Педагогическая находка конспект образовательной деятельности "Традиции зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щеголева Оксана Валерьевна

Проводится беседа с детьми о лесе, формулируем правила поведения в лесу. Постепенно переходим к новогоднему празднику. Мастерим елочные игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Ёлочка" с. Покосное Иркутской обл., Братского района

(МКДОУ д/с «Ёлочка» с. Покосное)

Конспект

образовательной деятельности с детьми

старшая группа

(познавательное развитие)

«Традиции зимы»

2021г.

Цель: формировать понимание того, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Познакомить детей с традициями русского народа, привитие им любви к родине, а так же необходимость ощутить себя частью великого народа.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить представление о правилах поведения в лесу;

- закреплять умение правильно вести себя в природе;

- расширять представления детей о русском быте;

- расширять творческое воображение и творческое мышление.

  1. Развивающие:

- развивать мышление, память, диалогическую речь; активизировать и обогатить словарь детей - багрянец, объят, канитель, насыщен, расписан.

- развивать устойчивый интерес к русской культуре;

- поддерживать творческий опыт ребенка  через изготовление игрушки из подручного материала.

Воспитательная:

- прививать любовь к русским народным традициям;

- воспитывать чувство патриотизма и гордость за историю своего народа;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять.

Предварительная работа: просмотр презентации «Елочка живи», чтение рассказов В. Бианки, рассматривание елочных игрушек, посещение новогоднего праздника.

Технологии и методы:

Технология событийного подхода;

- словесный – беседа, пояснения;

- наглядный – показ, демонстрация, наблюдение;

- практический – продуктивная деятельность.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент:

- Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. Но, чтобы узнать, о чем пойдет наш разговор, вам нужно отгадать загадку:

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

(Лес)

- Правильно. Ребята, а что же такое лес?

- Какие леса вы знаете? (хвойные, смешанные, лиственные).

- Почему они так называются?

- Послушайте, какую историю я хочу вам поведать.

2. Основная часть:

«Когда-то, очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот, деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев.  С тех пор они не слышали больше их голосов, леса же заметно поредели.

- Дети, скажите, почему поредели деревья?  

- А может ли человек помочь восстановиться лесу? Как?

- Какова роль леса в природе?

Молодцы!

-Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым от пытливого взора. Каждая тропа, уходящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий.

(Звучит легкая музыка)

- Ребята, давайте представим, что мы входим  лес с чистыми помыслами и открытой душой. Пройдем по знакомым и глухим лесным тропам, послушаем, понаблюдаем, порадуемся. Прикоснемся к тайнам живой природы.

- Давайте, сформулируем правила поведения в лесу. В лесу нельзя:

- нарушать тишину;

- разорять птичьи гнезда;

-ловить насекомых;

- разводить костер без причины, а если развели, обязательно его потушить;

- разбрасывать мусор;

- рвать цветы;

- ломать ветки деревьев;

- подбирать детенышей и птенцов.

Можно в лесу:

- сажать деревья;

- убирать сухие ветки;

- устраивать заповедники;

- собирать ягоды, грибы,  орехи в небольшом количестве.

Я вижу, вы немного засиделись. Давайте разомнемся.

Динамическая пауза:

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыжки на месте на 2 ногах

Прыг-скок, прыг-скок,

Встал зайчонок на пенёк.

Прыжки вперёд, назад

Всех построил по-порядку,

Стал показывать зарядку.

Встать прямо

Раз – шагают все на месте.

Шаги на месте

Два – руками машут вместе.

«Ножницы» руками

Три – присели, дружно встали.

Присесть, встать

Все за ухом почесали.

Почесать за ухом

На четыре – потянулись

Пять – прогнулись и нагнулись.

Прогнуться, наклон

- Лес хорош в любую погоду. Весной он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом – насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцев красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами следами диких зверей.

- Ребята, вы помните песенку «В лесу родилась елочка»?  

 - Вот и в нашем лесу родилась маленькая, красивая елочка.

- Какое время года описано в песне?

- А какое время года у нас сейчас?  (зима)

- На какой праздник всегда звучит эта песня, ребята? (новый год)

- А вы знаете, что новый год русский народ отмечает с давних времен, это стало нашей традицией. И, конечно же, у этого праздника появились свои символы.

- Какие символы нового года вы знаете? (дед Мороз, Снегурочка,  мандарины, елка)

- Ребята, кто помнит, что произошло с елочкой в песне? (ее срубили)

-Можно ли рубить елочки? А как же быть, ведь елочку наряжают в каждом доме? (можно поставить искусственную).

- Верно,  и у нас такая елочка. Но она совсем не нарядная. И чем же мы будем ее наряжать, ведь нет ни одной игрушки? (можно сделать игрушки)

- Ребята, первое елочное оформление на Руси было призвано продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной. Уже позже появились игрушки из стекла. А затем, в оформлении елки появились герои сказок,  и покорителей севера. Сейчас очень популярны игрушки, сделанные своими руками. И мы сегодня будем делать именно такие игрушки.

Но прежде чем приступить к изготовлению, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая игра:

На елке».

Мы на елке веселились,                  (Ритмичные хлопки в ладоши).

Мы плясали и резвились.                (Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз         («Шагают» средним и указательным)

Нам подарки принес.                     (пальцами по столу).

Дал большущие пакеты,                 («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:                (Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,          Загибают на обеих руках по одному 

Орешки рядом с ними,                пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

3.Творческая деятельность.

Дети рассаживаются за столы.

- Ребята, посмотрите,  на столах у вас есть заготовки для изготовления игрушки. Делать мы будем деда Мороза. Для этого нам нужно вырезать из ватных дисков бороду и волосы и приклеить это к заготовке.

4.Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие правила поведения в лесу мы сформулировали?

- Ребята, есть еще один атрибут нового года это – хоровод. Я предлагаю сейчас встать вокруг нашей елки и спеть песенку, которая уже тоже стала неотъемлемой частью этого праздника «В лесу родилась елочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Покормите птиц зимой"

Проект посвящен воспитанию любви к птицам....

Педагогического проект «Зайке холодно зимой, зайка просится домой»

проект  «Зайке холодно зимой, зайка просится домой»...

Педагогический проект " Покормим птиц зимой"

Проект разработан для детй младшего возраста. Воспитывает любовь к природе, бережливое отношение к птицам....

Педагогический проект "Здравствуй, зимушка-зима"

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чу...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая образовательная ситуация «Зима»

Мультимедийная разработка образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» открытая  образовательная ситуация  «Зима»...