Вулкан
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Надежда Фёдоровна Ткачёва

Опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в старшей группе «Вулканы»

Цель: Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы; познакомить с профессией ученого – вулканолога.

Задачи: Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе исследовательской деятельности; продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире; формировать интерес к явлениям природы.

Атрибуты и оборудование: мультимедиа, пластиковый стакан, глубокая пластиковая тарелка, конус из картона, сода, моющая жидкость, красная краска, уксус, макет вулкана, маленькая ложечка.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Вулканы»

Ход:

Под музыку дети проходят в группу, встают в круг.

Сюрпризная часть.

Воспитатель: как приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарим свои улыбки соседу справа и слева. Молодцы, проходите на стульчики.

- Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если  проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный…. (вулкан).

- Молодцы, ребята правильно это вулкан. И сегодня мы с вами поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Основная часть

Слайд 1 легенда вулкана.  Расскажет нам Настя, а мы послушаем ее.

Рассказ легенды: Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Воспитатель: В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня». Слайд 2

Беседа о вулкане, боге огня

А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

- Когда вулканы «спят» (слайд3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.

- Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы: пепел, лава, бомбы, камни) (слайд 5,6)

Психологическое упражнение: «Вулкан эмоций»

Воспитатель: Сейчас мы заглянем внутрь вулкана (слайд 7). Пояснения по слайду: лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые - вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10, 11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Упражнение «Цепочка» (рассуждение детей о вулкане)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, представьте, что мы с вами живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить (ответы деток: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобиль в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

 - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушались).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы (слайд 13). Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов (слайд 14).

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых – вулканологов и сами сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка «Вулкан»

Дети проходят к столам и проводятся опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовый вулкан ставим на середину стола, и воспитатель сам добавляет уксусную кислоту. Наблюдаем извержение вулкана.  

Заключительная часть

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки (из кратера макета достаются конфеты).

- Скажите,  пожалуйста, что вы нового и интересного узнали?

А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

Ребята, а еще у меня для вас смайлики по вашему настроению (детям раздаются веселый и грустный смайлики). Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Вулкан"

Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....

Действующий вулкан

Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...

Презентация "Загадки вулканов"

    Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....

Познавательное занятие "Вулкан"

Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...

Познание "Вулкан"

В этом конспекте я знакомлю дошкольников с природным окружением и явлениями неживой природы. У детей формируется интерес, расширяются представления о естественно научных связях между природными явлени...

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Опыт «Вулкан в банке»

Закрепить и уточнить знания детей о воде;Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;Воспитывать интерес к опыту, ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...