Почва и подземные обитатели
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель:

- Дать представление о почве и ее видах;

- Дать знания о составе почвы;

- Дать детям представление о дождевом червяке и кроте, их приспособление к жизни под землей и их роли в создании плодородной почвы;

- Сформировать бережное отношение к дождевым червякам и кротам;

- Прививать любовь и уважение к нашей земле, воспитывать бережное отношение к ней;

- Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pochva_i_podzemnye_obitateli_.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»

 в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет

«Почва и подземные обитатели»

Подготовила: воспитатель Мохирева А.А.

Санкт-Петербург

2021

Цель:

- Дать представление о почве и ее видах;

- Дать знания о составе почвы;

- Дать детям представление о дождевом червяке и кроте, их приспособление к жизни под землей и их роли в создании плодородной почвы;

- Сформировать бережное отношение к дождевым червякам и кротам;

- Прививать любовь и уважение к нашей земле, воспитывать бережное отношение к ней;

- Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

- Здравствуйте дорогие ребята! Послушайте поговорку: «Добра мать для своих детей, а земля для всех людей». Как вы думаете, что значит эта поговорка? О чем она?

(ответы детей)

- Эта поговорка говорит нам о том, что все наши мамы любят своих детей, заботятся о них, оберегают, воспитывают, а земля, она тоже как мама, добра ко всем нам, к людям, ведь именно она порождает и питает все живое. Не зря ее иногда называют земля-матушка наша родная.

Земля…задумайтесь, что значит это слово? Ведь у нее есть два значения. Какие?

(ответы детей)

- Правильно, землей называют нашу планету. И земля у нас с вами под ногами. Земля – это верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

Земелька, землица, земелюшка, вот как ласково мы зовем нашу землю. Издревле на Руси восхваляли землю. Земля кормилица наша. Земля поилица. Так уважительно мы ее зовем. Почему, как вы думаете?

(ответы детей)

- Правильно, земля дает нам пропитание. А это значит что она дает нам жизнь! Но зачастую бывает что мы не довольны нашей землей. Например, в сухую погоду, особенно когда наступает жаркое лето, наша земля сильно сохнет и превращается в пыль, а вот в дождливую погоду становится слишком грязной, липкой. А ведь пыль и грязь, это не просто земля, ее правильное название почва.

- Ребята, как вы думаете, что такое почва? Почему она так важна для нас?

(ответы детей)

- Почва поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, т.е. способностью производить урожай. Почва возникла в ходе долговременного изменения горных пород, под воздействием микроорганизмов, растений, солнечного тепла, и конечно, осадков. Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо для жизни. Чтобы узнать так ли это, давайте изучим состав почвы. А для начала, ответьте мне на пару вопросов. Какое сейчас время года? (осень). Какой самый главный признак осени? (с деревьев опадают листья). А как вы думаете, куда потом исчезают опавшие листья? Что с ними происходит?

(ответы детей)

- Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя?

(ответы детей)

- Правильно, черви, слизни, а также улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой. Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы с вами проверим это на опытах. Но сначала мы немного разомнемся, вставайте, выходите в центр группы.

Физминутка

Физкультминутка. Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

- Давайте пройдем на наши места и проведем первый опыт. У каждого из вас на столе стоит по два стакана с водой и рядом миска с землей и ложками. Положите землю в воду и внимательно посмотрите. Что вы видите?

(ответы детей)

- Правильно, мы видим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух. А теперь давайте размешаем почву в воде и посмотрим, что будет. Что вы видите?

(ответы детей)

- Смотрите, на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Значит, почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

- Мы с вами еще говорили о том, что в почве есть вода. А как же она туда попадает?

(ответы детей)

- Правильно, когда идет дождь, тает снег или когда мы ее поливаем. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

- А вы знаете что почва бывает разной?

Соотношение между частями почвы разное, поэтому так много разных почв – черноземы, каштановые, серые лесные, солончаковые и очень много других. Самые плодородные, самые ценные – черноземы, в них больше всего гумуса – до 20 %. Именно гумус придает почве темную окраску.

 В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

     Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

     Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

     Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

     Торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

     Перегной - это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

     Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом. 

     Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения. 

Сейчас хочу вам рассказать немного о дождевых червях и кротах.

Дождевой червь.

     Благодаря такому строению почвы в ней живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания кожных покровов. Кислород потребляют в почве и животные,  и корни растений при дыхании. Все они выделяют углекислый газ. После сильных дождей или весной, после таяния снега, почва насыщается водой. Воздуха в почве становится недостаточно, и под угрозой гибели многие животные ее покидают. Этим и объясняется появление земляных червей на поверхности после сильных дождей, что вы, наверное, нередко наблюдали.

