проект по краеведению "Моя малая Родина"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Юлия Владимировна

Ознакомление с родным поселком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Малая родина - это прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного поселка. Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

ПРОЕКТ

по краеведению «Моя малая родина»

в подготовительной к школе группе

Выполнил:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Макарова Юлия Владимировна

Дата проведения: ноябрь - апрель

Снегири, 2020 – 2021 учебный год. 

Все мы живем в огромной прекрасной стране – в России. Мы все любим ее всем сердцем, потому что, как сказал великий писатель и педагог К. Д. Ушинский, «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своей малой родине.

Актуальность: ознакомление с родным поселком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Малая родина - это прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного поселка. Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: формирование у детей элементарных представлений о родном крае.

Задачи проекта:

- знакомить детей с родным поселком (история, символика, достопримечательности);

- прививать бережное отношение к поселку, его природе.

- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;

- воспитывать умение видеть красоту родного поселка, радоваться ей и беречь;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Вид проекта: долгосрочный (ноябрь - апрель), групповой, информационный.

Участники проекта: дети подготовительной, родители воспитанников, воспитатель.

Формы и методы работы с детьми:

- НОД, беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование, рассматривание фотографий, презентации, продуктивная деятельность.

Формы и методы работы с родителями:

- консультация «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой родине».

- создание фотоальбома «Моя малая родина – Снегири».

- привлечение родителей к мероприятиям, проводимым в группе.

Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья. 

Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории поселка, достопримечательностях, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом.

Планируемые результаты:

Дети имеют элементарные представления о поселке, местных достопримечательностях, знаменитых личностях.

Дети проявляют интерес к родному краю, чувство ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Активно участвуют в различных видах деятельности, проявляют самостоятельность и творческую активность.

Дети стараются выражать собственные мысли, анализировать полученную информацию.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта с родителями;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап - основной

Реализация проекта

1.Беседы на тему «Что такое Родина?», «Что мы знаем о малой родине?», «Какие праздники ты знаешь?».

2.Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кому и что нужно для работы», пазлы «Мой край родной», и др.

3.Рассматривание достопримечательностей поселка и природы родного края.

4.Продуктивная деятельность: рисование; аппликации, поделки из природного материала.

5.Конструирование «Дом моей мечты».

6.Целевые прогулки по территории детского сада.

7.Чтение и разучивание стихов поэтов-земляков, знакомство с пословицами и поговорками о Родине.

8.Чтение сказок А. Корольковой

9.Знакомство с разными профессиями жителей села.

10.Участие в благотворительных акциях(крышечки)

11.Активное участие в жизни детского сада и районных мероприятиях.

III этап - итоговый

НОД «Мои Снегири».

Фотоальбом «Снегири».

Выставка творческих работ.

В результате работы над проектом воспитанники лучше узнают историю родного края; научатся выражать собственное мнение, анализировать. У ребят расширятся знания об известных людях родного города, памятниках и других культурных ценностях. Дети и их родители примут активное участие в сборе информации к проекту.

Тематически работу  выстроиваем по блокам:

  1. Блок-модуль «Летопись родных мест»
  1. «Загадки топонимики»
  2.  «Летопись поселка»
  3. «Наш детский сад»
  4. «День воинской славы»
  1. Блок-модуль «Родословие»
  1. «Древо жизни»
  2. «Имена и Фамилии»
  3. «Семейные традиции и обряды»
  4. «Профессиональные династии»
  1. Блок-модуль «Природное наследие»
  1. «Деревья и растения»
  2. «Животные, птицы и насекомые»
  3. «Экология и человек»
  1. Блок-модуль «Этнография»
  1. «Народонаселение»
  2. «Фольклор»
  3. «Народные игры»
  1. Блок-модуль «Военные события»
  1. «Великая Отечественная война»
  2.  «Ленино – Снегирёвский военно - исторический музей»
  3. «Подвиг народа бессмертен»

Воспитатель либо рассказывает детям по обозначенным темам, либо показывает презентацию - путешествие по поселку и его окрестностям, родному краю.

Приложение

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного поселка

  1. Как называется наш посёлок?
  2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
  3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
  4. Какие названия улиц нашего поселка ты знаешь?
  5. Есть ли в нашем поселке музей? На какой улице он располагается?
  6. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего поселка?
  7. Как можно сделать наш поселок красивым? Что для этого можете сделать вы?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне

  1. Когда празднуется День Победы?
  2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
  3. Какие военные профессии вы знаете?
  4. Какую боевую технику вы знаете?
  5. Участвовали ли жители поселка в Великой Отечественной войне?
  6. Чем награждают Героев войны?
  7. Есть ли в нашем поселке памятники погибшим воинам? Какие? Где?
  8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
  9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
  10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о людях, прославивших наш поселок

1.  Были ли в нашем поселке знаменитые люди?

2. Чем они прославили наш поселок?

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного поселка

1. Назови животных леса.

2. Назови деревья, которые можно встретить в нашем поселке и его окрестностях.

4. Назови птиц, живущих в нашей местности.

5. Назови растения, произрастающие на территории нашего поселка?

6. Как люди заботятся о животных?

7. Как люди заботятся о птицах?

8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Список используемой литературы:

1.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.

2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.

3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.

4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.

5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.

6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»

7. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

Проект .Тема: «Моя малая Родина»

Тема: «Моя малая Родина»     Тип проекта: исследовательско – творческий, долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители,воспитат...

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Проект "Чукотка моя малая родина" средняя группа

Кратковременный (2 недельный) проект о родном северном крае....

Проект «Дивногорск – моя малая Родина»

Для младших дошкольников знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств. Но родители недостаточно внимания обращают на самобытность города, его архит...

Проект «Савинский – моя малая Родина»

Цель проекта: дать детям знания о родном поселке. Развивать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым....