Проект "Символ года - Тигр"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Катчева Ксения Николаевна

Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество, обогащение социального опыта детей через различные виды деятельности, создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о праздновании Нового года;
  2. Познакомить детей с традициями празднования, символом Нового года – тигр;
  3. Познакомить детей  с историей новогодней елки;
  4. Воспитывать желание активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  5. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekttigr.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Символ нового года»

Тема проекта: «Символ года – Тигр»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: 06.12.21 – 17.12.21

Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы и родители.

Цель проекта: Формирование у детей осознанного отношения к обычаям и традициям отмечать новогоднее торжество, обогащение социального опыта детей через различные виды деятельности, создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о праздновании Нового года;
  2. Познакомить детей с традициями празднования, символом Нового года – тигр;
  3. Познакомить детей  с историей новогодней елки;
  4. Воспитывать желание активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  5. Появление интереса у родителей к жизни ДОУ.

Организация проекта:  создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.

Актуальность проблемы:  Дети дошкольного возраста знакомятся с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, почему именно двенадцать животных образуют цикл, почему символами были выбраны именно крыса, лошадь, дракон, а не, например,   павлин, жираф, медведь?  какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. Чтобы помочь детям больше узнать о празднике Новый год, был выбран метод проектов. В игровом проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений. Во время проведения этого проекта объявили о смотре-конкурса семейного творчества «Гирлянда - Символ нового года». 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

с детьми

- расширятся представления детей о традициях, символах Нового года.

с родителями

- примут участие в мастер классе, конкурсе.

Реализация проекта 1-й этап – подготовительный

Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски на новогоднюю тему, украшение группы. 

2-й этап – основной

Образовательная область „Физическая культура“. Виды совместной деятельности:

  • Подвижные игры: “Кто быстрее добежит до ёлочки”, “Мы шагаем по сугробам”.
  • Физкультминутки “Елка”, “Ёлочная игрушка”, “У маленьких детишек ёлочка большая”, “С новым годом”, “Лесные гости”.

Образовательная область „Безопасность“. Виды совместной деятельности:

  • Беседа “Ёлочку за веточку не тяни, шарики с ёлочки не бери”.
  • Просмотр мультфильма “Маша и медведь. Раз, два, три, ёлочка гори”.

Образовательная область „Социализация“. Виды совместной деятельности:

  • Игры со строительным материалом. “Новые ворота. Встречаем Деда Мороза”.
  • Украшение елки в группе и дома.

Образовательная область „Познание“. Виды совместной деятельности:

  • НОД “Скоро праздник Новый год”, “Ёлочные шары”.
  • Прогулки: “В гости к ёлочке”, “Украсим ёлочку”.
  • Дидактические игры “Найди самую большую и маленькую елку”, “Найди каждому снеговику ёлочку”, “Выкладывание елочки из палочек”, “Назови ёлочные игрушки”, “Бусы на елку”, “Наряди ёлочку”, “Что слепил Дед Мороз?”, “Снегурочка со снежками”.
  • Сенсорные игры: “Собери новогодние подарки”, “Ниточки для шариков”, “Найди пару по форме”, “Почини шубу Деду Морозу”.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр мультфильмов: “Дед Мороз и лето”, “Снеговик-почтовик’.

Образовательная область „Коммуникация“. Виды совместной деятельности: Знакомство с легендой  о происхождении 12 символов .Пальчиковая гимнастика “Наряжаем елку”, “Елочка”, “Висят на ёлке бусы”, “Новогодние игрушки”.

  • Рассматривание картин: “Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке”, “Дед Мороз”.
  • Беседа “Как мы встретили Новый год”. Доклады детей «в год кого я родился»

Образовательная область „Чтение художественной литературы“. Виды совместной деятельности:

  • Чтение стихотворений К.Чуковский «Елка», Е.Трутневой “С Новым годом!”, Никитина “Снежный дом”, “Рассказы о приключениях Зелёной ёлочки”.
  • Заучивание стихотворений: Я.Аким “Ёлка”,
  • Показ кукольного театра “У елочки в гостях”  «Три поросенка»

Образовательная область „Художественное творчество“. 

Виды совместной деятельности:

  • Коллективная работа “Елочка”, «Снеговик», Дед мороз, Снегурочка.
  • Рисование “Варежка для Деда Мороза”.
  • Коллективная работа “Новогодний коллаж с символами нового года”
  • Раскрашивание рассказа с символом года-тигр.

Образовательная область „Музыка“. Виды совместной деятельности:

  • Разучивание песен: “Блестят на ёлке бусы”, “Маленькой ёлочке”, “Зайка серенький сидит”. Новогодний утренник.


3-й этап – заключительный

  1. Проведение новогоднего утренника.
  2. Выставка смотра-конкурса семейного творчества «Гирлянда -Символ нового года».


