Перспективный план "Формирование культуры поведения в средней группе"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Кашкарова Светлана Валентиновна

Перспективный план предполагает решегие задачи на тему «Формирование культуры поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности» с детьми старшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_perspektivnyy_plan_srednyaya.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план решения годовой задачи «Формирование культуры поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности» в 2019-2020 учебном году

Группа: старшая

Сентябрь

Ситуации

«Будь опрятным» - продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически.

«Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Мы в детском саду» - продолжать знакомить с уроками вежливости: приветствовать взрослых и сверстников, здороваться, прощаться, обращаться по имени и отчеству к взрослым, вежливо просить о помощи, благодарить.

« Помогаем взрослым» - воспитывать уважение к труду взрослых, охотно выполнять их просьбы и поручения, проявлять собственную инициативу в помощи.

Беседы

« Почему важно быть опрятным» - объяснить детям что опрятность - это привычка, уважение к себе и окружающим.

«Вежливость на каждый день» - побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, говорить спокойно.

«Мое настроение и настроение людей» - объяснить, что наше настроение зависит от нас и от окружающих. Воспитывать умение регулировать свое настроение,

«Не хочу быть неряхой» -   воспитывать желание следить за своим внешним видом, быть опрятным

Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций на тему:

-береги вещи, книги

-уроки вежливости и этикета

-наше настроение

Д/ игры и упражнения

«Сундучок полезных дел» - воспитывать желание помогать взрослым, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

«Я умею пользоваться столовыми приборами» - закреплять полученные навыки

«Как бы ты поступил?» - развитие умения поступать в соответствии с правилами этикета

«Верно-неверно» - закреплять правила культуры общения

«Помощники» - вызвать желание помогать взрослым и малышам

Сюжетно- ролевые игры

«Детский сад», «Семья», «Повара», «Парикмахерская» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки.

Труд

-помочь взрослым вскопать огород – воспитывать желание помогать взрослым и малышам

Пальчиковая гимнастика

«Двое разговаривают», «Дружные пальчики» - развивать мелкую моторику

Чтение

А. Барто «Помощница», С. Михалков «Недотепа», И. Ищук «Мои ладошки»

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО, выставочный зал) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

КГН

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Совершенствовать умение держать вилку большим и средними пальцами, придерживая сверху указательным пальцем.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду». Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Учить просушивать и чистить свою одежду и обувь после прогулки.

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель» - закреплять умение заправлять свою кровать

Октябрь

Ситуации

«Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству

«Учим куклу Машу пользоваться зубной щеткой» - закрепить приемы пользования щеткой.

 «Взрослые отдыхают» - воспитывать умение с заботой и вниманием относиться к отдыху взрослых

Беседы

«Кто такой скромный человек» -  дать представление о скромности

«Что значит защищать слабых» -воспитывать желание защищать малышей, никогда их не обижать.

«Пожилые люди» - побуждать проявлять заботу о пожилых людях

«Едем в гости» - воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

«В мире вежливых слов» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения

Д/ игры и упражнения

«В автобусе, самолете, метро» - закрепить правила поведения в общественном транспорте.

«Что сначала - что потом?» - закрепить приемы пользования зубной щеткой

«Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю

«Если заболел друг, бабушка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким

Сюжетно- ролевые игры

«Автобус», «Самолет», «Кафе», «Семья» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Наблюдения

За трудом и отдыхом взрослых и сверстников - воспитание уважения к труду и отдыху взрослых, малышей, желания им помогать, быть к ним внимательными и заботливыми.

Рассматривание иллюстраций, фото, рисунков на темы:

-как помочь пожилым людям, взрослым, малышам

-скромность украшает человека

-наши друзья- малыши

-едем на поезде, летим в самолете

Чтение

Б. Житков «Как я ловил человечков», С. Маршак «Урок родного языка» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу и своим близким, правильно вести себя на улице, в гостях, детском саду

Наблюдения

-За дорогой, пешеходами, прохожими на улице – знакомить с правилами поведения на дороге и улице

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

Труд

-мытье игрушек, уборка участка от опавшей листвы, вскапывание клумб – вызвать желание трудиться, приносить радость окружающим хорошим трудом

Рассматривание  иллюстраций, фото, рисунков на темы:

 -помогаем взрослым

-идем в гости

  • ситуации на дороге
  • поведение на улице
  • -накрываем на стол

Чтение

С. Маршак «Дети нашего двора» Н.Литвинова «Королевство столовых приборов». С. Михалков  «Я сам».

