МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Бунькова Алена Михайловна

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, види, зат окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Направление: познание

Цель: - Повышать уровень сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

В процессе деятельности решались следующие образовательные задачи:

 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие воспитанников;

3. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

4. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов;

5. Совершенствовать внимание, память детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_etalony.docx154.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                      ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Родинский детский сад»

          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_436/section_183/thumbs/2MqtvvY65wT9_1200x0_AybP2us9.jpg

Разработала

Воспитатель

Бунькова

Алена Михайловна

Д. Родина 2021

Аннотация

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, види, зат окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Направление: познание

Цель: - Повышать уровень сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

В процессе деятельности решались следующие образовательные задачи:

 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие воспитанников;

3. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

4. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов;

5. Совершенствовать внимание, память детей.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинается складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития. Благодаря данному процессу реализуется основная цель образовательной области «Познание» развитие у детей познавательных интересов, их - интеллектуальное развитие.

В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Маленький ребенок при виде незнакомого предмета стремится обследовать его, познакомиться с разными свойствами предмета. У ребенка формируются представления о внешних свойствах предмета, об их размере, форме, цвете, величине. Это означает, что малыш 3-4 лет при помощи сенсорного познания формирует свое представление об окружающем мире.

В соответствии с ФГОС ДО развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальное развитие решается через формирование представлений о сенсорных эталонах и элементарных математических представлений. Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется деятельности: рисованием, лепкой, конструированием и др.

Группы младшего дошкольного возраста нашего детского сада работают по программам: основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и «Школа 2000...» (методическое пособие для детей 3-4 лет «Игралочка», авторы Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова). Совместная деятельность с детьми проводится в утренний и вечерний отрезок времени. Основными задачами математического развития дошкольников являются формирование приемов умственных действий (анализ, сравнение и т. д) и формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.

Важной составляющей процесса познания является формируемый к нему интерес. Цели и задачи образовательной области «Познание» реализуются в процессе интеграции разных форм и видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Одной из таких форм является совместная деятельность.

Содержание ниже представленных мною методических рекомендаций отобрано в соответствии C поставленными целями и реализуемыми программами: основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (ПОД редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и «Школа 2000...>> (методическое пособие для детей 3-4 лет «Игралочка», авторы Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова), также по принципу «минимакс».

Направление: познание

Цель:- Формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. B процессе деятельности решались следующие образовательные задачи:

1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2.  развивать осязательное восприятие воспитанников;

3. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; 4. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов;

5. совершенствовать внимание, память детей.

Известно, что создание проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательного интереса, речевой активности и активизации мыслительной деятельности ребенка. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста, необходимо задействовать все каналы детского восприятия.

Методические рекомендации по развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения применяются как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвяи со всеми остальными разделами программы. Так, успешная организация образовательного процесса по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И.Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося B процессе деятельности. Некоторые виды деятельности предусматривают объединение детей по двое, умение уходить тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

Эстетическая сторона по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Выделение свойств вначале, когда дети еще Не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей, которые можно применять с детьми.

  1. Игры на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов.

В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

  1. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения: фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

Цель обучения: закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

Каждый из четырех типов предложенных заданий следует провести несколько раз, B которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

Тактильно-двигательное восприятие.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует

С этой целью используются различные виды детской деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • макраме (плетение из ниток, веревок); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Задачи сенсорных зон в группе:

  • стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторных зон следует уделить внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка должен соответствовать общему оформлению группы и дополнял его. Тематика может быть разнообразной, например, сказочный герой. Он помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В группе должно быть собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Здесь необходимо использовать большое количество природного материала: шишки, жëлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Необходимо сделать массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Собирается большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием "Разноцветная мозаика". Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел - "Кладовая природы". Для развития всех органов чувств здесь можно подобрать материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в сенсомоторной зоне педагог помогает детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения Форм, "рождения" образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Дети учатся замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы - на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

При выборе месторасположения сенсомоторной зоны в группе необходимо учитывать дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделяется подбору сенсомоторных объектов в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Пособия сенсомоторной зоны используется в педагогическом процессе, как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково - экспериментальной деятельности детей. Таким образом, необходимо выделить принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность.

Назначение сенсорной зоны в группе развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно - перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Для развития сенсорных эталонов используются различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «Осязательные ванны>> в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковралина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковралина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках. «Колючий» коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. По возможности необходимо использовать естественные условия природной И среды: игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как проводится в самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Основные из них:

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми;
  • обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);
  • нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
  • определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Также одна из целей сенсорного воспитания - изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Так же проводится образовательная деятельность «Предметы вокруг нас» и «Наши помощники».

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке детского сада. Сенсорный маршрут на участке детского сада небольшой, используется в основном в летнее время. Проходя по сенсорному маршруту на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь оборудование и сенсорные модули. Воспитанники идут по дорожке здоровья босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия.

На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

  • повысилась любознательность, пытливость;
  • сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
  • проявляется желание творить; - повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Из опыта работы с родителями были сделаны следующие выводы, обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому необходимо ЧТО ОНИ не педагогам группы подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. Следующим этапом работы было бы целесообразно проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание следует уделять детям с низким уровнем развития. Для них используются игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей заранее даются советы. Постепенно дети становятся активны, охотно выполняют задания.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Использование рекомендуемых дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

  • Игры на развитие тактильных ощущений

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный короткий, толстый - тонкий, большой – маленький узкий широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек Для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху  тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др.

«Найди ящичек»

Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

  • Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и фигуры включены в набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом - предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).

 «Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).

  • Дидактические игры и упражнения на закрепление

Понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.

«Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки»

Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую - по возрастающей величине.

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине. «В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие дальше.

  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора-красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.

Варианты:

выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, березаствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного.

Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками  

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный оранжевый, красный розовый, синий- голубой и др.

Представленные методические рекомендации направлены не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе и ьзования игр по -моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Рекомендации по использованию опыта:

Первые игры должны быть легкими для восприятия.

  • На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
  • Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
  • Обучение должно проходить в игровой форме.
  • Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте»

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...

Семинар "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры"

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом слу...

Консультация для родителей на тему: « Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте».

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически ...

Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» от 29.11.2022г.

Районное методическое объединение   Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Цикл занятий по развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Занятия по развитию сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста....