Россия моя мастеровая
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Татьяна Алексеевна

Цель: Познакомиться  с  народными  промыслами: Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Городец, Торжок, Богороцкое. Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_perom.docx501.46 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Наука. Природа. Человек. Общество»

Исследовательский проект по теме:

«Россия моя мастеровая»

Естественно - научное направление

 Авторы :  Гераськина Александра, Жукова Елизавета, Арипова Елизавета 6 лет

МАДОУ «Детский сад – Гусельки», подготовительная группа №15

Руководитель проекта:

Васильева Т.А., I квалификационная категория,  


воспитатели
  «МАДОУ «Детский сад «Гусельки»,

г. Югорск, 2021 г.

АННОТАЦИЯ

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

Знакомит с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д.

Данный  проект используется  педагогами  как  метод  обучения, взаимодействия  с  родителями  воспитанников  и  активного  их  включения  в  педагогический  процесс.  

Актуальность

Наше поколение всё чаще забывает своё прошлое, традиции, обычаи, обряды.
Чтобы узнать, во что наши предки играли и чем жили, именно на изучение этого направлен наш проект. Богатейшее культурное наследие предков уходит от нас всё дальше, сохранить самобытность русской культуры- наша благородная задача.

Участники проекта:  педагоги, дети старшей группы, родители

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: с сентября 2020г. по май 2021г. 

Проект реализовывался через следующие образовательные области:

• Познавательная

• Речевая

• Художественно-эстетическая

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Цель: Познакомиться  с  народными  промыслами: Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Городец, Торжок, Богороцкое. Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

Задачи: 

1.      Развивать  интерес  к  изучению русской  истории, в  том  числе  к русскому  декоративно-прикладному  искусству; уважение  к труду  народных  мастеров.

2.      Воспитать патриотическую  гордость  за  богатую  народными  талантами  Россию.

3.      Активизировать  речь, расширять  словарь.

4. Развивать  умение  мыслить  и  выражать  свои  мысли, воплощать   идеи на  практике.

Объект исследования: народные  промыслы России.

Гипотеза:

Проживая в России, мы мало знакомы с народным искусством. В ходе реализации проекта мы получили знания о народных промыслах России. Узнали, где зарождалась народная игрушка из глины и дерева. Проявляли интерес к народно – прикладному искусству, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Методы исследования:

Наглядный (организация выставки, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ)

Словесный (чтение познавательной литературы, рассказы, беседы по ознакомлению с народным творчеством, занятия по художественно -эстетическому развитию)

Практический (составление узора каждого промысла, обучение  лепить детали общей фигурки или предмета из отдельных кусков глины и  наносить на них узор, рисование линий филимоновской росписи гусиным перо

                           Теоретическая часть

Работа по данной теме началась с  экскурсии в музей -  выставка, которая находится у нас в группе. На выставке были представлены игрушки, а также посуда изготовлена мастерами разных промыслов России. Узнали, что игрушки мастерили народные умельцы  своими руками из разного материала: - лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани. Мастерили для того что бы дети играли, когда взрослые были заняты работой.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи).Хохлома представляет собой Декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник», «травка», «кудрина». 

Я вам расскажу  о Гжельской  посуде. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы. Посуда служила украшением праздничного стола.  Кроме посуды в Гжели делают и игрушки. 

Городецкий  промысел.  Зародился промысел в г. Городец Нижегородской области. Мастерами были простые крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки, игрушки и другие вещи нарядными, яркими узорами. Материалом для изготовления служит древесина лиственных и хвойных пород дерева. Традиционные элементы Городецкой росписи: "розан", "купавка", "ягодка", "листочек".

Филимоновская  игрушка самая древняя в нашей стране. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. В них свистели для отпугивания нечистой силы. Изготавливали свистульки в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины темного цвета. Игрушка имеет вытянутую форму, роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. Филимоновкие мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками. Узоры у этих игрушек полосочки, елочки, солнышки.

На занятии по рисованию нам Татьяна Алексеевна рассказала, что раньше филимоновские мастерицы рисовали узоры гусиным пером, нам стало интересно попробовать им порисовать . Где же взять перья? Нам помогли  родители.  

 Интересно было узнать, чем удобнее рисовать прямые линии кисточкой или гусиным пером? Еще, какая краска лучше всего подходит для рисование пером.

 Эксперимент начался.

  1. Мы рассмотрели гусиные перья. Татьяна Алексеевна показала, как можно заточить перо для рисования. Мы узнали, что ширина полоски для росписи зависит от ширины заточенного пера.
  2. Мы приготовили краску гуашь, и цветную тушь.
  3. Вначале попробовали нарисовать полоску гуашью, краска плохо затекала в перышко ,поэтому необходимо было часто макать перо в краску. Мы поняли, что нужно разбавить гуашь  водой , чтобы краска получилась очень жидкой.
  4. Для рисования полосок мы еще попробовали тушь. Тушью рисовать было лучше, потому что она жидкая и больше попадала в перышко. Можно было реже макать в краску.

Вывод: Рисуя пером полоски получались более ровные, чем кисточкой. Лучше использовать жидкую краску.

Дымковская   игрушка.  Дымковские игрушки делают в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Потом игрушки высушивают и обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах. Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, поэтому её белили, используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

«Богороцкая игрушка». Родина промысла - село Богородское, Московской области. Богороцкая  игрушка – это фигурки людей, животных и птиц из липы. Символом промысла до сих пор считается «мужик  и медведь», которые поочерёдно бьют по наковальне. Резьба по дереву  выполнялась при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Тверская  игрушка. Родина тверской игрушки – г. Торжок Тверской области, Игрушка лепиться из коричневой глины, является фоном росписи, затем украшают налепами. Основные узоры: мазки-капельки, точки, круги, прямые и волнистые линии. Сочетание цветов разное, но главный цвет белый, жемчужинки – белые точки.

                                                          Практическая часть

Изучив различные народные промыслы, начали создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах элементы узора.  Затем нас обучали лепить детали общей фигурки из отдельных и единых кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания. Упражнялись в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

После того когда игрушки и посуда высохли, мы наносили на них соответствующие элементы орнамента и превратили их свистульки.

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\SAM_9640.JPG                     C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\SAM_9629.JPG

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В результате проведения комплексной работы по приобщению к народным искусствам у нас появилось желание почувствовать себя народными умельцами, изготавливая фигурки и предметы разных промыслов. Научились различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге. Познали народную культуру, потому что без неё не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.
На следующий учебный  год мы продолжим свою работу по изучению других народных промыслов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.                                                                                                                                                            Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия моя мастеровая.

Презентация о народных промыслах....

Проект "Россия моя мастеровая"

Проект по продуктивной деятельности «Россия моя мастеровая».              Группа № 8 Воспитатели Родина С.А , Васильева Т.А Пробле...

Проект "Россия моя мастеровая"

Дать детям знания о декоративно-прикладном искусстве;Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству...

Проект«Россия моя мастеровая»

Знакомство с произведениями народного творчества, пробуждает первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.Народное искусство способствует развитию ...

Исследовательский проект «Россия моя мастеровая»

Наше поколение всё чаще забывает своё прошлое, традиции, обычаи, обряды. Чтобы узнать, во что наши предки играли и чем жили, именно на изучение этого направлен наш проект....

ОД. Патриотическое воспитание "Россия моя мастеровая"

Конспект ОД "Россия моя мастеровая"...

Проект "Россия моя мастеровая"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...