Конспект НОД «Все о погоде»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гильмуллина Альбина Мухамадиевна

Интегрированные  программные задачи;

1.Продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду. Закреплять знания у детей о приборах – помощниках, расположенных на метеоплощадке, определяющими состояние погоды. Обучать работе с приборами: термометром, барометром, вертушками, флюгером, осадкомером.

2.Обогащать словарь детей в процессе познавательной деятельности.

3.Сохранить психическое здоровье детей и создать позитивный эмоциональный фон.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.

 5.Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_o_pogode.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

«Все о погоде»

 Образовательные  области: Познание, здоровье, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура.

Интегрированные  программные задачи;

1.Продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду. Закреплять знания у детей о приборах – помощниках, расположенных на метеоплощадке, определяющими состояние погоды. Обучать работе с приборами: термометром, барометром, вертушками, флюгером, осадкомером.

2.Обогащать словарь детей в процессе познавательной деятельности.

3.Сохранить психическое здоровье детей и создать позитивный эмоциональный фон.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.

 5.Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Участники: Дети  подготовительной к школе группы, воспитатель, гости.

Виды детской деятельности. Познавательно-исследовательская, игровая, музыкально- художественная, чтение художественной литературы.

 Ожидаемые результаты. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками при проведении познавательно - исследовательской деятельности на метеоплощадке;  выстраивают игровое действие, сопровождая его речью; способны  работать в коллективе.

Предшествующая работа:

Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материал – оборудование:

Проектор, ноутбук,  слайды, магнитная доска, буквы, коробка-посылка, барометр «Еловая веточка», заготовки вертушек, фигурки из цветной бумаги, клей.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтоб посмотреть как вы подросли  и узнать чему вы научились.

Слайд № 1 Метеоплощадка «Маленькие синоптики ».

          Они услышали, что  в нашем детском саду «Семицветик» есть метеоплощадка «Маленькие синоптики » и им стало интересно. Наши ребята- юные метеорологи расскажут  вам о  метеоплощадке.

Слайд № 2-3 Наблюдения на метеоплощадке с детьми.

Каждое утро  мы с ребятами наблюдаем за состоянием погоды в нашем городе Нефтекамске, который находится в северо-западном районе Республики Башкортостан, составляем прогноз и заносим результаты в календарь наблюдений.

Слайд № 4 Календарь наблюдений за погодой.

Слышен звук аськи. Воспитатель подходит к ноутбуку.

Воспитатель: Ребята, к нам с вами пришло электронное письмо. Это письмо из Москвы - столицы нашей Родины. А написали его ведущие телепередачи «Спокойной ночи, малыши», угадайте кто же это?              Слайд № 5 Степашка, Филя и Каркуша.  

Дети: Степашка, Филя и Каркуша. 

Воспитатель: Cейчас , я  прочитаю письмо и расскажу вам, о  чем оно.

Слайд № 6 Степашка.

Воспитатель: Ребята, Степашка  интересуется «Холода уже наступили, или еще нет? Пора ли ему менять свою летнюю серую шубку на зимнюю белую?»

Слайд № 7 Каркуша.  

Воспитатель:  А ваша любимая Каркуша  задает вам вопрос: «Летная сегодня погода или нелетная? А то она боится летать во время сильного ветра».

Слайд № 8 Филя.

Воспитатель:  Кажется  и Филе нужна ваша помощь: «Невозможно высунуть нос из конуры, то дождь то снег, брать ли ему на прогулку с собой лопату?»

Воспитатель: Нужно помочь нашим друзьям. Как им повезло! Ведь мы сегодня с вами, как раз беседуем о погоде.

Воспитатель: Ребята, а что такое погода, из чего же она складывается?

Слайд № 9-16 Фото природы (холодно,  жарко, ясно,  пасмурно, дождь, снег, безветренно, ураган) .

Дети: 

  • Первое – это температура воздуха (холодно, тепло или жарко).
  • Второе – облачность:

     Если на небе видны лишь отдельные облака, светит солнце,     говорят, что сегодня ясно.

Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность.

Если же небо затянуто облаками и солнце не видно, говорят пасмурно.

  • Третье – осадки (дождь, снег, град)
  • Четвертое – ветер. Он может быть слабым или легким, умеренным и сильным.

 Слайд № 17 Погода.

Воспитатель  вместе с детьми делает вывод:  Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.

