ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них»
проект по окружающему миру

Шибаева Анастасия Владимировна

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые тра­диции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразно­го, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших пред­ков.

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделыва­ются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блин­чики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для празд­ничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древно­сти, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, как, капуста, свёкла, репа и многие другие овощные культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovoshchnye_kultury.docx67.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №273 «Стрижи»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них»

Исполнители:

Шибаева А.В., воспитатель

г. Барнаул

Аннотация.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, как, капуста, свёкла, репа и многие другие овощные культуры.

Содержание.

Введение в проект        4

Актуальность        5

Средства реализации        6

Предполагаемые результаты        7

Этапы реализации        8

Реализация проекта в фотолетописи

Приложения

Список литературы                                .        20      

Введение в проект

Широкое распространение овощных культур в нашей стране объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт - это вырастить самому.

Данная работа направлена на то, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними - очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растений от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Актуальность.

Мы часто осуждаем загрязнение окружающей среды и продуктов питания тяжелыми металлами, нитратами, нитритами, пестицидами, но до сих пор в полной мере не осознаем свой личный вклад в антропогенную нагрузку. Снова и снова покупая «восковые» овощи в магазинах либо «кота в мешке» на стихийных рынках, мы молчаливо соглашаемся с отсутствием информации об условиях их выращивания. Тем временем в литературе можно найти данные о том, что до 30% от общего объема выращиваемой продукции составляют овощи и фрукты с превышением допустимых норм нитратов. Исследователями разных стран установлено, что избыточные нитраты и продукты их переработки организмом нитриты вызывают у человека рак желудка, отрицательно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы, на развитие эмбрионов. К избытку нитратов в воде и пище наиболее чувствительны дети, поэтому на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Так возникла тема нашего проекта «Овощные культуры Алтайского края и традиционные блюда из них».

Широкое распространение овощных культур объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт - это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними - очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение, но после всего этого мы будем точно уверены, что это растение не содержит в себе вредных веществ и будем спокойны за здоровье наших детей.

Цель.

Познакомить детей с прекрасным миром овощей: изучить особенности строения растений и создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к саженцам.

Задачи.

  • Способствовать ознакомлению детей с историей появления овощных культур на Алтае.
  • Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, пользе, ухода за ними.
  • Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
  •  Способствовать формированию представлений о выращивании растений из семян.
  • Способствовать обучению наблюдать изменения в развитии и росте растений.
  • Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Способствовать воспитанию интереса при уходе за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

  • Способствовать поиску новой информации об уже известных овощах.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) по теме.

Гипотеза.

Приобщение детей к духовным и экологическим ценностям, формирующим базу нравственности и культуры поведения, чувства любви к родному краю, будет достигнуто, если создать условия для проектно - исследовательской деятельности в процессе выращивания овощных культур в дошкольном учреждении объединив усилия педагогов, детей и родителей.

У частники проекта

  • дети 5-6 лет;
  • педагоги;
  • родители.

Срок реализации

  • Долгосрочный (на 1 год)

Средства реализации проекта.

Работая над проектом, дети знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит дошкольников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение детей методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Предполагаемые результаты.

У детей.        I

  • Дети узнали много нового о витаминах, содержащихся в  овощах, получили практические навыки по приготовлению салатов.
  • Дети научились красиво накрывать стол для чайной церемонии.
  • Дети умеют классифицировать овощи, выбирать наиболее полезные. Знают содержание в них определенных витаминов и их значение для здоровья организма.
  • Дети стали более выносливыми, жизнерадостными, здоровыми. Не привередничают во время еды.
  • Дети знают и правильно придумывают названия салатов из овощей.

У родителей        

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков

при взаимодействии с ребенком.        

  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.        
  • Грамотное и творческое отношение к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной разработке проекта.

У педагогов

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различных видов продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространения педагогического опыта в использовании        

нетрадиционных изобразительных технологий, электронных образовательных ресурсов.        

Этапы реализации проекта.

тап

Цель

Содержание

Подготовительный

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Создать условия для реализации проекта.

Беседа с родителями «Огород на окне»

Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

Выставка «Овощной калейдоскоп»

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Основной

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян.

Создать условия для обучения детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Продолжать способствовать обучению детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Выбор темы детьми для познавательного сообщения.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Отгадывание ребусов и кроссвордов по теме «Овощи Сибири».

НОД «Посев огорода».

Беседа «Будем знакомы» о разнообразии видов и сортов овощей Алтайского края.

Наблюдение за прорастанием семей.

Зарисовка ростков.

Труд в уголке природы.

