Формирование экологической культуры дошкольников через сюжетно-ролевую игру
методическая разработка по окружающему миру

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Предлагаемые сюжетно – ролевые игры разнообразят игровую деятельность дошкольников, развернуть их можно на открытом воздухе, они будут способствовать формированию экологической культуры дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры дошкольников

через сюжетно-ролевую игру

                                                           Старший воспитатель

                                                                                              ГБДОУ № 123

                                                                                             Невского района Санкт-Петербурга

                                                       Кочкина И.В.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Правительство РФ уделяет большое внимание проблеме экологического воспитания подрастающего поколения. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва принята "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", в которой определены направления в экологическом воспитании детей:

  • развитие у детей и их родителей экологической культуры,
  • бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

                В. А. Сухомлинский считал, что необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта.

         Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность.

Анализируя проблемы организации сюжетно – ролевой игры у дошкольников, можно выделить следующие особенности:

  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении;
  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть, но в первую очередь дети выбирают компьютерные игры, а также игры с современными головоломками, конструкторами;
  • сюжетно-ролевые игры бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладают манипуляции над образным отображением действительности.

Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Предлагаемые сюжетно – ролевые игры разнообразят игровую деятельность дошкольников, развернуть их можно на открытом воздухе, они будут способствовать формированию экологической культуры дошкольников.

Картотека сюжетно – ролевых игр

 экологического содержания.

Задачи:

  • Закреплять умение детей совместно играть¸ распределять роли, подготавливать условия для среды.
  • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
  • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей. 
  • Воспитание понимания  правил поведения человека в природе.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

«Гидролог»

          ГИДРОЛОГ. Гидрологи изучают науку – ГИДРОЛОГИЮ, эта наука, если «Гидро – с латинского языка переводится «вода», а «Логия» - наука? Это наука о воде, которая есть на земле: моря, реки, озера, пруды.

«Лесник»

Лесник – хозяин леса. Он заботится о лесе, о его обитателях. Чтобы стать лесником, надо много учиться, много знать, много уметь.

Лесники:

  • очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.
  • берегут от пожаров
  •  подкармливают и лечат зверей и птиц
  •  охраняют обитателей леса от злых людей – браконьеров.
  •  спасают зверюшек во время пожаров и наводнений

высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках

Этапы становления игры:

  • Закрепление знаний о профессиях лесника, егеря;
  • Формирование  игровых  действий согласно замыслу;
  • Активизировать  воображение;
  • Организация  художественно-продуктивной  деятельности  детей и педагогов.
  • После игры совместно с детьми обсуждается все ли, действовали в соответствии с принятой ролью.

«Метеоролог»

Цель игры: расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.

 Задачи:

  • закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод),
  • расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии;
  • упражнять детей в работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером (гигрометром, осадкомером, компасом);
  • помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  • прививать интерес к исследовательской работе.

В этой игре много необычных ролей:

  • Метеорологи, отвечающие за исследование погоды
  • Синоптик, который готовит прогноз погоды
  • Телеведущие, знакомящие с прогнозом погоды

Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
В современных условиях метеорологи кроме примет пользуются различными техническими устройствами. Среди них есть, например, специальный метеорологический шар (аэрозонд), метеостанции и даже космические спутники. Метеозонд –беспилотный летающий объект. На нем находятся приборы, измеряющие давление, температуру, влажность воздуха, скорость ветра на разных высотах…. Метеозонд может подняться на высоту 30-40 км.

«МЧС»

Цель : Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС. С содержанием их работы, необходимости и важности труда спасателя МЧС.

Задачи:

  • Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.
  • Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
  • Развивать познавательную и речевую активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС.
  • Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь
  • Совершенствовать у детей умение игрового взаимодействия.
  • Создавать условия и поощрять социальное творчество;
  • Продолжать  развивать  умение детей  распределять роли в соответствии с игровым сюжетом

«Орнитолог»

Цель: формировать представление о профессии орнитолога.

Задачи:

- Уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях перелетных птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Познакомить с профессией «орнитолог». Устанавливать логические связи, анализировать, делать выводы.

- Обогатить и активизировать словарный запас словами: птицы, пернатые, орнитология, орнитолог, перо, оперение, не продуваемое, не проницаемое, не промокаемое.

«Орнитолог» - этот человек изучает птиц. О пернатых, есть даже целая наука - «Орнитология»!

Ну, кто же такой «орнитолог» и чем он занимается:

Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.

