Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята-дошколята"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Антоненкова Любовь Александровна

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту "Эколята-дошколята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ekolyata-doshkolyata.docx295.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

ПРИНЯТА на        УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическом совете        Заведующий МБДОУ

Протокол №        от         


«Детский сад № 28 «Надежда»

         В.А.Кузнецова

Приказ №        от          

happy-spring-wallpaper-1.jpg

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту

«Эколята – дошколята»

Смоленск, 2020 г.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgАктуальность

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности ребенка, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающей нас природе.

Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он

должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач экологического и нравственного воспитания.

Работа в проекте позволит развивать чувство ответственности, воспитать в детях чувство доброты, отзывчивости, а ребятам пересмотреть свое отношение к животным и растительному миру.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgАктуальность

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я - гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и

объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно

развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека

нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgПроблема: у детей не до конца сформировано чувство заботы и

любви к окружающей природе.

Цель: формирование у детей богатого внутреннего мира и

системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия.

Задачи:

  • дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с

разнообразием животного и растительного мира их малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

  • помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное

участие в природоохранной и экологической деятельности.

2-the-green-spring_1920x1200.jpg

Ожидаемый результат:

  • у детей сформируются основы экологической культуры и культуры природолюбия;
  • сформируется духовно богатый внутренний мир и система ценностных отношений к окружающей природной среде;

  • разовьются внутренние потребности любви к природе, участию в

природоохранной и экологической деятельности.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgСроки и этапы реализации проекта Сентябрь – май

I этап

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно- демонстрационного, раздаточного        материала.
  2. Разработка содержания проекта:

«Эколята - дошколята»

  1. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

  1. этап – основной
  1. Создание условий, способствующих стимулированию развития

познавательных способностей детей средней группы.

  1. Формирование обогащенных и систематизированных знаний об экологии, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

  1. этап – заключительный
  1. Викторина «Знатоки природы»
  2. Слайдовая презентация (наработанный материал, фото детской

деятельности по теме).

2-the-green-spring_1920x1200.jpgЭтапы реализации проекта Подготовительный этап

Сентябрь,

1 неделя

Изучение и анализ научно- исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно- методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Повысить компетентность

педагогов.

2 неделя

Разработка содержания проекта:

«Эколята- дошколята»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и

ожидаемые результаты

3 неделя

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Определить объем и содержание

работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Что

мы знаем об экологии?»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников знаний о родной

природе

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Октябрь,

1 неделя

С-р игра «Путешествие в

осенний лес»

Формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера.

Папка-ширма «Экологическое воспитание в семье» Цель: познакомить родителей с организацией воспитательного процесса, укреплять связь ДОУ с семьей.

Изготовление гербария из листьев

2 неделя

Опыт «На свету и в темноте»

Закреплять знания детей о том, что растению необходим свет, о его роли в жизни

растений.

3 неделя

НОД «Лес, сад, огород»

Закреплять представления детей о дифференцированных условиях произрастания растений, развивать логическое мышление, внимание.

4 неделя

Чтение сказки «Путешествие семечка»

Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Ноябрь,

1 неделя

Опыт «Может ли

растение дышать»

Закреплять знания детей о том, что растению необходим воздух, о его роли в жизни растений.

Консультация «Досуг с ребёнком

на природе».

Цель: способствовать укреплению связей с семьей, организация

совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

2 неделя

НОД "В гостях у Гриба- Лесовика"

Закреплять у детей знания о природе нашего края.

Формировать положительное отношение к природным объектам

3 неделя

Экологическая игра

«Детки на ветке»

Развивать        представления детей о жизни

леса, деревьев, растущих

в лесу;        расширять экологиче ский кругозор детей.

4 неделя

Опыт «С водой и без воды»

Систематизировать знания детей о природе. Воспитывать эстетическое восприятие природы, любовь к ней.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Декабрь,

1 неделя

Беседа

«Лекарственные

растения»

Формировать конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособленность семян к распространению.

Брошюры: «Зимующие птицы» Изготовление и размещение на участке кормушек для птиц

2 неделя

Д/и «Что где растет»

Закреплять знания детей о фруктах и овощах; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

3 неделя

Наблюдение за

березой

Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

воспитывать бережное отношение

к дереву как живому объекту природы.

4 неделя

Опыт «Поглощен

ие воды растениями»

Познакомить детей с процессом

поглощения воды растениями.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Январь,

НОД по художественно-

Учить детей

Консультация «Экологическое

1 неделя

эстетическому развитию

составлять целый

воспитание детей

аппликация «Дикие животные.

