Экологическое воспитание дошкольников .
статья по окружающему миру

Осподова  Ирина Викторовна

Экологическое воспитание  играет огромную роль в приобщении дошкольников к окружающему миру. Природа развивает не только ум ребёнка, но и воспитывает нравственные качества. То, что мы заложим в детях в детстве, то и увидим в них в юности и во взрослой жизни. Только при условии тесной связи с природой, с её явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребёнка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Поэтому так важно специально учить ребёнка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya1.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад N 32 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад N 32 Приморского района СПб)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

197227, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, д. 6, к.2, литер А

                                                               Статья

                             Экологическое воспитание дошкольников

                                                                                                      Составила:       

Осподова Ирина Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 32

Приморского района Спб

                                            Санкт-Петербург

                                                       2021

Экологическое воспитание дошкольников – это  важный этап  в жизни и  воспитании ребёнка.  

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни. Приучать и прививать любовь ко всему живому мы должны с самого маленького возраста путем своего личного примера. Как сказал Маленький принц из одноимённого произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Главная задача экологического воспитания дошкольников – формировать у детей потребность беречь и сохранять природу, не наносить вред природе и всему живому.

В формировании экологического сознания дошкольника огромную роль играет системный подход и доступность и понятность информации для ребёнка.

В последние годы дети испытывают дефицит в общения со взрослыми, поэтому нужно максимальное внимание уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых не только закрепляются представления об окружающем мире, но и формируется положительное эмоциональное отношение к тому, о чём ведётся беседа.

Чтение художественной литературы – это важная составляющая экологического воспитания, расширяющая знания и кругозор детей. Сейчас есть много интересных «Экологических сказок». Детям очень нравится слушать эти произведения и сопереживать героям сказок. Экологические сказки формируют у детей понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играет демонстрация познавательных видеороликов.

Так как у детей в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, закреплять экологические представления нужно при помощи дидактических игр, связанными с понятием «окружающий мир».

Многие экологические представления можно закреплять во время трудовой деятельности. Ребёнок живёт в обществе, где все люди трудятся. Поэтому необходимо не только познакомить его с трудом близких людей, но и приобщать его к этому труду, научить бережно относится к результатам труда других людей.

Очень важно понимать, что в формировании экологического сознания большую роль играет сотрудничество детского сада и родителей. Только тесное взаимодействие «родитель-ребёнок-педагог» обеспечивает получение результата.

Огромную роль в формировании «эко-привычек» у детей играет личный пример взрослых. Важно показать ребёнку на примере собственных поступков, что создание «безопасного окружающего мира» зависит в том числе и от него. Сейчас проходит много различных экологических акций. Например, «Раздельный сбор мусора». Каждая семья может принять участие в подобной акции и тем самым показать пример своему ребёнку, как каждый человек может внести свой вклад в улучшение экологической ситуации на Земле. Акция «Крышечки доброТы» направлена на помощь детям с особенностями развития. Каждый ребёнок может принести в пункт сбора пластиковые крышечки. Средства от сдачи этих крышечек идут на благотворительность. Подобных экологических акций проходит очень много. Главное, чтоб ребёнок понимал, зачем и для чего он и его семья принимают участие в таких мероприятиях.

Мы должны понимать, что экологические привычки - это не только раздельный сбор отходов, но и экономия электро- и водных ресурсов в быту, а также бережное отношение ко всему живому. Нужно сформировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Ребёнку нужно помочь понять, что даже самый маленький «неправильный экологический поступок» может нанести большой вред природе.

Очень важно воспитать у ребёнка любовь ко всему живому и потребность заботиться о природе. Важно формировать у детей ощущение сопричастности к сохранению «экологического здоровья» нашей планеты. Соорудить кормушки и помочь птицам перенести зимние холода, не ломать ветки деревьев, а ухаживать за растениями – все эти поступки помогут ребёнку понять, что создание «безопасного окружающего мира» зависит в том числе и от него.

Список использованной литературы :

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой/: учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002

2.Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005.

3. Воронина, К.С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении/ К.С. Воронина. // Дошкольное образование.– 2015

4.Николаева, C. H. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. / C. H. Николаева, – M.: Мозайка–Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...