КГН

Беседа «Каждой вещи своё место». Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии.

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». Совершенствовать навыки умывания, мыть лицо, насухо вытираться индивидуальным полотенцем.

Ноябрь

Ситуации

«Будь вежливым» - воспитывать умение проявлять вежливость в различных ситуациях, пользоваться «вежливыми» словами.

«Учим куклу Машу пользоваться мылом» - закрепить знания о том, как правильно намыливать руки и смывать мыльную пену.

 «Взрослые работают» - воспитывать умение с уважением и вниманием относиться к труду взрослых.

Беседы

«Кто такой вежливый человек» -  дать представление о вежливости.

«Что значит защищать девочек» -воспитывать желание мальчиков защищать девочек, никогда их не обижать.

«Взрослые люди» - воспитывать умение вежливо общаться с взрослыми людьми, обращаться к ним на «вы».

«Путешествуем на поезде» - воспитывать культуру поведения в общественном транспорте

«В мире вежливых слов» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения

Д/ игры и упражнения

«В кино, музее, театре» - закрепить правила поведения в общественном транспорте.

«Что сначала - что потом?» - закрепить приемы пользования мылом.

«Я покупаю продукты» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю

«Если заболел братишка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким

Сюжетно- ролевые игры

«Такси», «Ракета», «Столовая», «Дочки-матери» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу.

Наблюдения

За трудом и отдыхом взрослых и сверстников - воспитание уважения к труду и отдыху взрослых, малышей, желания им помогать, быть к ним внимательными и заботливыми.

Труд

-мытье игрушек, уборка участка от упавших веток – приносить радость окружающим хорошим трудом

Рассматривание  иллюстраций, фото, рисунков на темы:

 -помогаем взрослым

-идем в гости

  • ситуации на дороге
  • поведение на улице
  • -накрываем на стол

Чтение

  • И. Бурсов  «Галоши», С. Михалков «Я сам».

КГН

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как нужно правильно пользоваться ножом»

Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.

Упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду». Закреплять умение одеваться и раздеваться в определённой последовательности, пользоваться разными видами застёжек.

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро заправит постель». Совершенствовать навыки заправки постели,  умение аккуратно накрывать кровать покрывалом.

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

Декабрь

Ситуации

«Вкусный обед» - совершенствовать навыки аккуратной еды, правила пользования столовыми приборами (вилкой, ложкой), приучать полоскать рот после еды.

«Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

«Встречаем праздник» - вызвать желание проявлять внимание к близким (дарить подарки, сделанные своими руками)

Беседы

«Как вести себя за столом» - объяснить необходимость есть аккуратно(пищу брать понемногу, пережевывать тщательно), есть бесшумно, пользоваться салфеткой.

«Уважай труд взрослых» - привлечь внимание к труду взрослых, его общественному значению, вызвать желание уважать их труд

«Как бы ты поступил» - побуждать к проявлению чувства справедливости, отзывчивости.

Д/ игры и упражнения

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола

«Помогаем взрослым» -развивать желание помогать взрослым

«Подарки Деда Мороза» - развивать умение оценивать свои поступки и сверстников «Поищем и найдем» - упражнять в умении быть вежливым

«Рыцарский турнир» - вызвать желание поступать справедливо, быть воспитанным по отношению к девочкам

Сюжетно- ролевые игры

«Столовая», «Театр» - воспитывать культуру поведения за столом и в общественных местах.

Наблюдения

-За работой няни, прачки – воспитывать уважение к труду взрослых

Труд

-помочь работе няни, прачки вызвать  желание трудиться , чтобы помочь взрослым

Рассматривание

Иллюстраций, фото, рисунков на темы: -помогаем взрослым -как вести себя за столом

  • как и чем порадовать близких

- умей прийти на помощь - в гостях и дома

Чтение

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» А.Барто, П. Барто «Девочка чумазая». 

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

КГН

Беседа «Как правильно есть второе блюдо». Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой , а вилку в левой руке.

Упражнение «Как мы умеем наводить порядок». Закреплять умение  аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле, одеваться в определённой последовательности.

Беседа «Как заботиться о своей одежде». Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, протирать обувь.

Январь

Ситуации

«Так у нас, а у вас?» - закрепить правила пользования столовыми приборами

«Как принимать и дарить подарки» - упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек

«Как мы сидим за столом, в кресле…» - знакомить с правилами посадки за столом, на диване и т. п.

«Как вести себя в гостях?» - напомнить правила поведения в гостях.

