Знакомство с миром музыкальных профессий старших дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Екатерина Николаевна

В статье рассматривается проблема ранней профессиональной ориентации в контексте воспитания основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования детских представлений о творческих профессиях в сфере музыки в условиях жизни детей в мегаполисе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С МИРОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Алексеева Екатерина Николаевна

методист ГБДОУ детский сад № 29 Выборгского района

г. Санкт-Петербург

e-mail: yasna.lada@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профессиональной ориентации в контексте воспитания основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования детских представлений о творческих профессиях в сфере музыки в условиях жизни детей в мегаполисе.

Ключевые слова: ранняя профориентация, музыкальная культура дошкольника, музыкальные профессии, мегаполис, дошкольное детство, цифровые технологии.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества определяется как значимое содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [1]. Это позволяет рассматривать ознакомление детей с профессиями взрослых как важное направление работы современного детского сада, актуализирует проблему ранней профориентации дошкольников.

Анализ исследований по дошкольной педагогике свидетельствует о многообразии подходов к ознакомлению дошкольников с трудовой деятельностью взрослых (Е.А. Алябьева, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, А.Ш. Шахманова и др.).

Понятие «профессиональная ориентация» применительно к ребенку дошкольного возраста начало рассматриваться относительно недавно. Е.А. Климов, исследуя проблему профессионального самоопределения, дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данному подходу, игра в возрасте от 3 до 6-8 лет является способом овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также обеспечивает первое знакомство с конкретными профессиями [2, с. 122]. В.П. Кондрашов отмечает, что ранняя профориентация позволяет спроектировать у дошкольников профессиональную составляющую образа «Я» [3, с. 13].

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка, что дает основание рассматривать целенаправленное знакомство с миром музыкальных профессий как средство воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников.

Сущность понятия «музыкальная культура» применительно к ребенку дошкольного возраста рассматривается в исследованиях О.П. Радыновой [6, с. 14]. Согласно О.П. Радыновой, музыкальная культура дошкольника предполагает достаточный музыкальный кругозор, эмоциональную отзывчивость на высокохудожественное произведение, что формируется в процессе систематического и целенаправленного обучения, направленного на развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, обучение игре на музыкальных инструментах. Формирование музыкальной культуры осуществляется на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Важным составляющим музыкальной культуры является знакомство с композиторами.

Предполагается знакомство дошкольников с композиторами П.И. Чайковским, Д.Д. Шостаковичем, Д.Б. Кабалевским и др., их музыкальными произведениями.  Однако в программах по музыкальному воспитанию вопросам ранней профессиональной ориентации, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, что подтверждает проведенное нами исследование.

Анализ планов работы воспитателей показывает, что педагоги уделяют преимущественное внимание знакомству с такими профессиями, как врач, учитель, парикмахер, строитель, спасатель, полицейский. Знакомство с миром музыкальных профессий ограничивается, как правило, тремя: «музыкальный руководитель в детском саду», «композитор», «музыкант». При этом формируется самое общее представление, например, музыкант играет на музыкальных инструментах, композитор сочиняет музыку и пр. Это приводит к сужению детских представлений о мире музыкальных профессий.

Знакомя детей с миром предметов и инструментов, педагоги не включают в это содержание знакомство с процессом создания музыкальных инструментов, что также сужает возможности использования предметного мира как результата трудовой деятельности взрослых в качестве средства воспитания основ музыкальной культуры.

В ходе индивидуальных бесед со старшими дошкольниками, когда предлагалось назвать, какие профессии ребенок знает, дети, как правило, перечисляли не более 5-10 профессий, но музыкальные профессии при этом не называли. Использование картинок позволило установить, что большинство детей (80%) знают такие профессии, как «певец», «композитор», «танцор», «балерина»; только 5% старших дошкольников верно называют на картинках   профессии «дирижер», «ди-джей», «звукооператор». Достаточно часто дети путают понятия «оркестр» и «исполнитель», не дифференцируя и обобщая их.

 Круг детских представлений о музыкальных профессиях весьма узок. По сути, дети не могли рассказать о профессиях, так как ограничивались только ее названием и глобальным, нерасчлененным представлением о содержании труда («Певец поет», «Балерина танцует» и пр.). Затруднение вызвал ответ на вопрос: «Как композитор сочиняет музыку?».

Подавляющее большинство детей не могли определить качества, которыми должен обладать человек той или иной музыкальной профессии. Весьма поверхностны детские представления о работе театра, взаимосвязи профессий людей в этой сфере культуры.  Меньше половины опрошенных детей (40%) посещали с родителями музыкальный театр, бывали на детских спектаклях и концертах. Приобщение к музыке в домашней обстановке происходит хаотично и в большинстве случаев определено музыкальными предпочтениями родителей и их общей музыкальной культурой. Только 2% детей слушают дома классические произведения, как правило, родители этих детей имеют профессию, связанную с музыкой.

