"Письмо от Синички"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гордеева Марина Витальевна

Открытое занятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕГОРЬЕВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 «КАЛИНКА»

Российская Федерация, Московская область, 140300, г. Егорьевск, ул. Мичурина, д.27,

ИНН – 5011032596/КПП – 501101001/ОГРН – 1115011001137, тел. 8 (496 40) 3-19-87

Конспект открытого занятия по экологии

«Письмо от Синички»

Подготовил: воспитатель Гордеева М.В.

Егорьевск, 2020 г.

Конспект открытого занятия по экологии

«Письмо от Синички»

по теме: «Зимующие птицы»

Цель: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

• воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним, интерес к разнообразию окружающего мира;

• закреплять умение детей узнавать и называть птиц;

• закреплять знания детей, чем питаются птицы, как им можно помочь;

• развивать память, логическое мышление, речь детей;

• развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью схемы (карты).

Оборудование: зимняя картинка, картинки с изображением птиц, кормушка, карточки с изображением пищи для птиц, конверт с посланиями, клей, картинки для наклеивания, лист бумаги.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла на окне письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал. (На конверте изображение Синички). Да это же письмо от Синички, которая за нами в окно частенько наблюдает, давайте посмотрим, что она нам написала. Посмотрим? (Открываем конверт, там картинки).

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, синичка хочет, чтобы мы, рассматривая картинки, узнали, какое послание она нам передает. Ну что же, давайте разбираться. Рассматриваем первую картинку. (Подводим к ответу о признаках зимы, жизни животных и птиц зимой). Мы справились с первым заданием, давайте посмотрим, что еще лежит в конверте? Рассматриваем следующий конверт от Синички. В конверте картинки с изображением птиц. (Подводим детей к ответу, что нам нужно найти зимующих птиц). Давайте вспомним, каких зимующих птиц мы знаем.

Синичка нам подсказки оставила, загадки:

  1. В красной шапке ходит он

Долбит дуб как долотом (дятел)

  1. Птичка – невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок (воробей)

  1. Посмотрите на балкон: 

Эта птица – почтальон,

Он с утра воркует тут

     Пролетит любой маршрут. (голубь)

  1. Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто? (синичка)

  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь)

  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут её …(сорока)

Воспитатель: Ну что ж, давайте искать зимующих птиц. (Дети по одному выбирают картинки зимующих птиц, не забирая перелетных).

 А теперь, давайте посмотрим, что за птиц вы отыскали?

Сорока – это птица, с которой дети знакомятся одной из первых, благодаря известной всем потешки « Сорока — ворона». Птичку можно увидеть своими глазами, выйдя на улицу или выглянув в окно. Сорока не подпускает к себе человека настолько близко, как это делают голуби. На животе и боках сороки перышки белые. Длинный хвост придает белобоке невесомости и выделяет ее среди других городских пернатых. Стайки сорок, перелетающих с дерева на дерево, можно наблюдать в парках и у жилых домов. А вот в густых лесах белобоки не живут. Питаются птички ягодами, семенами растений, а также вредителями деревьев.  Между собой птички общаются стрекотом. В случае опасности сорочий голос разносится на весь лес, предупреждая не только птичек из стайки, но и других зверушек. Интеллект сороки выше, чем у других птиц. Она узнает себя в зеркале и может подражать голосам животных и человека. Прозвище «воровка» у птички вполне справедливое: белобоки не равнодушны к необычным и блестящим предметам. Они с удовольствием играют ими и тянут их к себе в гнезда.

Не случалось ли вам, ребята, когда-нибудь видеть птичку, ползающую по стволу дерева вниз головой? Если случалось, то, значит, вы видели поползня, так как только он один из всех наших птиц способен на такую штуку. Это небольшая, короткохвостая птичка сверху голубовато-серая, снизу белая, с ржаво-красными боками, с белым горлышком, через глаз проходит черная полоска. Клюв прямой, довольно длинный. Поползень, несомненно, самый первоклассный из всех наших пернатых лазунов и превосходит в этом даже самого дятла, который не умеет лазать вниз головой. В теплые страны поползень не улетает, а остается у нас круглый год. Пищу поползней составляют насекомые, различные семена и ягоды. Поползень также охотник до желудей и орехов, которые всегда раскалывает ударами своего клюва, защемив их предварительно в какую-нибудь щель на дереве; при такой работе он обычно располагается на дереве вниз головой. 