     Среди почвенных животных встречаются и хищники и такие, которые питаются частями живых растений, главным образом корнями. Есть в почве и потребители разлагающихся растительных и животных остатков;.

     Свою пищу почвенные животные находят либо в самой почве, либо на ее поверхности. Жизнедеятельность многих из них очень полезна. Особенно полезны дождевые черви. Они затаскивают в свои норы огромное количество растительных остатков, что способствует образованию перегноя и возвращает в почву вещества, извлеченные из нее корнями растений.

     В лесных почвах беспозвоночные, особенно дождевые черви, перерабатывают более половины всех опавших листьев.  

    В почве «работают» не только дождевые черви, но мелкие клещи, различные насекомые, особенно их личинки, и, наконец, мокрицы, многоножки и даже улитки.

     Влияет на почву и чисто механическая работа многих живущих в ней животных. Они прокладывают ходы, перемешивают и разрыхляют почву, роют норы. Все это увеличивает количество пустот в почве и облегчает проникновение в ее глубину воздуха и воды. В такой «работе» участвуют кроты, сурки, суслики, тушканчики, полевые и лесные мыши, хомяки, полевки. По этим ходам, особенно в более плотных почвах, корни растений проникают в глубину.

     Крот. Передние лапы его хорошо приспособлены для копания.

     Многие почвенные животные питаются корнями, клубнями, луковицами растений. Те из них, которые нападают на культурные растения или на лесные насаждения, считаются вредителями, например майский жук. Его личинка живет в почве около четырех лет и там же окукливается. В первый год жизни она питается преимущественно корнями травянистых растений. Но, подрастая, личинка начинает питаться корнями деревьев, особенно молодых сосенок, и приносит лесу или лесонасаждениям большой вред. Личинки, гусеницы некоторых бабочек, личинки многих мух,корневые тли, также питаются корнями различных растений, сильно вредя им.

     Многие насекомые, повреждающие надземные части у растений — стебли, листья, цветки, плоды, откладывают в почву яйца; здесь же вышедшие из яиц личинки скрываются в засуху, зимуют, окукливаются.

     В почве обитает немало хищников. «Мирные» кроты поедают огромное количество дождевых червей, улиток и личинок насекомых, нападают они даже на лягушек, ящериц и мышей. Едят эти животные почти непрерывно. Например, крот за сутки съедает по весу почти столько живности, сколько весит сам.

     В почве живет много хищных насекомых. Это жужелицы и их личинки, играющие немалую роль в истреблении насекомых-вредителей, многие муравьи, особенно более крупные виды, истребляющие большое количество вредных гусениц, и, наконец, знаменитые муравьиные львы, названные так потому, что их личинки охотятся за муравьями. У личинки муравьиного льва сильные острые челюсти, Личинка роет в сухой песчаной почве, обычно на опушке соснового леса, воронкообразную ямку и зарывается на ее дне в песок, выставив наружу только широко раскрытые челюсти. Попадающие на край воронки мелкие насекомые, чаще всего муравьи, скатываются вниз. Тогда личинка муравьиного льва схватывает жертву и высасывает ее. Взрослые муравьиные львы внешне напоминают стрекоз.

    У обитателей почвы выработались приспособления к соответствующим условиям жизни: особенности формы и строения тела, способности переносить неблагоприятные условия, поведения. У дождевых червей, большинства многоножек, у личинок многих жуков и мух сильно удлиненное гибкое тело, позволяющее легко продвигаться в извилистых узких ходах и трещинах почвы. Щетинки у дождевых и других кольчатых червей, волоски и коготки у членистоногих (пауки и др.) позволяют им значительно ускорять свои движения в почве и прочно удерживаться в норах, цепляясь за стенки ходов. Прокладывая новые ходы, некоторые почвенные животные, например черви, попеременно вытягивают и сокращают тело. Он сильно вздувается и расталкивает почвенные частицы. Другие животные, например кроты, расчищают себе путь, копая землю передними лапами, превратившимися в специальные органы копания.

     Окраска животных, постоянно живущих в почве, обычно бледная — сероватая, желтоватая, беловатая. Глаза у них, как правило, развиты слабо или полностью отсутствуют. Зато очень тонко развились органы обоняния и осязания.

- Ребята, надеюсь сегодня вы узнали много нового и вам было интересно. В следующее занятия мы будем изучать других подземных обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почва и подземные обитатели"

Крот устроился хитро:У него свое метро.Сам себе метро копал,Сам себя в метро катал.Строил много круглых станций –И на каждой вылезал!...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Почва и подземные обитатели» (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

laquo;Почва и подземные  обитатели»(О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )...

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе...

Презентация "Почва и подземные обитатели" (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

В данной презентации рассмотрены вопросы состава почвы, обитатели почвы и опыты с почвой и водой...