Вместе с тем педагогическая диагностика выявила, что у старших дошкольников не проявляются профессиональные предпочтения и ориентация на мир музыкальных профессий: никто из опрошенных не детей не изъявил желания иметь профессию, связанную с музыкой.  

Таким образом, невысокий уровень приобщенности старших дошкольников к миру музыкальных профессий во многом обусловлен просчетами традиционной педагогической практики. Знакомство с миром музыкальных профессий явно недооценивается как средство воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников. В условиях Санкт-Петербурга, как культурной столицы и второго по величине мегаполиса России, требуется более широкое знакомство с творческими профессиями, чем представленное в учебно-методическом пособии В.П. Кондрашова «Введение дошкольников в мир профессий», где со средней группы появляется тема «Театр».

Используя различные подходы, средства и технологии, можно существенно расширить представления детей о мире музыкальных профессий, увлечь музыкой как искусством, получить положительный эмоциональный отклик. Целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения к профессиональному миру взрослых и возможности проявления своих сил и способностей в различных видах детской музыкальной деятельности, а не профессиональное самоопределение, выбор профессии уже в дошкольные годы.

Знакомство с миром музыкальных профессий в контексте воспитания основ музыкальной культуры старших дошкольников требует целенаправленного расширения образовательного пространства, в котором осуществляется процесс трансляции культуры новым поколениям [4, с. 49].

Санкт-Петербург имеет уникальное образовательное пространство, помноженное на многовековую многогранную культурную среду и традиции. Возможности музыкального потенциала города трудно переоценить. Большое количество театров, известных во всем мире, концертных площадок, фестивалей и городских мероприятий дает возможность родителям и педагогам познакомить дошкольников, как с шедеврами мировой классики, так и с современными произведениями. Однако из-за стремительного темпа жизни мегаполиса, возрастающих эмоциональных нагрузок и стрессов, потенциал музыкальной культуры города используется не в полной мере. Как показывают современные исследования, причинами, снижающими воспитательный потенциал уникального образовательного пространства, являются инертность родителей, низкая музыкальная культура, материальные возможности семей, а также удаленность театров и музыкальных площадок города от детского сада и места проживания ребенка [5, с. 133].

Большой потенциал в преодолении названных дефицитов, можно полагать, имеют современные цифровые технологии, грамотное использование которых может способствовать активизации детской познавательной деятельности к миру музыкальных профессий, даст возможность педагогу гармонично сочетать информационный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к организации образовательного процесса, ориентированного на воспитание основ музыкальной культуры.

Используя широкие возможности музыкальной культурной жизни мегаполиса, вовлекая дошкольников в музыкальную культурную среду, целесообразно формировать более широкие представления о мире музыкальных профессий на основе взаимодействия с семьей, представителями профессий музыкального искусства и использования современных подходов в образовательном процессе. В таком контексте ранней профориентации на ступени дошкольного образования может обеспечиваться позитивное развитие детских познавательных интересов к миру творческих профессий в сфере музыкального искусства, воображения и творческой активности в разных видах детской музыкальной деятельности, воспитание любви к музыке как основы музыкальной культуры.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов. Москва: Академия, 2010. – 304 с.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  4. Крулехт М.В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса. [Текст] /М. В. Крулехт // Достижения науки и образования. – 2016. - №4(5). С. 45-51 
  5. Крулехт М.В. Теория и практика дошкольного образования в контексте идеи профориентации //Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики /Эл. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019 /Под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: НИЦ НаукоПолис, 2019. С. 132-141
  6. Радынова О.П. Музыкальная и общая культура – стержень преемственности в музыкальном развитии детей [Текст] /О.П. Радынова   //Наука и Школа № 3’2015 с. 12-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Музыкальные праздники в формировании музыкальной культуры старших дошкольников 2011 год

Если использовать все виды музыкально - праздничных мероприятий и проводить их на должном уровне, то музыкальная культура дошкольников будет развиваться  более эмоционально и ярко....

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) с использованием ИКТ "В мире музыкальных профессий"

Цель: Создание условий для получения детьми знаний о профессиях через применение информационных, компьютерных технологий....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с родным городом" для старших дошкольников.

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний детей о родном Брянском крае; ознакомления детей с признаками, по которым в старину называли города, реки, на прим...

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Конспект занятия знакомство с миром природы в старшей группе д/с "Наши пернатые друзья"

В занятии развиваются познавательные способности детей. Углубляются и систематизируются знания детей о птицах. Развивается речь детей. Дети учатся анализировать и устанавливать причинно-следственные с...