Рисование. Натюрморт «Овощи».

Лепка «Корзина с овощами».


Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.

Знакомить детей с искусством художественной резки овощей (кар- винг)

Способствовать развитию понимания простых        причинно-

следственных отношений.

Продолжать создавать условия для обучения детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в грунт и необходимых условиях для дальнейшего роста.

Дидактическая игра «Узнай на вкус».

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Дидактическая игра «Веселый повар».

Речевые упражнения:

«Убираем урожай»(поиск соответствующего глагола);«Что где растет».

НОД «Весенний ковер» (карвинг).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».

Заучивание стихов об овощах.

Чтение худ. произведений. Отгадывание загадок об овощах.

Наблюдения: «Растут ли наши растения?».

Наблюдение за формированием цветка и плода

Итоговая беседа

Высадка в открытый грутгг

Итоговый

Создание презентации опыта работы.

Создание альбома

«Стихи, загадки, поговорки об овощах», представление        полученных

знаний.

Презентация проект

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий.

Досуг «Овощные посиделки»: инсценировка «Спор овощей»; приготовление салата и его дегустация;

интересные сообщения об овощах;

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об овощах.

Рецепты блюд из овощей.

Салат из свежей капусты

Салат из свежей капусты - прекрасный вариант для легкого перекуса или дополнению к основном блюду. Готовится быстро и просто, получается постным и легкоусвояемым. Сыроедческий салат.

Описание приготовления:

Салат из свежей капусты - едва ли не самый популярный гарнир к котлетам в простых столовых. В действительности, этот салат отлично сочетается с большинством мясных блюд, да и сам по себе салат может быть отличным вариантом для легкого перекуса. Минимум ингредиентов, минимум усилий (салат готовится настолько просто, что рецепт с фото и не особо-то нужен) - и вполне вкусный салатик у вас на столе. Приятного аппетита!

Назначение: На обед / На полдник

Основной ингредиент: Овощи / Капуста

Блюдо: Салаты

География кухни: Алтайский край

Ингредиенты:

Белокочанная капуста — 300 Грамм

Морковь — 1 Штука

Луковица — 1 Штука

Чеснок — 3 Зубчика

Подсолнечное масло — 3-4 Ст. ложек

Уксус — 1 Чайная ложка

Сахар — 2 Чайных ложки

Соль        По вкусу

Количество порций: 3-4

Как приготовить "Салат из свежей капусты"

300 грамм белокочанной капусты промываем под холодной водой, чистим лук и морковь.

Капусту нарезаем тонкой соломкой.

Морковь натираем на крупной терке, лук нарезаем кубиками, чеснок либо мелко-мелко нарезаем, либо пропускаем через чесночницу.

Все овощи перекладываем в одну посуду.

Поливаем салат подсолнечным маслом и уксусом, добавляем немножко сахара и соли. Хорошенько перемешиваем - и салат из свежей капусты готов!

Салат из капусты с уксусом

Каждый из нас знает вкус салата из капусты с уксусом - его всюду подают в качестве гарнира к различным блюдам. Но не все знают, как сделать вкусный капустный салат. Рассказываю и показываю.

Описание приготовления:

Салат из капусты с уксусом был едва ли не самым популярным в советских столовых, очень часто его можно увидеть в отечественном общепите и сегодня. Однако приготовить аналогичный капустный салат с уксусом в домашних условиях удается не всем, поскольку в приготовлении этого салата есть кое-какие хитрости. Если сделать все правильно - капуста «случится мягкой, нежной и с небольшим привкусом уксуса. Салат, кстати, хорош для диабетиков - в капусте ведь углеводов как кот наплакал. Удачи!

Назначение: На обед / На полдник

Основной ингредиент: Овощи / Капуста

Блюдо: Салаты

География кухни: Алтайский край

Ингредиенты:

Капуста белокочанная — 500 Грамм

Уксус 9% — 2 Ст. ложки

Растительное масло — 2 Ст. ложки

Сахар, соль        По вкусу

Количество порций: 5-7

Как приготовить "Салат из капусты с уксусом"

Капусту мелко шинкуем.

Кладем капусту в тазик и заливаем кипятком. Накрываем крышкой и оставляем в кипятке на 20 минут.

Откидываем капусту на дуршлаг, даем воде стечь. Капусту кладем в салатницу.

В капусту наливаем растительное масло и уксус, хорошенько перемешиваем.