Воспитатель: А как можно назвать изменения температуры, облачности, дождя, ветра?

Ответы детей.

          Воспитатель: Я помогу вам, но у меня есть условие: я буду выставлять по одной букве на магнитную доску за каждые ваши правильные ответы и в конце беседы мы сможем прочитать правильный ответ. Cогласны?

          Дети:.  Да.

Воспитатель:  Тогда начнем. Какой  метеоприбор  помогает нам точно определить температуру воздуха, а Степашке поможет  узнать  холодно сегодня или тепло?

Дети:  Термометр.

Слайд № 18 Один термометр расположен под навесом, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен рядом, на столбике, под прямыми солнечными лучами.

Воспитатель: Расскажите Степашке, как нужно пользоваться термометром?

Слайд № 19  Термометр.

Дети:  Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы – ноль. Это граница между градусами тепла и градусами холода. Конец столбика в трубке термометра указывает на число градусов.

Воспитатель: Теперь Степашке  будет не сложно сделать выбор между своими  шубками!        

Воспитатель: Ребята, а  где температура воздуха выше: в тени или на солнце и почему? Как вы думаете?

Дети:  В тени температура воздуха ниже, чем на солнце. Потому, что палящие солнечные лучи не могут проникнуть  через  преграду.

Воспитатель: Молодцы, я выставляю  первую букву. Какая это буква?

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску.

         Дети:  Я.

Воспитатель: Следующий вопрос: как мы  определяем влажность воздуха?

 Дети:  С помощью шишек.

Слайд № 20 Шишки.

         Если чешуйки шишек открыты-воздух сухой, если закрыты-воздух влажный.

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску.

Воспитатель:   Молодцы, я выставляю следующую букву. Помогите мне, я позабыла,  как называется этот прибор и  что он измеряет?

Слайд № 21 Барометр «Еловая веточка».

 Воспитатель показывает на прибор, стоящий на столе.

Дети:   Это – барометр.  Он измеряет атмосферное давление.

Воспитатель:  Расскажите, как же он работает?

 Дети:   Если стрелка вдруг упала - жди дождя иль снегопада.

               Если ж стрелка поднимается, то погода улучшается.

Воспитатель:  Посмотрите, куда отклоняется стрелка, как вы думаете, будет ли сегодня дождь или снег?

Дети: Давление среднее значит вероятно могут быть осадки.

Воспитатель: А что такое осадки?

Дети:  Дождь, снег, град.

Воспитатель:  Можно посоветовать Филе взять с собой на прогулку лопатку! Выставляю еще одну букву.

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску.

Воспитатель: Как вы думаете, а можно узнать, сколько осадков выпало, с помощью чего?

Дети:   Осадкомера.

Слайд № 22 Осадкомер.

          Воспитатель: Как вы будете определять количество осадков?

          Дети:   По шкале.

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску.

          Воспитатель: За правильный ответ следующая буква. Угадайте загадку:        Что может повлиять на погоду в течении дня?

                                      Без рук, без ног,

                                      По свету рыщет,

                                      Поет да свищет.

           Дети: Ветер.

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску .

Слайд № 23-25 Ветреная погода.(в городе, деревья, воробьи)

Воспитатель:  Отличная отгадка, а вот и следующая буква.Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка: МУЗЫКА БЫСТРАЯ.

Осторожно ветер

За калитку вышел (руки вверх, махи вправо, влево)

Постучал в окошко (стучим пальцем)

Пробежал по крыше (бег на месте)

Покачал тихонько

Ветками черемух (руки вверх, махи вправо, влево)

Пожурил за что-то (пальчик)

Воробьев знакомых (крылья).

И расправив гордо

Молодые крылья.

Полетел куда – то

В перегонку с пылью (руки в стороны, махи руками).

 Воспитатель : Теперь все вместе выполним дыхательную гимнастику.

МУЗЫКА ПЛАВНАЯ.

Слайд № 26-28 Кораблик в море.

«Это море, это берег, это мой кораблик белый»- движения руками.

«Это ветер поднялся, крепко дует в паруса.»- дыхательные упражнение.

«Мчись кораблик по волнам, к самым дальним берегам.»- движение руками.        

Воспитатель:  Ребята, чем отличалась музыка ветра от музыки моря?

Дети:   Музыка ветра-  быстрая, волнующая, а музыка моря-спокойная, плавная.

Воспитатель: За этот ответ  и за хорошо выполненные упражнения, выставляю cразу три буквы.