предмет из

дошкольного возраста»

Заяц»

частей и

Семейные прогулки в

аккуратно

лес,парк, сквер

наклевать его

Цель:

способствовать укреплению связей семьи с природой.

2 неделя

Чтение произведений К.

Паустовского «Барсучий нос»,

Познакомить с

новым

«Заячьи ушки»

произведением;

формировать

любовь и заботу

к животным.

3 неделя

Просмотр мультфильмов «Зимовьё

Формирование

зверей», «Храбрый заяц»,

умения делать

«Теремок»

выводы о своих и

чужих поступках;

устойчивое

представление о

связях в природе.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Февраль,

1 неделя

НОД по художественно- эстетическому развитию Лепка

«Зимние деревья»

Учить скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их сверху.

Совместное изготовление поделок из природного материала; чтение книг о животных.

Цель: способствовать укреплению связей семьи с природой.

2 неделя

Выставка рисунков детей «Как звери зимуют»

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

3 неделя

Наблюдения за ветром, небом, деревьями.

Научить различать формы живой и неживой природы.

4 неделя

Прослушивание звуков природы (голоса птиц, диких и домашних животных) и леса (шум дождя, утреннего леса)

Воспитывать понимание красоты природного мира.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Март,

1 неделя

НОД« Земля - наш общий дом»

Способствовать формированию

представлений детей о том, что планета

Земля – это громадный шар; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

2 неделя

Беседа «Чистый и загрязнённый воздух»

Дать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

3 неделя

Дид. игра «Экологическая лестница»

Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха.

4 неделя

Опыт « Вода – это жизнь »

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь,

мышление, любознательность.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgОсновной этап

Дата

Мероприятия

Цели

Апрель

1 неделя

НОД «Экосистема «Море»

Расширить знания об экосистеме

«Море»; уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом,

хозяйственном и т. д.; учить сохранять

чистоту окружающей среды.

2 неделя

Беседа: «Весенние изменения в природе»

Формировать знания о сезонных изменениях в природе.

3 неделя

Выставка рисунков «Как птицы

весну встречают»

Закрепить представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; умение их изображать на бумаге.

4 неделя

Дид. игра «Птицы, рыбы, звери»

Закрепить классификацию животных.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgЗаключительный этап

Дата

Мероприятия

Цели

Взаимодействие с родителями

Май,

1 неделя

НОД

«Почему исчезают

животные?»

Закрепить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный

и растительный мир, обогащать

словарный запас детей

Помощь в проведении викторины

«Знатоки природы» (изготовление

атрибутов)

2 неделя

Рисование «Цветы на

лугу»

Закрепить умение изображать

полевые цветы; воспитывать эстетическое восприятие природы.

3 неделя

Чтение экологической сказки

«Родник»

Закрепить основные правила поведения человека в природе.

4 неделя

Экологическая викторина «Знатоки природы» Слайдовая презинтация (наработанный материал, фото

детской деятельности по теме)

Закрепить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.

  • Развивать логическое мышление,

речь.

  • Активизировать внимание,

память.

  • Учить детей соблюдать правила игры.
  • Воспитывать умение

внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.

  • Воспитывать бережное

отношение к природе.

2-the-green-spring_1920x1200.jpgАнкета для родителей в рамках реализации проекта

«Эколята-дошколята»

  1. Знаете ли Вы, что такое экология ? Дайте своё определение этому понятию.

  1. Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?

  1. Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой.

  1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

  1. Есть ли комнатные растения? Какие?

  1. Кто ухаживает за животными или растениями?

  1. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)?

  1. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

  1. С какой целью?

  1. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на

возникающие у ребенка вопросы?

  1. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?

  1. Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?

2-the-green-spring_1920x1200.jpgВопросы для мониторинга, направленного на выявление представлений об

экологии у детей старшего дошкольного возраста

  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
  6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
  9. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  10. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  11. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  12. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  13. Какие животные живут в почве?
  14. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  15. Относятся ли животные к живым организмам?
  16. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  17. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».
  18. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Участие в региональном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» с детьми старшего возраста

Формирование у детей непосредственно через экологическое воспитание, чувство патриотизма к родному краю....

Природоохранный социально-образовательный проект «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА

Создание в МБДОУ системы деятельности, направленной на формирование у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия....

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята» Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколят...

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколята-дошк...

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»

Рабочая программа по природоохранному социально-образовательному проекту «Эколята-дошколята»Описание стенда проекта "Эколята-дошколята"Презентация "Проект "Эколята-дошк...

Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»

Цели и задачи программыЦель:Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся с нарушением интеллекта.Задачи программы:Обучающие:Формировать навыки экологически грамотного и бе...