Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по окружающему миру

Крикунова Татьяна Александровна
Консультация для родителей «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
 
Оптимальным этапом в развитии экологической культуры личности является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок начинает соотносить себя в окружающей среде, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
 
     Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
 
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
 
В педагогике существует несколько видов дидактических игр.
 
Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами.
 
В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
 
Вершки – корешки.
 
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.
 
Материал: два обруча, игрушки овощей.
 
Ход игры.  Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.
 
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
 
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению. Например:
 
«Собери букет».
 
Цель: развивать зрительное восприятие и внимание; совершенствовать навыки соотнесения и различения цветов; формировать умение называть цвета.
 
Материал: картинки вазы и цветов разные по цвету.
 
Ход игры: На столе лежат разноцветные вазы и цветы. Ребенок должен в каждую вазу поставить букет такого же цвета, что ваза.
 
«Чей домик?»
 
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания, развивать мелкую моторику.
 
Материал: Карточки с изображением диких и домашних животных и карточки с изображением жилищ этих животных.
 
Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, соединив пазл.
 
«Кто самый быстрый»
 
Цель: Закреплять названия растений, птиц, активизировать речь.
 
Материал: большие и маленькие карточки с изображением растений.
 
Ход игры: Большие карточки раздаются детям. Маленькие карточки перемешиваются. После этого ведущий берет верхнюю карточку показывает детям. Играющие называют растение, которое нарисовано на карточке и разыскивают у себя на картинках это растение. Тот, кто нашел, говорит: «Мне нужна эта карточка». Ведущий отдает карточку тому, кто нашел на своей карте соответствующую картинку. Играющий накрывает ей картинку на своей карте. Выигрывает, тот у кого на большой карточке не остается закрытых растений.
 
«Собери картинку»
 
Цель: Развивать произвольное внимание у детей, мелкую моторику, наглядно-образное и логическое мышление, память, воображение, учить воспринимать и осмысливать целостный образ картинки.
 
Материал: Разрезанные картинки животных.
 
Ход игры: Перед ребенком разложены в беспорядке детали картинки. Перед ним рамка, в которую нужно собрать распавшуюся картинку.
 
«Домик для птички»
 
Цель: закреплять знания детей о птицах, закреплять геометрические формы и их названия, развивать память, мышление, мелкую моторику.
 
Материал: карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре, картонные – круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
 
Ход игры: вместе с ребенком рассмотреть геометрические фигуры, закрепляя их названия. Дать ребенку карточки с кармашками, где изображены птицы в геометрической фигуре. Попросить назвать названия птиц. После этого предложить разложить по кармашкам все геометрические фигуры, так что бы они совпали с нарисованными на карточке геометрическими фигурами (наитии домики для птичек).
 
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
 
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
 
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
 
Материалы: мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.
 
«Найди, о чем расскажу»
 
Цель: учить находить предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
 
Материал: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
 
Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.
 
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
 
«Найди цветок для бабочки»
 
Цель: воспитывать у детей внимание; упражнять детей в умении различать и называть основные цвета; продолжать формировать у детей интерес к игре с цветом; развивать у детей сенсорные навыки; продолжать знакомить детей с
 
понятиями «один», «много».
 
Материал: бумажные бабочки и цветы разных цветов.
 
Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь бабочкам найти свои цветы. Дети должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, то ее нужно посадить на цветок красного цвета. Когда все бабочки найдут свои места спросить у детей: «Чего больше цветов или бабочек?»
 
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
 
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе.
 
На первом этапе нужно проигрывать игру вместе с детьми. По ходу игры сообщать одно правило и тут же его реализовать его.
 
На втором этапе выключаться  из активного участия в игре, руководить со стороны, направляя игру.
 
На третьем этапе дети играют самостоятельно.
 
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях:
 
подготовка к проведению дидактической игры,
её проведение
подведение итогов
ВЫВОДЫ:
 
Игры детей являются необходимым условием экологического воспитания. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
 
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. Вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
 
Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
 
Таким образом, роль дидактической игры в обучающем процессе дошкольного образовательного учреждения определяется тем, что игра позволяет ребенку получить собственный опыт.
 
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия  с ребенком. Таким образом, использование дидактических игр, способствуют умственному развитию детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....

Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....

Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей "Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"

Дидактические карточки «Изучаем профессии»Распечатайте картинки, наклейте на картон, разрежьте по линиям, перемешайте карточки.Предложите ребенку картинку, например, "Доктор"и по...

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для родителей «Роль  дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» (в рамках работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год)...