Взаимодействие с родителями

  • Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление.
  • Разучивание песен и стихотворений с детьми.
  • Информация в приемной: “Что такое Новый год”, “Новый год для детей: как устроить праздник”, “Ожидаем с нетерпением”, “Раз, два, три – ёлочка гори”.
  • Выполнение домашнего задания, родителями, вместе с детьми (изготовление поделок к смотру-конкурсе семейного творчества «Символ нового года).
  • Участие в выставке семейного творчества «Символ нового года».

Выводы:

В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии. Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.


Приложение.

Сказка о символах Нового года в стихах

Однажды в Новый год:
Собрался весь звериный народ.

Стали ёлку наряжать,
Символ года выбирать.

Вдруг вступился в спор петух, 
Полетел от него пух.

Тигр тоже не сидел,
Очень быстро отлетел.

И овца траву не ест, 
Перед елкой нет уж мест.

Лошадь тоже хороша –
Нет в карманах ни гроша.

Крыса совесть потеряла,
Все игрушки своровала,

А змея на всех шипит
И на елочке висит.

Бык бодает всех вокруг,
Где же настоящий друг?

Собака ёлку охраняет,
А зачем не понимает.

Вокруг ёлки прыгал кролик, 
Заплутал в какой – то дворик

Рядом пролетал дракон,
Приземлился на балкон.

Свинка улеглась под ёлкой, 
Уколола нос иголкой.

Обезьянка не скучает,
С ярким шариком играет,

Приглашает в хоровод
Вместе встретить Новый год!
По порядку становитесь,
В очередь свою явитесь.
Цепочку крыса начинает,
Бычок порядок продолжает
А тигр за бычком идет, 
Кролик робко в ряд бредёт.
И дракона он зовет.
Змейка медленно ползет,
Лошадь быстро скачет.
Овечка, подняв голову, шагает
Красотка – обезьянка с восторгом всех встречает.
Петух от радости поет,
Собака сильно лает,
Свинья от счастья хрюкает.
Вот и их порядок
Новогодний необычный распорядок.


Беседа по сказке:
- Какие символы восточного гороскопа Вы встретили в сказке?
- Знаете ли Вы в какой год родились? Какой год идёт сейчас? Какой год скоро наступит?
- Кому из символов восточного гороскопа Вы больше симпатизируете?
- Каких новогодних традиций придерживается семья?
- Придумайте пожелания от каждого символа года.

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ДВЕНАДЦАТИ СИМВОЛОВ КИТАЙСКОГО ГОРОСКОПА. СООТВЕТСТВИЕ ГОДАМ ЖИВОТНЫХ, СТИХИЙ, ЦВЕТОВ

 Однажды Будда пригласил к себе на день рождения (празднование нового года, пира, дня отъезда Будды из этого мира — в зависимости от трактовки) всех животных, какие захотят прийти сами. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления. Первой пришла «Крыса» — ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти её на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперёд, и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами. Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым. 

Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год. Болельщики, увлечённые соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует, не рассмотрели, кто пришёл четвёртым ? Кролик или Кот. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым — Коза или Овца (согласно японскому гороскопу). Девятой стала Обезьяна — лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду. Десятым прибежал Петух, который задержался, потому, что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие.

Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла. И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Ему Будда подарил последний оставшийся год.

НОД «Символы Нового года»

Тема«Символы нового года».

Приоритетная образовательная область ФГОС ДО: Познавательное развитие.

Возрастная группа. 5-6 лет

ЦельОбучение: Организовать познавательную деятельность детей направленную на усвоение ими знаний о символах Нового года.

Воспитание: Создать условия для выработки у детей положительного отношения к празднику Новый год.

Развитие: Способствовать развитию речи у детей, а также развитию общего умения сравнивать различные объекты на материале занятия.

Задачи. Организовать знакомство детей с символами Нового года.

Формировать понимание значимости символов для празднования Нового года.

Практическая деятельность детей по отработке у них умений приемов лепки, умений сравнивать различные объекты на материале занятия.

Контроль результатов самостоятельных действий детей.

Рефлексивная оценка знаний детей.

Планируемый результат:

Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

Применение усвоенных знаний в самостоятельной повседневной жизни.

Предварительная работа: Подвижная игра «Береги предмет», рассматривание иллюстраций новогодней тематики, дидактические игры: «Назови какой? (какая? какие)», «Дорисуй картинки»«Найди отличия».

Чтение художественной литературы новогодней тематики: В. Сутеев «Елка», русско-народные сказки «Снегурочка»«Морозко»;

Токмакова И. «Живи, елочка!»; Э. Успенский «Новогодний праздник в Простоквашино», Л. Воронкова «Как елку наряжали»; рассказ М. Зощенко «Елка»стихотворения: К. Чуковский «Елка».

Материалы и оборудование: Посылка, доска, ватман с заданиями, пластилин, доска для лепки и влажные салфетки на каждого ребенка, кубики пластмассовые, листочки с заданием«Дорисуй картинку» на каждого ребенка, цветные карандаши; магнитофон, аудиозаписи.

Ход НОД.

Вводная часть. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет.

Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года? Назовите зимние месяцы?

