Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Птицы зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Криворучко Татьяна Александровна

Предлагаем вашему вниманию конспект итогового занятия по закреплению и систематизации знаний детей о жизни птиц зимой в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx231.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Ласточка» города Евпатории Республики Крым»

Конспект НОД по ознакомлению с природой

в средней группе на тему: «Птицы зимой»

Подготовила воспитатель:

Криворучко

Татьяна Александровна


Цель: закрепление и систематизация знаний о жизни птиц зимой.

Задачи:

образовательные:

  • закреплять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, отмирание частей растений);
  • уточнять и расширять знания о зимующих птицах;
  • продолжать учить классифицировать птиц (перелётные, зимующие);
  • учить самостоятельно, называть и описывать птичку;
  • учить  изготавливать из бумаги птиц способом оригами;

развивающие:

  • развивать монологическую речь;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать внимание, воображение;

воспитательные:

  • воспитывать желание заботиться о зимующих птицах;
  • формировать навыки доброжелательности, сотрудничества.

Образовательные области: познавательная, речевая, социально – коммуникативная, художественно – эстетическая.

Словарь: зимующие, перелётные, синица, воробей, снегирь, скворец, грач, ласточка, сова, дятел, сорока, чайка.

Материал: бумажная кормушка, семена,  птицы, вырезанные из картона, их цветные силуэты на палочках, картонные шапочки для дятла, воробьёв; счетные палочки, семена; подносы, белый лист бумага, клей карандаш, голубой лист бумаги (море).

Предварительная работа: наблюдения за птицами, беседы, чтение произведений,  отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций.

Методические приёмы: игровой (проведение игр и инсценировки), наглядный (демонстрация игр, пособий), словесный (вопросы, индивидуальные ответы, указания, напоминания), поощрение, анализ занятия.

Используемые технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, игровая технология, личностно-ориентированные технология.

Ход образовательной деятельность

Воспитатель:

Наши умные головки

Будут думать много, ловко,

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить,

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать,

Спинки выпрямляются

Друг другу улыбаемся.

Давайте улыбнемся друг другу.

- Ребята, какое сейчас время года? А что мы ждем от зимы? (Мороза, снега)

Давайте мы пригласим зиму, сделаем друг другу «зимний» массаж.

Массаж «Зима»

Ты пришла к нам, Зима,                           пальчики «тычком» ходят по спине

Легкими шагами

И укрыла дома                               ладонями гладят от шеи в стороны к бокам

Белыми снегами.

Радость всей детворе                                  круговое движение

Порезвиться во дворе!                            пощипывание спинки боков

- Ребята, каких птиц мы можем встретить зимой? (Дятла, ворону, воробья, сороку, сову, снегиря.)

- Как мы можем назвать их одним словом? (Зимующие)

- Что общего у всех зимующих птиц? ( Они не улетают в теплые края.)

- А улетают какие птицы? (Перелётные.)

-Почему эти птицы не могут зимовать, что они едят? (Перелётные птицы питаются насекомыми, которые на зиму впадают в спячку, и птицы остаются без корма. Поэтому они улетают на юг, а весной возвращаются.)

- Назовите их. (Лебеди, гуси, утки, журавли, ласточки, соловьи, кукушки, скворцы, стрижи.) 

- Холодно и голодно  птицам зимой, поэтому добрые люди их подкармливают .

Воспитатель вносит в группу кормушку. Ведет беседу с детьми.

- Дети, что я принесла?

- Почему она так называется?

- Для чего нужна кормушка?

- Что в неё можно положить?

- Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся и хлебные крошки. Ещё воробьи любят семена клёна.

Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.

Вороны, сороки и дятлы – всеядные птицы.

Снегири предпочитают ягоды боярышника и рябины, семечки арбуза, тыквы.

Голуби любят крупу и хлеб.

Воспитатель показывает, как выглядит корм, дети повторяют, какая птица, чем питается.