Беседы

«Неразлучные друзья – взрослые и дети» -расширить представление о взаимоотношения взрослых и детей

«Праздники в нашей семье» - приучать делать приятные сюрпризы близким, доставлять им радость

«Мы уже взрослые» - знакомить с некоторыми правилами поведения в школе

Д/ игры и упражнения

«Так - не так» - упражнять в умении различать хорошие и плохие поступки

«Угадай настроение» - упражнять в умении определять настроение по мимике, жестам, интонации

«Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми

Сюжетно-ролевые игры

«Мы - артисты», «Ателье», «Аэропорт» - воспитывать культуру общения, упражнять в правилах этикета

Наблюдения

-За выступлением артистов, телеведущих с экранов ТВ

- воспитывать культуру поведения и речевого общения

Труд

-уборка снега на участке

-вызвать желание трудиться дружно, сообща, оказывать помощь друг другу.

Принимать участие в смене постельного белья.

Рассматривание иллюстраций, фото, рисунков на темы:

-летим в самолете

 -праздники в нашей семье

 -уроки этикета в гардеробе

Чтение

 Д.Крупской «Чистота»

КГН

Беседа «Культура поведения во время еды». Закреплять умение есть второе блюдо.

Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по необходимости.

Беседа «Как мы наводим порядок в своём шкафу для одежды» Учить детей самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды.

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

Февраль

Ситуации

«Путешествие по маршруту добрых дел» - воспитывать желание поступать, как подобает хорошим людям

«Я пишу письмо другу» - познакомить с правилами составления устного письма

«Говорим по телефону» - продолжать знакомить с правилами культурного общения по телефону

Беседы

«Хочу быть как папа» - вызвать желание быть настоящим мужчиной

«Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек, друг, бабушка» - напомнить правила общения по телефону с людьми разного возраста

«Мальчики - будущие мужчины» - знакомить с правилами этикета для мальчиков

«Мой четвероногий друг» - воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим

Д/ Игры и упражнения

«Буратино спешит к Мальвине» - упражнять в правилах хорошего тона, поведения в транспорте, на улице

«Мама, я тебе звоню» - закрепить правила общения по телефону.

«Рыцарские поступки» - воспитывать галантное отношение к девочкам

«Письма доброго волшебника»  - упражнять в умении составлять устное письмо

Сюжетно- ролевые игры

«Армия», «Семья идет в парк», «Солдаты», «Семья», - правила поведения в общественных местах, воспитание у мальчиков заботливого отношения к девочкам.

Рассматривание  иллюстраций к книгам, рисунки на темы:

- уроки этикета

-как письмо в дом приходит

- Наша Армия - фото пап и дедушек

Труд 

Дидактическое упражнение  «Поможем младшему воспитателю сменить постельное бельё». Продолжать учить одевать на подушку чистую наволочку, расстилать простыню.

Совершенствовать умение просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать , чистить обувь.

Чтение

С.Иванов «Хорошо или плохо», Р.Погодин «Просто история»

КГН

Игра – соревнование  «Чей стол самый аккуратный». Закреплять умение пользоваться за обедом ножом и вилкой, салфеткой по мере необходимости.

Игра – соревнование «Наведём порядок в шкафчиках». Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

Март

Ситуации

«В гостях у Чистюлькина» - воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом

«Как чистить зубы» - продолжать знакомить с правилами ухода за зубами

«Учимся знакомиться» - развивать желание общаться

«Неразлучные друзья- взрослые и дети» - развивать культуру общения с взрослыми и детьми

Беседы

«Почему необходимо ухаживать за зубами» - воспитывать привычку ухаживать за зубами

«Много друзей - всегда веселей»  - воспитывать желание дружить

«Правила для всех» - подвести к пониманию того что правила поведения должны соблюдать и взрослые и дети

«Вещи и мы» - приучать использовать вещи по назначению, беречь их

Д/ игры и упражнения

«Что сначала что потом» - закреплять навыки ухода за зубами

«Каждой вещи свое место» - упражнять в желании поддерживать порядок в группе, в своих вещах

«Давайте познакомимся» - упражнять в правилах знакомства, общения со сверстниками и взрослыми

«Все у нас в порядке», «Помогаем взрослым» - побуждать помогать, проявлять заботу, внимание к взрослым и сверстникам в труде, совместной работе

Сюжетно- ролевые игры

«Спасатели», «Стоматология » - воспитание, культуры поведения в общественных местах, желание заботится, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается

Рассматривание иллюстраций к книгам, рисунков на темы:

 -как вести себя в кабинете медсестры, у врача

-как относиться к вещам

Наблюдения

-за трудом дворника, работой медсестры – воспитывать уважение к труду взрослых, вежливость, желание помочь - хорошие поступки

Чтение

В. Железняков «Рыцарь», А. Барто «Вовка- добрая душа», М. Зощенко «Глупая история»

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

КГН

Беседа «Почему второе блюдо не едят ложкой». Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки.