По вкусу добавляем соль и сахар, еще раз хорошенько перемешиваем и даем настояться как минимум 10-15 минут - капусте нужно пропитаться уксусом. Затем салат можно подавать к столу

Ccurdi из Свежей моркови и свеклы

Салат из свежей моркови и свеклы - это салат людей, которые заботятся о своем здоровье. Такого количества витаминов и полезных веществ, пожалуй, не содержит ни один другой салат из овощей. Готовим!

Описание приготовления:

В детстве свекла у меня не вызывала ничего, кроме рвотного рефлекса. Родители заставляли меня есть сырую свеклу, пить выдавленный из нее сок... Меня же от этого просто воротило. Сейчас уже я переняла эстафетную палочку и пытаюсь научить своих детей правильному, здоровому питанию с малых лет - получается чуть лучше, чем у моих родителей получилось научить меня. Главное - не заставлять, а объяснять, почему это полезно, для чего есть полезные продукты. И все получится. Ну, взрослому человеку, наверное, и не нужно рассказывать, зачем есть салат из сырой свеклы и моркови - все и так понятно. Поэтому, без лишних слов, вашему вниманию - простой рецепт салата из сырой моркови и свеклы:

  1. Сырую свеклу и морковь помыть, очистить от грязи (ведь, как известно, кожуры ни у свеклы, ни у моркови нет - это корнеплоды).
  1. Очищенную свеклу и морковь нужно натереть на крупной терке либо измельчить при помощи кухонного комбайна (я предпочитаю второй вариант). Величина нарезки - на ваше усмотрение, я обычно нарезаю при помощи комбайна по-корейски, но допустимы и любые другие варианты. Главное - не резать крупно, т.к. салат должен быть гладким, нежным.
  1. В небольшой емкости смешать уксус, масло, лимонный сок и соль. Хорошенько перемешать до однородности.
  1. Смешиваем в салатнице измельченные овощи и заправку. Сверху, при желании, украшаем свеженькой петрушкой.

Вот и все - полезный салат из сырой свеклы и моркови готов. Приятного аппетита!

Назначение: На обед / Для детей / На полдник / Обед на скорую руку

Основной ингредиент: Овощи / Морковь / Свекла

Блюдо: Салаты

География кухни: Русская кухня / Республики СССР

Ингредиенты:

Свекла — 500 Грамм

Морковь — 500 Грамм

Уксус — 1 Чайная ложка

Подсолнечное масло — 1 Чайная ложка

Сок лимонный — 1 Чайная ложка

Петрушка        По вкусу

Соль — 1\2 Чайных ложек

Количество порций: 2

Сказки про овощи

Сказка про иорковку.

Жила - была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает:

  • Ты кто?
  • Я - Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! - ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.

  • В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит - сказала бабушка.
  • Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? - спросила она.
  • Хочу, хочу! - обрадованно закричала Иринка.
  • Тогда за дело!

Мы морковку чистим- чистим,

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпим

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Хрустик - Путешественник

Жил - был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

  • Ты кто? - спросил его Хрустик.
  • Я - толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я - витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок?

  • Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.
  • Давай, приходи почаще в гости! - ответил Помидор.

И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.

  • Ты кто? - спросил его Хрустик.
  • Я - Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели.

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

  • Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.
  • Давай, у меня много друзей! - ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

  • До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! - сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключение помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова: «Мои!», «Моя!», «Мое!».

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.

Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину зелени несет. «Мое!» - закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.

Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик нанизывает перчики на веревку. «Моя!» - закричал Помидорка и отнял веревку с перчиками.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

  • Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук - сказал обиженный Лук.

  • Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа - сказал обиженный Чеснок.

  • Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы - сказал обиженный Перчик.

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

Список литературы.

1.3енина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009

2.3енина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008

  1. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
  1. Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
  1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
  1. Ресурсы Интернета

Doshkolnik.ru

festival. 1 September. Ru

nsportal. ru / detsad. Ru

www/moi - detsad. Ru

www.ivalex.vistcom.ru

fruktu-i-owoshi. ru

www/dohme. Ru

ipklabdo.lanta - net. ru

www. Wiki, vladimir - edu. ru

wiki.iteach. ru

www.maaam. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой родной Алтайский край"

Проект в подготовительной группе по экологии...

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»

ПРОЕКТ «Мой родной Алтайский край»...

Проект " " Мой родной Алтайский край"

Цель : Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного края села, местным достопримечательностям....

проект Красная книга Алтайского края

Тема проекта выбрана мной не случайно. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в...

Проект " Мой родной Алтайский край"

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не     забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания...

Проект "Растительный мир Алтайского края"

Проект для детей старшей, подготовительной групп по ознакомлению с окружающим миром, содержащий региональный компонент....