Свиристель получил такое название благодаря своей журчащей песне "сви-ри-ри-ри-ри", напоминающей звучание свирели. По этой же причине птицы нередко ассоциируются с предметами народного творчества – расписными игрушками – свистульками. Основной окрас оперения розовато-серый, только крылья, хвост и горло окрашены в черный цвет. Узнать свиристеля очень просто по ярко-желтой окантовке хвоста и перемежающимся желтым и белым полоскам на крыльях. Через глаза птиц тоже проходит тонкая черная полоска. Головы всех свиристелей украшает характерный хохолок. В любое время года эти птицы редко встречаются поодиночке, держась шумными стаями, людей они не боятся.  Зимой птицы поедают рябину в огромных количествах, свиристели  никогда не опускаются на снег, усыпанный их любимым кормом и всегда клюют ягоды только с веток.

 Дидактическая игра «Скажи, какая? Какой?»

— Ребята, если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

— Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

— Если у дятла длинный клюв, он какой? (Длинноклювый)

— Если у свиристеля на головке хохолок, он какой? (Хохлатый)

—Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)

—Если у поползня короткий хвост, то он какой? (Короткохвостый) 

Почему в народе говорится:

•   Лес без птицы и птицы без леса не живут.

•   Всякая птица своим клювом сыта.

•   Всякая птица своим пером гордится.

Мы справились со вторым заданием, давайте посмотрим, что в следующем конверте лежит? В конверте изображение птиц на кормушке.

- Что же этим рисунком хотела нам Синичка сказать? (Что птиц нужно подкармливать)

- А куда птицам корм будем класть? На землю? (Нет, в кормушку).

- А почему в кормушку, а не на землю? Что может случиться, если мы на землю корм будем птицам сыпать? (Засыпет снегом, могут подкрасться кошки, съесть другие животные)

- Да, я думаю вы правы, из кормушек птицам безопаснее и удобнее будет кушать.

Я думаю мы справились с этим заданием Синички.

         Воспитатель: А теперь давайте передохнем и на ковер погулять пойдем. Покружились, покружились и в птичек превратились!

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Воспитатель: Молодцы, птички! Покружились, покружились и обратно в ребятишек превратились! А теперь, давайте, дальше посмотрим, что лежит в следующем конверте. В конверте карточки с продуктами питания.

И что же теперь хочет сказать нам Синичка? (Ответы детей)

- Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, шишками, ягодами).

- Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)

-  А какую еду человек может птицам предложить? Давайте выберем пищу, которую мы можем положить в кормушку нашим птичкам. 

Дидактическая игра «Угощение для птиц»

- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных  продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для  здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы хлопаете в ладоши, если птицы этим не питаются - вы топаете.

Рябина

Апельсины

Макароны

Семечки

Картофель

Хлеб

Котлеты

Семена и плоды дикорастущих растений

Шоколадные конфеты

Яблоки

Пшено

Чеснок

Сало

Дидактическая игра «Кого, чем угостим?»

Воробья — зернами и хлебными крошками

Синицу — салом, зернами

Снегиря — рябиной, семенами растений

Свиристеля - семечками, ягодами рябины

Голубя — пшеном

Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки

Свиристели – просо и пшено

Поползни — кедровые шишки, арбузные и дынные семечки

Ну, вот что у нас с вами получилось. Так что же за послание принесла нам Синичка? Дети отвечают. (Помогать птицам, подкармливать их зимой, давать им ту пищу, которая не принесет им вреда).

Воспитатель: Есть несколько правил подкормки птиц, я вас с ними познакомлю:

1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, подсолнухи, сушеные плоды ягод, пшено, просо, кусочки несоленого сала.

3. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Пальчиковая гимнастика

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

Аппликация «Покормите птиц» (Необходимо на кормушку приклеить картинку с птичкой и картинку с кормом).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Итог занятия:

Напомните ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? А у нас на площадке есть кормушки? (Ответы детей.) Давайте, когда пойдем на прогулку, покормим птиц. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и…

                                   По небу весело скользя,

                                   Летят пернатые друзья

                                   И пропоют, чирикая:

                                   « Спасибо вам великое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)

Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких...

Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".

Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...

НОД по рисованию для детей разновозрастной группы раннего возраста «Синий, синий иней»

Формировать умение детей правильно пользоваться восковыми мелками, развивать творческие способности, учить передавать красоту  покрытых инеем веток....