  • Воспитатель выставляет буквы на магнитную доску.

          Воспитатель: Ребята,  как вы определите, есть ли сегодня ветер?

          Дети:  Посмотрим на ветряной рукав,  флюгер, вертушки.

Слайд № 29 Приборы для определения направления и силы ветра.

Воспитатель:  А какой прибор помогает узнать, откуда дует ветер? Послушайте загадку:

Ту фигуру иль флажок

Ты на крышах видеть мог.

Отвечай на мой вопрос:

Кто по ветру держит нос?

Дети:  Флюгер.

  • Воспитатель выставляет букву на  магнитную доску.

Слайд № 30 Флюгер.

Воспитатель: Молодцы. Расскажите, какой бывает ветер по направлению?

Дети: Холодный – северный, а теплый – южный; там где солнце встает, или просыпается – восточный ветер, а где солнце ложится спать – западный ветер.    

Воспитатель:  С помощью какого прибора можно определить скорость ветра?

Дети:  C помощью вертушек.

 Слайд № 31-37 Вертушки.

              Воспитатель: Расскажите, как?

         Дети:   При легком ветре вращается  1-2 вертушки; если вращается несколько вертушек, то ветер умеренный, или средней силы; а вот если вращаются все вертушки, то ветер сильный.

  • Воспитатель выставляет букву на магнитную доску.

Воспитатель:  Нужно подарить Каркуше пару вертушек и тогда она сможет сама  определять, какой силы ветер. Предлагаю вам из заготовок ,которые мы сделали вчера, лежащих у вас на столах, изготовить вертушки и украсить их. 

Дети изготавливают вертушки. Звучит музыка.

Воспитатель: Очень замечательные вертушки у вас получились. Думаю Каркуше они понравятся. А я вам за работу даю еще две буквы.

  • Воспитатель выставляет буквы на магнитную доску.

 Воспитатель: Ребята, вы  рассказали, как определить  погоду с помощью приборов – помощников, а еще погоду можно определить по народным приметам.

Слайд № 38-44 Природа.

          Какая завтра погода?

          Ответит людям природа!

          Какие вы знаете народные приметы?

Дети:   Красное солнце на закате – к ветру.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Если дождь идет крупными каплями – скоро перестанет.

Снег хрустит – к морозу.

Когда дым поднимается столбом – к хорошей погоде.

Воспитатель: Молодцы, осталась последняя буква.

  • Воспитатель выставляет букву на  магнитную доску.

Слайд № 45 Явления природы.

Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем ответ на наш вопрос.

Воспитатель  вместе с детьми читает: Явления природы.

Воспитатель: А как вы думаете, какие из природных явлений самые главные?

Ответы детей.

Воспитатель  вместе с детьми делает вывод: Все природные явления главные и нужные! Ведь облака, дождь, ветер и солнце – это часть природы и они не могут существовать одно без другого. Потому, что все в природе взаимосвязано.

 Воспитатель: Молодцы ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей.

Слайд № 46 Cпасибо за внимание.

Воспитатель: Вы так много  интересного рассказали  гостям о метеоплощадке  нашего детского сада, о метеоприборах, которые помогают нам составлять прогноз погоды. Помогли  нашим друзьям Степашке и Филе, которым я обязательно отправлю электроной почтой ваши советы, а Каркуше отправим посылкой вертушки, которые вы изготовили для нее.

Звучит музыка.

 Ну, а нашу беседу я бы хотела закончить таким стихотворением:

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать.

Дождь ли снег, в любое время года

Надо благодарно принимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Капризы Петербургской погоды"

Ведущая идея :Петербург- город дождей, ветров  и тумановЗадача: создать условия для осознания дошкольниками особенностей петербургского климата, для понимания роли, которую играет водная стихия (...

конспект образовательной деятельности "Загадки погоды"

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы...

Конспект занятия «Оденемся по погоде»

Занятие проводилось с детьми группы кратковременного пребывания. В ходе занятия детям было рассказано о взаимосвязи здоровья человека и его одежды....

Конспект прогулки с наблюдением за погодой для детей средней группы Тема: Осенняя погода

Конспект прогулки с наблюдением за погодой  для детей средней группы Тема: Осенняя погода...

Конспект НОД "Природные явления, погода"

Цель занятия: расширение представления детей о природных явлениях, учить наблюдать, развивать любознательность, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения....