Конспект НОД "Путешествие по Африке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Сергеевна Шварёва

В ходе занятия дети разыскивают места из сказки К.И. Чуковского "Айболит" - Фернандо По, Лимпопо, Сахара, Калахари, знакомятся с природными зонами Африки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие в Африку»

Цель: Расширять представления детей о климатических зонах Африки, через путешествие по сказке К.И.Чуковского «Айболит»

   Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнять знания детей о климатических зонах Африки, ее растительном и животном мирах;
  2. Закреплять знания детей о среде обитания животных жарких стран, их питании, повадках;
  3. Познакомить с расположением таких мест Африки, как – Сахара, Калахари, Занзибар, Фернандо-По, Лимпопо.

Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности детей, внимание, логическое мышление;
  2. Развивать связную речь детей через рассказывание о своем путешествии в Африку.
  3. Расширять словарный запас детей;
  4. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности через введение в проблемную ситуацию;

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к природе, любовь к животным, доброту.

Предварительная работа:

  1. Знакомство на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с материками, океанами;
  2. Рассматривание карты мира, карты Африки;
  3. Чтение книг К.И. Чуковского «Айболит», «Бармалей»; Р.Киплинга «Слоненок», «Маугли».

Ход мероприятия:

п/п

Название этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.

Введение в ситуацию

- ребята, какой самый жаркий континент?

- кто может показать его на карте?

- Хотите отправиться в путешествие и побывать в Африке?

- как вы думаете, на чем нам быстрее туда попасть?

Пристегните ремни безопасности. Закройте  глазки.

(звучит аудиозапись звука самолета)

- раз-два-три-четыре-пять, глазки можно открывать.

Перед детьми макет пустыни и карты Африки

- Африка

-показ детей

- хотим

- на самолете

2.

Актуализация

- Мы очутились в Африке. Вспомните сказку, герои которой отправились в Африку.

- послушайте отрывок из этой сказки

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте?»

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо».

- Айболит

Прослушивание отрывка из сказки

3.

Затруднение в ситуации

- Ребята, а вы знаете, где находятся все эти места?

- А хотите узнать?

- начнем наше путешествие с самого жаркого места в Африке

Загадка:

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка

- мы с вами оказались в самом сердце пустыни

(перед детьми макет пустыни с его обитателями)

- каким цветом обозначена пустыня на карте? Почему?

- а как вы думаете, от какого слова образовано слова пустыня? Правильно днем в пустыне пусто. Температура воздуха достигает +70 градусов.

- нет, не знаем

- да

- разгадывание загадки

- пустыня

- желтым

- потому что там много песка

- пусто, пустое место

4.

Открытие детьми нового

Самая крупная пустыня - Сахара. Посмотрите на карту. Вот она. А на другом конце Африки есть пустыня небольшого размера  – Калахари. Именно сюда отправился доктор Айболит к больным зверям. Вот мы и узнали первые места нашего путешествия.

- у нас есть девочки, которые побывали в Африке, в Тунисе и видели пустыню. Сейчас они нам расскажут об этом.

- Как вы думаете, кто-то может жить в таких условиях?

- расскажите о верблюде

- днем пустыня выглядит безжизненно, но стоит солнцу спрятаться, как появляются обитатели пустыни. Кто?

- а еще есть такой зверек Фенек – это пустынная лиса. А еще можно встретить ящерец, тушканчиков

(показ животных на макете)

- чем же питаются жители пустыни?

- Молодцы. Ну, что ж отправляемся дальше и посмотрим, где еще доктор Айболит лечил зверей.

Звучит запись песни «Если долго-долго-долго…»

- Вот мы и оказались в самом сердце Африки.

Перед детьми макет саванны и джунглей с обитателями.

Посмотрите на карту. Какого цвета эти места? Почему?

- Правильно. Вот, здесь, где и зеленый, и желтый цвет – это саванна. А где темно-зеленый цвет - это джунгли. Здесь множество различных растений. Начиная от карликовых деревьев и заканчивая непроходимыми дебрями с лианами.

