сейчас я вам расскажу о том, что такое солнечная система. Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце – это раскаленный газовый шар. Солнце – это большая звезда, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой. Каждая планета движется по своей орбите.

В: Предлагаю каждому из вас составить модель солнечной системы. Давайте расставим планеты, каждую на свое место, а я вам немного расскажу о каждой из них.

В: Но перед тем, как приступить к заданию, вам, космонавты, нужно немного размяться. Вставайте со своих мест и выходите ко мне.

Физкультминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом,
Надеваю я скафандр,
Полечу я на ракете
И открою все планеты!

- поднять руки вверх.

- присесть и постепенно вставать.

- соединить руки над головой.
- обвести руками большой круг.

В: Теперь перейдем в кабину ракеты и сядем за столы. (На столах расставлен клей, листы с изображением солнца и орбит, планеты разных цветов и размеров, карандаши)

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

В: Как называется путь, по которому движется планета?

Д: Орбита.

 В: Перед вами картина – космос. На ней изображены лишь орбиты.  Давайте ее заполним.

В центре мы приклеим солнце, обозначим его большим желтым кругом. Что вам известно о солнце? Как вы думаете, смогли бы мы жить без солнца?

В: Всем известно, что на солнце нельзя смотреть долго, от этого устают глаза. Чтоб наши глаза отдохнули, предлагаю сделать гимнастику.

Гимнастика для глаз «Космос»

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря

Видит он весь шар

Шар земной – наш дом родной

- закрыть глаза.

- открыть глаза.

- посмотреть влево, вправо.

- на каждое слово опустить взгляд вниз.

- посмотреть то влево, то вправо.

- земной нарисовать глазами круг

посмотреть вдаль.

В: Вокруг солнца мы видим орбиты, сейчас на них мы будем располагать планеты. Самым первым расположим Меркурий - самую маленькую и самая близкая к Солнцу планета. Найдите самый маленький круг, им мы и обозначим Меркурий. Приклейте его на первую орбиту. Какую планету вы приклеили первой?

В: Потом совершает свой круг красавица Венера, которую окружает слой очень плотных облаков. На Венере постоянно происходят вспышки молний. Венера имеет бело – желтую окраску. Давайте найдем ее среди других планет и приклеим на вторую орбиту. Какую планету вы расположили второй?

В: Третью планету вы назовете сами, когда послушаете мою загадку:

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери…

В: О какой планете говориться в загадке?

Д: О планете Земля!

В: Что вы знаете об этой планете?

Д: На ней есть жизнь. Большая часть этой планеты покрыта водой. У нее есть спутник – луна.

В: Молодцы. Найдите планету Землю и наклейте ее третей. Белым карандашом нарисуйте луну.

В: Еще дальше движется маленький Марс. На ней большое количество железа и поэтому поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Космонавты хотят полететь на Марс и исследовать планету. Возьмите красную планету и приклейте четвертой. Какая это планета?

В: За Марсом находится дорога огромного Юпитера – самой большой планеты в Солнечной системе. Имеет огромное количество спутников – 67. Найдем самую большую планету, приклеим ее следующей. Как называется самая большая планета?

В: Далее находится орбита необычного Сатурна, у которого имеются необычные кольца из газа и космического мусора. Найдем его и приклеим. Какую планету мы приклеили?

В: Следующие планеты похожи немного между собой, это Уран и Нептун. Уран является третьей по размеру планетой в Солнечной системе, его называют «ледяной планетой» она голубого цвета. Нептун -  последняя, 8-ая планета от Солнца. Он похож на Уран. Нептун относится к ледяным гигантам. Планета названа в честь морского бога – Нептуна, она синяя. Давайте найдем их место и приклеим. Какие планеты, похожие друг на друга, вы приклеили последними?

В: Ребята, посмотрите, какая красивая модель солнечной системы получилась у каждого из вас.

В: Ребята, пора отправляться домой. Для того, чтобы долететь до Земли, нужно найти короткий путь. У меня есть карта -  лабиринт, на которой он указан. Один из вас будет чертить путь, а другие ребята будут указывать направление движения. Будьте внимательны, некоторые маршруты могут привести вас в тупик. Кто хочет взять карандаш и чертить путь? Все остальные будут говорить направление движения: направо, налево, вверх, вниз. Приступим. Куда сначала будем двигаться на ракете? Куда дальше?

Лабиринт «Доберемся до земли»

Лабиринт космоса иллюстрация вектора. иллюстрации насчитывающей - 53842279

   

         

Ракета с пламенем на белом фоне, векторная иллюстрация eps10 | Премиум  векторы

3. Заключительная часть:

 В: Ребята, как хорошо на родной планете Земля! Ой, кто тут нас ждет?

Это журналист, он узнал, что вы были в космосе и хотел бы вас о нем расспросить. Согласны? (Воспитатель достает куклу с микрофоном)

Д: Да!

Упражнение «Интервью»

Ж: Здравствуйте, ребята! Я бы хотел задать вам несколько вопросов:

- Какой праздник отмечает вся планета в этом году?

- Как зовут самого первого космонавта?

-  Куда вы сегодня совершали полет?

- Что такое Солнечная система?

- Как называется планета, на которой мы живем?

- Какая планета самая большая?

- А какая планета красная?

- Что вам запомнилось больше всего?

Спасибо за интервью, я напишу о вашем путешествии статью в детском журнале. До свидания!

В: Было очень интересно с вами в космосе, вы показали себя очень смелыми и умными. Из вас вышли отличные космонавты. Молодцы!

Список литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ/ И.Е. Аверина - М: Айрис-Пресс, 2006.-136 с.
  2. Амасова Большая книга лабиринтов, головоломок и логических игр / Амасова, Запаренко Аня; , Виктор. - М.: Астрель, 2008. - 762 c.
  3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.
  4. Овчинникова А.В «Глаза устали» // Здоровье-1997. – №3. - с. 95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Космическое приключение"

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим....

Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...

Конспект развлечения в подготовительной группе «Космическое приключение»

Программное содержание: создать праздничное настроение. Совершенствовать навыки рисования в технике «граттаж». Развивать чувство композиции, эстетическое восприятие. Развивать двигательную активность....

Конспект НОД по ОЗОЖ «Необычные космические приключения»

Конспект НОД по ОЗОЖ для старшей группы...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ФЭМП "Космическое приключение"

Непрерывно образовательная деятельность может быть использована ,как итоговая деятельность по ФЭМП на тему "Космос"...