Педагогический проект "Этот занимательный синквейн"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Современная технология синквейн для развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_etot_zanimatelnyy_sinkveyn.doc808 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Этот занимательный, полезный синквейн».

Авторы проекта: Графина Татьяна Владимировна,

 воспитатель МБДОУ № 307,

Толкачева Елена Викторовна,

воспитатель  МБДОУ № 307.

Красноярск – 2018г.

Актуальность.

      Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. 

           На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Можно выделить следующие проблемы в развитии речи детей: часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас,  дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить   наизусть стихотворение. Поэтому очень важно уделять большое внимание решению данной проблемы, тщательно выбирая  наиболее эффективные методы и приемы для  развития речи детей дошкольного возраста, при этом чтобы процесс обучения оставался для детей  интересным, занимательным и  развивающим.

           Сегодня существует множество технологий, направленных на развитие речи детей.

           По нашему мнению именно современная технология синквейн -  один из способов частичного решения этих проблем. Эта технология способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания, учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.

          Что же такое синквейн? Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах и детских садах.

          Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

           Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Правила написания дидактического синквейна:

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные или причастия, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – одно слово (любая часть речи), связанное с первым, отражающие сущность темы (ассоциации,  синонимы, своего рода резюме).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Например, синквейн на тему «книга»  может быть таким:

Что? Книга.

Какая? Занимательная, интересная.

Что делает? Увлекает, развлекает, учит.

Предложение. Читаю книги каждый день.

Ассоциации. Удовольствие.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Происходит интеграция со всеми образовательными областями программы.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, дает возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  • Способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
  • Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Информационная карта проекта:

Тема: «Этот занимательный, полезный синквейн».

Авторы проекта: Графина Татьяна Владимировна, Толкачева Елена Викторовна.

Продолжительность проекта: 7 месяцев (октябрь  – апрель).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Возраст детей: 6 – 7лет.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Многие дети, особенно дети с речевыми нарушениями, испытывают затруднения в умении кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему, в подборе действий и признаков к предметам, способности к обобщению.

Новизна проекта: Данный проект, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта:

  • Создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать.

Задачи:

для детей: 

  • Научиться составлять и рассказывать синквейн.

для педагогов: 

  • Систематизировать и обогащать словарный запас детей 7 года жизни по изучаемым лексическим темам;
  • Активизировать познавательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.
  • Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;
  • Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.
  • Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

для родителей: 

  • Познакомиться с данной технологией, её значение на формирование у детей всех компонентов речи;
  • Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;
  •  Научиться составлять синквейн.

для социальных партнеров: 

  • Пополнять знания детей по определенным лексическим темам, обогащать речь детей на материале проводимых экскурсий.

Форма проведения итогового мероприятия:

Творческий досуг «Поэтическая ярмарка».

Продукты проекта:

для детей: 

- рисунки, аппликации, , поделки из строительного, природного, дополнительного   материала; изделия из пластилина, соленого теста для составления синквейна на разные лексические темы.

для педагогов: 

- конспекты по теме; алгоритм составления синквейна, художественная литература, альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы)

для родителей: 

- помощь детям в составлении синквейна, подготовке презентации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: 

  • У детей имеются представления о синквейне и его разных формах. Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Для педагогов: 

  • Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
  • Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал;
  • Составлена картотека разнообразных игр по теме.

Для родителей: 

  •  Сформировано представление о методике составления синквейна, владеют навыками составления синквейна.

Возможные риски:

  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям, да и родителям, может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли.

Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

Этапы реализации проекта:

Таблица 1.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

 

Дети помогают педагогу в постановке цели, названии проекта, решении задач при реализации данного проекта.

Педагог формулирует проблему; вводит детей в игровую ситуацию по реализации проекта.

По предложенной мотивации – озвучивает цель, задачи.

Подбирает информацию по теме.

Подбирает художественную и методическую литературу, картинный и иллюстративный материал; планирует наблюдения, экскурсии; определяет методы и приемы работы;

беседует с родителями о реализации проекта (доводит до сведения цель и задачи данного проекта).

Принимают поставленную цель; помогают в подборке художественной литературе, иллюстративного материала. Соглашаются в участии в конкурсах в этапах осуществления проекта.

Деятельностный

Участвуют в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности по темам проекта.

 

 

Знакомит детей с понятием «слово – предмет», «слово – обозначающее действие», «слово – признак предмета». Учит детей подбирать признаки, действия к предмету, составлять распространённые предложения, синквейн по графическому алгоритму; Оформляет книжный уголок, изготовляет вместе с детьми книжки – малышки, уголок детского творчества.

Вместе с детьми и педагогом выпускают книжки – малышки «Мои стихи» по различным лексическим темам.

Социальные партнеры проводят экскурсии в библиотеку, музеи по различным темам.

Подведение итогов

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Презентация проекта

Ознакомление детской аудитории МДОУ со стихами по синквейну

Представлен альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы).

Защита проекта на Совете педагогов МДОУ

Представлен альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы).

Результаты реализации проекта:  

  • В проект вовлечены все родители и дети подготовительной к школе группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.
  • Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.
  • Получены углубленные знания о технологии дидактического синквейна у родителей.
  • Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:
  • Совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание в форме творческих посиделок «Взрослые и дети», мастер – класс «Стихи по синквейну», конкурс стихов «Я – поэт», творческий досуг «Поэтическая ярмарка», изготовление альбома «Этот занимательный, полезный синквейн»
  • Активизирована работа с социальными партнёрами через проведение различных мероприятий (беседы, викторины, экскурсии).

Заключение: 

Реализация проекта органично вписался в работу с детьми, дал возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носил характер комплексного воздействия, позволил детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовал установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д:

«Феникс», 2011г.

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002г.
  2. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2005г.
  3. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. Волгоград: «Учитель», 2009г.
  4. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нишева - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
  5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей /Т.А.Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002г.
  6. Шульгина Е. В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011г.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.

Приложение 1.

Алгоритм составления дидактического синквейна

http://festival.1september.ru/articles/586446/img4.jpg

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово.

Приложение 2.

Детские синквейны на разные темы.

Фрукты

Вкусные, сладкие.

Вырастают, созревают, увядают.

Я их очень люблю.

Радость.

20180409_114504.jpg

Солдат

Смелый, выносливый.

Защищает, охраняет, служит.

Он бережет родную землю.

Воин.

20180409_152828.jpg

Автобус

Быстрый, мощный.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

detsad-85894-1428081422.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Занимательные крышки"

Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые отходы тяжело переработать. Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек, последствия этого в...

Рабочая программа "Занимательный синквейн"

В Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной граммати...

консультация на тему: Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)

Повышение качества речевого развития детей по средствам внедрения современных педагогических технологий.(Мнемотехника, синквейн)...

Дополнительная программа "Занимательный Синквейн"

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат....

Проект "Этот занимательный синквейн"

Познавательный проект по развитию речи с ипользованием инновационной технологии "Синквейн"...