Беседа «Микробы – наши враги». Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

Беседа «Чистота – залог здоровья». Формировать привычку следить за своим внешним видом.

Апрель

Ситуации

«Как пользоваться столовыми приборами» - закрепить навыки пользования столовыми приборами

«Мы пришли в магазин» - продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах

«Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками

«В кабинете у врача» - упражнять в правилах поведения в кабинете у врача

Беседы

«Как вести себя в магазине» - упражнять в вежливом обращении

«На приеме у врача» - воспитывать желание слушать и выполнять советы доктора, благодарить за помощь

«Мои поступки» - упражнять в оценке своих поступков

«Если к тебе пришли гости?» - знакомить с правилами приема гостей

Д/игры и упражнения

«Успокой-ка» - приучать к желанию подбирать слова,интонацию, жесты для того, чтобы успокоить расстроенного чем-то товарища

«Важные слова» - упражнять в вежливости

«Как бы ты поступил?» - упражнять в умении управлять своими эмоциями в соответствии с правилами поведения

«В гостях и дома» - упражнять в соблюдении правил поведения в гостях

Сюжетно- ролевые игры

«Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»  - воспитание культуры поведения в общественных местах

Рассматривание иллюстраций к книгам, рисунков на темы:

 -посетители в магазине

-на приеме у врача

-как сервировать стол

-как вести себя за столом

-ты пришел в гости

-принимаем гостей

Чтение

С. Михалков « Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища», Е. Винокуров «Купание детей»

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

КГН

Беседа «Культура еды – серьёзное дело». Продолжать учить есть второе блюдо при помощи вилки,  есть с закрытым ртом.

Игра-соревнование  «Чей стул самый аккуратный». Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава, расправлять одежду.

Дидактическое упражнение  «Как помочь товарищу». Продолжать формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде.

Май

Ситуации

«В кино, театре» - закрепить правила поведения в общественных местах

«Школа рыцарей» - продолжать знакомить с правилами этикета для мальчиков и девочек

«А у нас порядок» - закреплять правила бережного отношения к вещам.

Беседы

«Расскажи о хорошем поступке друга»  - упражнять в умении видеть и оценивать поступки товарищей

«Как и чем порадовать друга, близких» - воспитывать желание проявлять личную инициативу приносить радость окружающим

«Почему с жадным никто не дружит» - вызвать осуждение жадности как черты характера

Д/ игры и упражнения

«Шкатулка добрых дел» - упражнять в умении и желании делать добрые дела

«Объясни поступок»  - упражнять в оценке правил поведения

«Рыцари и дамы» - упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек

Сюжетно- ролевые игры

«Театр», «Зоопарк» - воспитание, культуры поведения в общественных местах.

Рассматривание иллюстраций к книгам, рисунков, схем на темы:

-как вести себя в театре

-мы пришли в зоопарк

-правила этикета для девочек и мальчиков

Чтение

К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой», О. Григорьев «Варенье», С. Михалков «Всё сам», Т. Кожомбердиев « Всё равно».

Посещение учреждений культуры (ДК, музей, ЦДО) – упражнять в соблюдении правил поведения в общественных местах.

КГН

Дидактическое упражнение «За столом едим культурно». Продолжать учить детей есть  с закрытым ртом, пережёвывать пищу бесшумно.

Дидактическое упражнение «У кого в шкафу порядок». Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки.

Беседа  «Чистые руки – здоровые дети». Закреплять умение мыть руки с мылом после посещения туалета и по мере необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей средней группы правилам безопасного поведения на дорогах.

Дети младшего дошкольного возраста не могут осознать опасность, возникшуб на дорогах, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, у них ещё...

Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»

Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания  этого правила. Пополнение предметно-пространств...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе

     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...

Диагностика проекта по формированию культуры поведения в старшей группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”»

Диагностика проекта по формированию культуры поведения в  старшей  группе: «Формирование культуры поведения у детей 5-6 лет в процессе реализации проекта “Будь вежлив!”&raq...