Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме «Осенняя пора»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Румянцева Светлана Николаевна

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме «Осенняя пора»

Слайд 2

Информационная карта проекта. Полное название проекта: «Осенняя пора». Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, игровой, творчески - информационный. Продолжительность проекта: краткосрочный (27.09 - 05.11). Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Слайд 3

Актуальность темы Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт ребенка с природой. Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.

Слайд 4

Проблема В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.

Слайд 5

Цель и задачи проекта Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Совершенствовать экологическую культуру дошкольников. Задачи проекта: закреплять представления об изменениях в природе осенью; развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; привлечь внимание к окружающим природным объектам; развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. Периоды осени», «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах», «Фрукты. Труд взрослых в садах», «Ягоды и грибы. Лес осенью»; расширять представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Слайд 6

Основные методы и формы реализации проекта 1. Определение темы, постановка цели и задачи. 2. Определение методов и приемов работы. 3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала. 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности. 5. Подбор материала для творческого труда. 6. Изготовление методического и дидактического материала. 7. Составление перспективного плана.

Слайд 7

Предполагаемый результат: расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения; отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой); заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада; дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы; формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни; достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Слайд 8

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап: - Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями; - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми; - Подборка иллюстраций, литературы; - Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов; - Разучивание стихотворений об осени; - Оформление папок – передвижек для родителей по лексическим темам - Консультация для родителей подготовительной группы "Что такое осень?" - Консультация для родителей «Осень без простуды»

Слайд 9

Этапы реализации проекта 2 . Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: - Чтение художественной литературы - Беседы - Рассматривание альбомов и картин - Наблюдение - Экспериментирование - Сбор природного материала - Рисование - Аппликация - Лепка - Конструирование - Дидактические игры - Пальчиковые игры - Музыка

Слайд 10

Этапы реализации проекта 2 . Основной этап: Мероприятия по работе с родителями: - участие в выставке работ на тему «Осенние фантазии», подборка иллюстраций, литературы; - разучивание стихотворений об осени; - организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала; - Консультация для родителей подготовительной группы "Что такое осень?"; - Консультация для родителей «Осень без простуды»; - Оформление папок – передвижек для родителей по лексическим темам.

Слайд 11

Этапы реализации проекта 3. Заключительный этап: Продукт проектной деятельности: - оформление выставки детских творческих работ «Осенняя фантазия»; - папки-передвижки для родителей по лексическим темам; - осенний утренник для детей; - фотографии детских работ, поделок, утренника; - методический и дидактический материалы; - презентация «Осень»; - Экологическая викторина «Осень золотая!».

Слайд 12

План работы с детьми по осуществлению проекта Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Формирование целостной картины мира : «Вот и осень пришла» «Дары осени» «Фрукты в саду» «В лес за грибами и ягодами» Дидактические игры: «Собираем фрукты» (развивать умение употреблять знаки «равно», «не равно», «больше», «меньше») «Сосчитай урожай» (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка) «Времена года», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию ». Беседы: «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Ситуативная беседа : «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» « Почему я люблю (не люблю) осень?» Презентация «Осень» Экологическая викторина «Осень золотая!»

Слайд 13

План работы с детьми по осуществлению проекта Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам: «Составление рассказа по пейзажной картине» И. Левитана «Золотая осень» «Овощи в магазине» «Загадки на грядке» «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Составление описательных рассказов об овощах и фруктах Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени. Словесные игры: «Три листа», «Назови первый звук», «Подскажи словечко», «Овощной магазин», «Собери овощи», «Загадай-ка», «Сад и огород», «Отгадай слово», «Поварята», «Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья». Чтение художественной литературы: Ф. Шкулев «Царица-осень» Дж. Родари « Чиполлино » Сказка В. Г. Сутеева «Яблоко» Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом» Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Е. Благинина «Улетают, улетели» Л.Толстой «Дуб и орешник » К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Н. Егорова «Листопад»

Слайд 14

План работы с детьми по осуществлению проекта Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья – собираемся на прогулку в парк». Игры на координацию речи с движением: « Леса-чудеса», «Веселье», «Осень», «Мы идём в осенний лес» Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы, сбор веточек и составление из них геометрических фигур, укрывание корней деревьев опавшей листвой. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Слайд 15

План работы с детьми по осуществлению проекта Художественно-эстетическое развитие Рисование : «Ветка рябины» «Что созрело в огороде» «Натюрморт с овощами» «В садах созрели яблоки» «Что созрело в саду» «Хмурый ветреный день» «Сказка о грибах» «Золотая осень» «Груша» «Осеннее дерево» (техника витраж) Лепка «Овощи в корзине» «Корзинка с грибами» «Осенние листья» ( пластилинография ) «Осеннее дерево» (коллективная работа) Ручной труд: «Яблоки» Аппликация: «Фрукты» «Осенняя фантазия» «Урожай в корзине» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Чудная пора – осень» слова и музыка: Ю.Верижникова Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени » «Сыграй песенку дождя» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки). «Осенний праздник»

Слайд 16

План работы с детьми по осуществлению проекта Физическое развитие Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» « Листопад» « Грибы»: Пальчиковая гимнастика: «Листья» Эстафета «Соберем осенний букет»

Слайд 17

Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта Внедрение проекта в воспитательно -образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Использованные нами игры на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр с координацией движений дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Слайд 18

Результаты проектной деятельности в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Слайд 19

Используемая литература Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий, М.: «Скрипторий 2003», 2015 Скоролупова О.А. Тематическое планирование образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, М.: «Скрипторий 2003», 2017 Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников, - Волгоград «Учитель», 2007 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М.: « Вако », 2005 Зверев А.Т. Экологические игры – Москва, «Дом педагогики», 1998 Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, - Москва «Сфера», 2009 Серия книг Шорыгиной Т.А. «Фрукты, овощи, деревья». Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду, М.: «Просвещение», 2001 Михеева И. А., Чешева С.В. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда 5-7 лет». СПб «КАРО» 2009 Колдина Д.Н. Лепка с детьми, М.: Мозаика-Синтез, 2016 Колдина Д.Н. Рисование с детьми, М.: Мозаика-Синтез, 2015 Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Лесная аптека"

цель проекта*уточнить и  расширить представления детей о лекарственных растениях, вычснить какие из них растут в данный местности.* закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека....

Форма календарного плана для подготовительной группы на тему: "Осенняя пора, очей очарование..."

Я хочу предложить вариант формы календарного плана для подготовительной группы на тему "Осенняя пора, очей очарование..." по подпроекту "У природы нет плохо погоды". В настоящее время мы воспитатели р...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Будь природе другом!»

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...

Ежедневное планирование в подготовительной группе по теме «Осенняя пора, очей очарование»

Ежедневное планирование на неделю по теме "Осенняя пора, очей очарование" в подготовительной группе...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы по теме: «Волшебный мир насекомых»

Цель проекта:Воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.  Задачи проекта:Формировать познавательный интерес к объектам живой пр...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы по теме: "Этажи леса"

Проект по экологическому воспитанию  детей подготовительной группы  по теме: "Этажи леса" Экологический проект позволит расширить и углубить представления детей и их роди...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."...