А какой мы отмечаем праздник в последний день декабря?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Новый год! Под Новый год всегда случаются чудеса. Вот и у лесных зверят случилась беда. Баба Яга заколдовала символы нового года. Какие символы Нового года вы знаете? Без чего не может быть Нового года? А для того чтобы Баба Яга расколдовала символы, она прислала задания, которые нужно выполнить. Просят вас зверята помочь задания выполнить. Поможете?

Ответы детей.

Вывешивается ватман на нем символы Нового года закрытые листами.

Воспитатель: А вот и первое задание. Чтобы расколдовать первый символ Баба Яга приготовила два задания.

1. Стою в тайге на одной ноге,

Сверху шишки, снизу мишки,

Зимою и летом зеленого цвета,

Платьице в иголочках, а называюсь я (Елочка)

2. Дидактическая игра «Назови какая Елка»(Зеленая, стройная, красивая, пушистая, высокая, колючая, красивая)

Снимаем листочки появляется Елка.

Воспитатель: Вот и освободили первый символ «Елка». Давайте с вами разомнемся. Динамическая пауза «Елочка».

Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.

В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

Наступает Новый год.

Ответы детей.

Воспитатель: Следующее задание. Баба Яга просит слепить ответ на загадку. Я буду читать вам загадку по строчкам, а вы попробуйте выполнить, то о чем в ней говорится. Сначала, приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Новый год".

Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики. (Фонарики)

Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)

В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)

Будем пальцы загибать(по очереди массажируем каждый палец)

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Его слепили дети ловко,

Из снега сделали клубки.

Вместо носика морковка,

вместо глазок угольки.

На голову ведро одели

и соломенный парик.

А теперь скажи скорее

кто же это? (Снеговик)

Воспитатель: Вот и следующий символ мы угадали – Снеговик. Снимаем листочек. Давайте посмотрим, следующее задание. А теперь задание на ловкость. «Береги подарок». Вы сейчас встанете в круг. У ног каждого из вас лежит подарок. Я буду находиться в кругу, и стараться взять у вас подарок. Играющий, к которому я приближаюсь, приседает и закрывает подарок руками. У кого я заберу подарок, становится ведущим. Проводится игра с детьми.

Воспитатель: Вы очень ловкие. Так какой мы с вами символ освободили?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, подарок (снимаем листочек). И последнее задание«Дорисуй картинки».

Я раздам вам листочки, на которых нарисованы очень похожие между собой изображения Деда Мороза и Снегурочки. Необходимо дорисовать каждую картинку таким образом, чтобы все четыре изображения были полностью одинаковыми.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Замечательно, и с этим заданием вы справились. Освободили последний символ Деда Мороз и Снегурочка (Снимаем листочек). Вы выполнили все задания Бабы Яги. Давайте собирать посылку для зверей. Какие символы Нового года мы с вами освободили?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Отправим лист с выполненными заданиями. Раз скоро Новый год, зверятам подарки надо подарить, верно? А что им подарим?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, снеговиков, которые вы слепили. Складывайте аккуратно в коробку своих снеговиков. Вот и собрали посылку для зверят. Спасибо, вам ребята, что помогли выполнить задания. Я вами очень довольна. Ну, какой же Новый год без подарков? И у меня есть для вас подарки. (Воспитатель раздает детям подарки). Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями.

Пальчиковая гимнастика 

«Новый год».
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочереди)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

 «Елка».

 Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

"Снежок".

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили.        (
"Лепят снежок"). 
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий.                (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И... сломаем.                (
Топают). 


Физкультминутки

«Новый год»

Дед Мороз на Новый год 
Обязательно придёт.
Ждут его ребята,
Птички и зверята.
И подарки ждут его -
Ведь готовят для него
Шутки, игры, сказки
И у ёлки пляски.
Смех над лесом льётся,
Дед Мороз смеётся!
Звери с ним играют -
Новый год встречают!

Физминутка «Елка»

 Горит огнями елочка, 
Под нею тени синие,   (Поднимаем руки вверх) 
Колючие иголочки, 
Как будто в белом инее.  (Опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются.   (Наклоны вправо, влево) 
Во всех домах, по всей стране
Ребята улыбаются  (Ходьба на месте, улыбка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс поделок «Тигр- символ года»

Изображение тигра с помощью цветных карандашей, оригами, аппликации....

Выставка поделок "Символ года - Тигр"

В группе №3 "Колокольчики" прошла выставка поделок из различных материалов на тему "Символ года - Тигр". Спасибо за активное участие!...

Мастер-класс по Оригами. Cимвол года "Тигр"

Символ года "Тигр" в технике  оригами.Пошаговая инструкция с фотоОписание материала: Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям....

Новогодняя гирлянда для украшения группы с символом 2022 года «Тигр»

Конструирование с детьми подготовительной группы новогодней гирлянды из бумаги...

Лепка "Символ 2022 года - Тигр".

Лепка "Символ 2022 года - Тигр"....

«Новогоднее чудо с символом года - тигром»

Создание условий для развития познавательного интереса, творческого и интеллектуального потенциала дошкольников в преддверии новогоднего праздника....

Проект "Символ года -тигр"

Проект представлен в презентации....