Здесь можно встретить много различных животных. Каких?

-Давайте поиграем

ОГА – ОГА – ОГА - накормим носорога

ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот

АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы

ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога

АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки

НЯТА – НЯТА – НЯТА – забавные слонята

НЫ – НЫ – НЫ - огромные слоны

ДИЛЫ-ДИЛЫ-ДИЛЫ- злые крокодилы

- ребята, вспомните, где еще побывал доктор Айболит?

-давайте посмотрим на карту. Видите вот этот остров – это и есть Занзибар. А вот этот остров называется Фернандо-По. Оказывается, нет такой горы. А есть остров.

- ребята, а чем питаются звери Африки?

- а где берут воду?

- посмотрите, ребята, на карту. Вот это самая длинная река Нил, а вот это река Лимпопо. Ее еще называют Крокодиловой рекой. Почему?

- вот мы и узнали, где еще доктор Айболит лечил зверей.

- Наше путешествие подошло к концу и пора нам возвращаться домой. Закрывайте глазки. Полетели…

- выступление детей

Рассказ и показ фотографий

- да, верблюды, змеи, черепахи

- у верблюда два горба, он ест колючки, он может долго не есть, он перевозит людей и грузы

- жуки, скорпионы

- травой, мелкими зверями, насекомыми

Дети выполняют движения по тесту.

- зеленые, потому что там много деревьев

- жирафы, слоны, носороги, львы, бегемоты, обезьяны, крокодилы

-дети повторяют чистоговорки

- на Занзибаре, горе Фернандо-По

- некоторые звери травоядные (жирафы, слоны, зебры), а некоторые - хищники (львы, крокодилы)

- из реки, озера

- там живут крокодилы

5.

Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребенка

- Вам понравилось наше путешествие?

- раз мы с вами были путешественниками, давайте устроим викторину, кто больше узнал нового? А самым активным вручим медаль «Юный путешественник»

Викторина:

- Что такое Сахара?

- Где находится Калахари?

- Кто живет в пустыне?

- Кого можно встретить в саванне? В Джунглях?

- Где находится Занзибар?

- Что такое Фернандо-По?

- Какая самая длинная река в Африке?

- Как по-другому называют реку Лимпопо?

- да, понравилось

- самая большая пустыня

- показ на карте

- верблюд, тушканчик, фенек, черепахи, жуки, скорпионы

- жирафов, слонов, львов, обезьян, крокодилов, бегемотов, носорогов

- Занзибар – это остров

- это остров

- Нил

- Крокодилья

6.

Осмысление. Итог

- Молодцы! Все были очень активны. Вы много сегодня узнали.

- Что вам больше всего понравилось?

- А что было сложного?

- Мы побывали настоящими путешественниками, узнали столько всего интересного и я всем вам вручаю медали «Юных путешественников»

- путешествие в пустыню, в саванну, джунгли

- разгадывание загадок

- рассказ детей о Тунисе

- мы не знали, где находится Занзибар; что такое Калахари?

- вручение медалей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект НОД Животные Африки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект НОД "Животные Африки"

Расширять представления детей о животных этого загадочного материка...

Конспект "Путешествие в Африку". Занятие по физической культуре в подготовительной группе

Программное содержание :Упражнять детей в прыжках на скакалках; совершенствовать навыки в подбрасывании и ловли мяча с хлопком;Развивать у детей внимание, логическое мышление;Обобщать и уточнять знани...

Конспект "Путешествие в Африку"

Конспект в подготовительной группе "Путешествие в Африку,"...

Конспект "Путешествие в Африку"

Конспект для занятия на тему "Путешествие в Африку"...

Презентация к конспекту "Путешествие в Африку"

Загадки по ходу конспекта "Путешествие в Африку"...

Конспект занятия "Животные Африки"

Конспект занятия "Животные Африки"...