Конспект занятия по экологии "Как животные защищаются?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие для старших дошкольников о приспособляемости животных к условиям окружающей среды, о мимикрии и других механизмах защиты жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Как животные защищаются14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Как животные защищаются?»

Познание. Экология.

Цель: формирование представлений о способах защиты животных от нападения.

Задачи:

  1. Познакомить детей  с разнообразием способов защиты у животных.
  2. Развивать логическое мышление детей через установление причинно- следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к животным, интерес к познанию мира животных.

***

Ребята, давайте вспомним, чем различные животные отличаются друг от друга и чем похожи?

Животных на Земле великое множество. В воде и на суше, в земле и в воздухе, обитают разнообразные животные, они очень различаются по размеру, внешнему виду, привычкам. В природе и хищники и их жертвы часто вынуждены жить рядом. Да и хищники часто сами становятся чьей-то добычей.

Поэтому природой придумано много способов защиты от хищников. Какие вы знаете, подумайте и вспомните?

  • Расскажите, как заяц спасается от хищников?
  • А как, не поворотливые на суше, бобры избегают опасности сами и как защищают своих детёнышей?
  • Но многие животные не предпринимают никаких специальных действий для того, чтобы уберечься от врагов. О них позаботилась природа, наделив их различными защитными приспособлениями, позволяющими им обороняться от своих врагов.

Какие вы знаете особенные приспособления у животных? (Иголки-колючки, панцирь, яд, размер, скорость и т.д.)

Пожалуй, не одна из форм защиты не столь хитра, как маскировка-камуфляж.

Кто самые лучшие маскировщики на свете? Думаете разведчики и шпионы? А вот и нет! Маскировка животных – вот, что даст сто очков вперед любому даже самому современному камуфляжу. Да что там говорить, ведь люди именно у животных научились искусству маскироваться.

Посмотрите на эти слайды. (Слайды подборка)

-Представьте себе лес, ветвистые деревья, и вдруг из ни откуда на вас глядят два яро- желтых глаза! Не удивительно, что люди придумали «призраков». А это всего-то

обыкновенная сова, которая отлично приноровилась подстраиваться под древесный фон. Возможно, птица и сама не знает о своей способности и искренне удивляется, когда люди вскрикивают при виде её.

  • Палочники – это насекомые, имеющие тело, похожее на сучок. Цвет у них меняется в зависимости от времени года и среды обитания: они могут маскироваться под зелёную веточку под сухой сучок. Днём они сидят неподвижно и отличить их от «деревянных собратьев» практически невозможно: тело вытянуто, лапки плотно прижаты к туловищу, даже усики спрятаны!
  • Всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи в течение 15 минут.
  • Другие животные, например, осьминоги и кальмары способны изменить окраску тела за несколько секунд.
  • Камбала имитирует окраску морского дна. Если такую рыбу положить, например, на шахматную доску, то её тело покроется черно-белыми квадратиками.
  • Маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.

Пятнистая окраска даёт жирафам шанс на спасение.

  • Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера?! Кроме того он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса. Этот зверь – настоящий силач, а мех его позволяет выжить в самые лютые морозы. Казалось бы зачем ему, и без того самому сильному и вооруженному на своей территории, ещё и маскировочный окрас? Тем не менее, природа наградила его этим преимуществом, которым он с удовольствием пользуется, подбираясь к своей

добыче на расстояние нескольких шагов и оставаясь незамеченным.

  • Ягуару природный камуфляж тоже помогает незаметно подкрадываться и караулить жертву, добывая себе пропитание.
  • Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу.

Вот какая разная бывает маскировка.

Физминутка.

А теперь давайте поиграем в загадки-прятки. Посмотрите внимательно на слайды, и найдите спрятавшееся животное. ( Игра в картинках-слайдах)

  • Скажите, ребята, а все ли животные незаметны на окружающем фоне?

Нет, некоторые животные настолько ярко раскрашены, что сразу бросаются в глаза. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся.

  • Как вы думаете, почему животное хочет быть заметным?

Им не нужно быть осторожными или торопливыми, т.к. чаще всего они бывают несъедобными или ядовитыми.

Их окраска – своеобразное предупреждение – не трогай!

  • Такая форма защиты называется предупреждающей. Их расцветка – это

предупреждение другим животным: «Держись подальше! Я опасен!» Если кто-то хоть раз пытался съесть осу, то был, конечно, ужален.Расцветка осы служит напоминанием, что от желто-черного надо держаться подальше… Могут ли животные «сделать вид», что они

ядовиты? Да. Некоторые безвредные животные имеют такую же расцветку и узор, как их ядовитые близнецы. Например, существуют насекомые, похожие на ос. Яркая и чрезвычайно ядовитая коралловая змея имеет в природе «близнеца» - абсолютно

безвредную молочную змею. Она очень похожа на коралловую змею, и поэтому враги не тревожат её. Такая форма защиты настолько эффективна, что многочисленные

неядовитые виды переняли внешность этих несъедобных, бросающихся в глаза, животных, а потому хищники опасаются их трогать.

Удивительный мир животных всегда поражает нас своими тайнами и скрытыми способностями. Глядя на некоторых его представителей, понимаешь, что насколько бы не продвинулось вперёд человечество в своём развитии, никогда оно не достигнет такого совершенства и гармонии, которых сумели достичь животные, взаимодействуя с природой.

После детям можно раздать листы бумаги с тонировкой-фоном различных природных зон (пустыня, зеленая трава, камни, кора различных деревьев, камыш и т.д.) и предложить нарисовать любое животное, которому удастся замаскироваться здесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Жизнь диких животных в лесу зимой»

Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию «Жизнь диких животных в лесу зимой» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия " Эти удивительные животные"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с животными....

Конспект занятия "Знакомство с животными родного края"

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)...

Конспект занятия "Как трудятся животные и насекомые"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по аппликации "Животный мир Африки"

Конспект занятия для подготовительной группы...

Конспект занятия тема " Домашние животные"

Конспект для средней группы ДОУ....

Конспект занятия по экологии "Животный мир"

Закрепить знания о 4 классах животного мира - насекомых, птицах, зверях и рыбах....