И не спутает овсянку

С шустрой маленькой зарянкой.

И щегла с кедровкой

Различает ловко.

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит…

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

«Садовник»

Цель : Познакомить с профессией садовник.

Задачи:

  • Систематизировать знания о посадке растений,
  • Определять предметы труда, отбирать инструменты и материалы для работы,
  • Закрепить последовательность трудовых действий;
  • Воспитывать бережное отношение к посаженным растениям, заботу о них, чувство прекрасного.
  • Совершенствовать у детей умение игрового взаимодействия.
  • Создавать условия и поощрять социальное творчество;
  • Продолжать  развивать  умение детей  распределять роли в соответствии с игровым сюжетом
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, активность, ответственность.

«Садовник»  

Весной, а особенно летом, проходя по улицам нашего города вы, конечно же, замечали красоту наших улиц. Весь город утопает в зелени деревьев, кустов и цветах. Всю эту красоту создают и поддерживают люди, название профессии которых - садовник. Чем интересна эта профессияСадовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом. Садовник может работать в городских садах и парках, на улицах города, в организациях (таких как, например наш детский сад)Садовник должен обладать большим знанием о цветах и деревьях. Садовник выполняет работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, которые способствуют быстрому росту растений. Удобрение - это как еда для нас с вами, но только для цветов. Садовники занимаются обрезанием и стрижкой декоративных и плодовых растений, цветников, посадкой растений.

У садовников, как и любой другой профессии, есть свои инструменты. Это разнообразные лопаты (от большой до маленькой, тяпки, грабли, лейки, ведра ). Все эти инструменты или по-другому они называются - инвентарь, помогают и облегчают труд садовника.

Конечно же, основное время года для работы у садовника - это лето. Но и в другое время года у садовников много дел. Уже в конце зимы и в начале весны, пока на улице лежит снег, начинается посадка некоторых цветов в специальные формы – горшочки, для выращивания рассады, которые весной высадят на клумбы нашего города.

«Спасатели »

Задачи:

  1. Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
  2. Расширить представления детей о гуманной направленности работы пожарных, скорой помощи, их необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.
  3. Закрепить знания детей о противопожарной безопасности.
  4. Развивать дружеское отношение друг к другу.
  5. Развивать диалогическую речь, воображение, мышление.
  6. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Предметно – игровая среда:

  1. Аудио - оборудование.
  2. Макеты пожарной и скорой машин.
  3.  Инструменты: ведра, лопаты, пожарный шлаг, носилки.
  4. Аптечка
  5. Форменная одежда пожарных, врачей.
  6. Макеты деревьев.

«Эколог»

Ролевое взаимодействие :

Диспетчер - экологи-спасатели;

Экологи – штурман-пилот;

Экологи-лаборанты-врачи;

Экологи – надзор -нарушители предприятия;

Экологи-лесники-почвоведы.

Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.

    Эколог изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных посредством наблюдения и опросов, с помощью приборов в лаборатории или на природе. Благодаря его работе обществу предоставляются сведения о влиянии природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей. Для хозяйственной деятельности важна информация об экологической опасности, её характере, степени и масштабах прогнозируемых последствий.

«Энтомолог»

Цель: развитие познавательного интереса к насекомым леса, луга, водоема.

Задачи:

  • расширение представлений о профессии – энтомолог;
  • закрепление знаний о насекомых леса, луга, водоема ( их строении, среде обитания, питания);
  • закрепление знаний о первой помощи при укусах насекомых;
  • совершенствований навыков связной речи.
  • развивать любознательность и интерес к жизни насекомых;

Энтомолог – человек, занимающийся изучением насекомых. Работа энтомолога начинается со сбора материала и наблюдений за насекомыми в их естественных местах обитания. Выявление редких форм и новых, ещё неизвестных науке видов, коллекционирование насекомых – важнейшая задача энтомолога. В высшей степени развитые наблюдательность, умение подметить мельчайшие изменение формы, размера изучаемого насекомого, оттенки цвета и их сочетание, особенности поведения, постоянное сравнение с запечатлёнными в памяти известными образами – это качества энтомолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального разв...

Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры

Экологическое воспитание это процесс ознакомление ребенка с природой. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания. играя дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников.

Бережное отношение к природе, ко всему живому необходимо воспитывать в раннего возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольника.

В современном мире в центре внимания всего человечества стоят сложности взаимоотношений человека с экологией. Как не потерять природное равновесие вследствие собственной небрежности в отношении к окру...