Воспитатель. Молодцы. Ребята! Теперь поиграем.

Дидактическая игра «Птицы»

Воспитатель называет птицу. Если она перелётная, дети машут руками, имитируя полёт, если зимующая, присаживаются к кормушке.

Воспитатель. Хорошо поиграли. Теперь давайте построим кормушки для птиц.

Дети, сидя за столами, выкладывают из счетных палочек кормушку – по памяти, насыпают семечки.

Воспитатель подходит к каждому ребенку и кладёт картинку с изображением птицы в его кормушку, просит сказать, какая птица к нему прилетела.

Воспитатель. Послушаем, о чём разговаривают птицы в лесу.

Вспомните стихотворение о дятле и воробьях. Сколько нам нужно дятлов?

Дети. Один.

Воспитатель (вызывает ребенка). Выходи, надевай шапочку.

А сколько нужно воробьев для игры?

Дети. Три.

Воспитатель. Воробьи, надевайте шапочки.

Инсценировка «Дятел и воробьи»

Дятел.

Воробьи, чего вы ждете,

Хлебных крошек не клюете?

1-й ребенок.

Рано утром на опушке

Нам повесили кормушку.

2-й ребенок.

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

3-й ребенок.

Не едим с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Дети (хором).

Полетим на опушку!

Угощенье ждет в кормушке.

Воспитатель. Как помочь птицам зимой?

Дети. Можно насыпать в кормушку пшена, семечек, положить кусочек несоленого сала.

Воспитатель. Посмотрите, каких птиц я вам принесла! Надо посадить в кормушку тех птиц, которые останутся зимовать.

Дидактическая игра «Посади зимующую птицу в кормушку».

На подносе – цветные силуэты зимующих и перелетных птиц. Ребенок должен взять зимующую птицу.

Детям необходимо посадить зимующих птиц в кормушку, называя отличительный признак своей птицы. (Например: «Я посадил в кормушку снегиря. У него красивая красная грудка». «К кормушке прилетела синичка. У синицы - желтая грудка».)

Воспитатель. Теперь все вместе расскажем, какие птицы прилетели к кормушке.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Воспитатель. Много птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:   (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Здесь синицы, воробьи

Голуби и снегири,

Дятлы в пестрых перышках.  (Загибают пальцы на каждое название птиц.)

Всем хватило зернышек?

Воспитатель. В кормушке сейчас зимующие птицы, а каких там нет?

Дети. В кормушке нет ласточки, так как ласточки улетели в теплые края. И т.д.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

Игра «Совушка».

Правила игры: выбирают водящего – совушку. Её гнездо находится в стороне. По сигналу педагога: «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, как «мышки». По сигналу: «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в своё гнездо.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка,

Называют птицу ...(Чайка)

Правильно – это чайка. Посмотрите, море у нас есть, а птиц  нет. Мы сейчас из обычного бумажного квадратика будем делать чайку.

Дети последовательно совместно с воспитателем выполняют работу.

Изготовленные птицы помещают в их среду обитания (море).

Воспитатель. – Сложно ли вам было делать птиц? (Ответы детей.) А чем  ещё мы занимались на занятии? (Ответы.) Вы хорошо сегодня поработали.  

(Воспитатель дарит детям раскраски птиц.)

C:\Users\Admin\Desktop\звуки\5705105.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с природой в средней группе Тема: "Белка"

Расширение представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, приспосабливается к жизни в зимних условиях; развитие умение делать грибок из природног...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Весна пришла"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой с детьми средней группы «Весна пришла ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в средней группе на тему «Скоро зима!».

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы всредней группе на тему «Скоро зима!»....

Конспект ООД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Стайка снегирей на ветках рябины"

Конспект ООД по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Стайка снегирей на ветках рябины"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе на тему: "Прохождение экологической тропы осенью"

Конспект  занятия по ознакомлению с природой  в средней группе на тему: Прохождение экологической тропы осенью...