«Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Октябрина Дмитриевна Бударина

Возрастная группа средняя

Тема НОД: «Путешествие в осенний лес»

Направление образования и развития (образовательная область) речевое развитие

Цель: обогащать знаний детей о времени года - осень

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

1. обучающая: формировать умение заучивать новое произведение, способствовать обогащению словарного запаса и создавать условия для развития связной речи, звукопроизношения;

2. воспитательная – воспитывать у детей умение соблюдать правила поведения в лесу, воспитывать доброжелательные отношения между детьми, воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

3. развивающая – закреплять умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, закреплять умение согласовывать части речи в словосочетаниях существительное + прилагательное, составлять предложения, опираясь на зрительные ориентиры, употреблять в речи предлоги: на, под, перед, за.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Описание непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа средняя

Тема НОД: «Путешествие в осенний лес»

Направление образования и развития (образовательная область) речевое развитие[1]

Цель: обогащать знаний детей о времени года - осень

Задачи (по содержанию – обучающая, воспитательная, развивающая):

1. обучающая: формировать умение заучивать новое произведение, способствовать обогащению словарного запаса и создавать условия для развития связной речи, звукопроизношения;

2. воспитательная – воспитывать у детей умение соблюдать правила поведения в лесу, воспитывать доброжелательные отношения между детьми, воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

3. развивающая – закреплять умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, закреплять умение согласовывать части речи в словосочетаниях существительное + прилагательное, составлять предложения, опираясь на зрительные ориентиры, употреблять в речи предлоги: на, под, перед, за.

Виды деятельности (смотрите ФГОС, пункт 2.7): игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности: подвижные игры: «Поезд», «По ровненькой дорожке», артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», дидактические игры: «Наоборот», «Составь предложение», «Расскажи про осень», «Где сидит сорока», проблемная ситуация «На чем можно доехать в лес», рассказывание сказки.

Формы организации[2]: групповая, индивидуальная.

Оборудование, материалы: демонстрационный материал: игрушка сорока, сундучок с карточками, корзинка, листочек-письмо, 3 искусственных елочки, пособие дерево, деревянные грибы, опорная таблица, указка.

Предварительная работа (если необходимы пояснения): чтение рассказов об осени, сказок о диких животных, рассматривание иллюстраций в книгах, рассматриваний картинок из серии из серии «Дикие животные и их детеныши», «Времена года», индивидуальные беседы с детьми на тему: «Дикие животные», «Осень».


ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Начинаю НОД с приветствия «Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!»

Обращаю внимание на осенний листочек. Сообщаю, что это не просто листочек, это письмо. Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? Предлагаю прочитать его и узнать.

Дети за воспитателем повторяют строки стихотворения, выполняют действия по тексту.

Дети обращают внимание на листочек – письмо, высказывают свои предположения

Создается позитивный эмоциональный настрой.

Основная часть

Содержание письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю Вас в гости, в осенний лес. Вам будет очень интересно. Жду с нетерпением. Золотая Осень».

Ребята, примем приглашение Осени?

Дети слушают содержание письма, решают отправиться на прогулку в лес.

Ответ детей: Да

Развивается речевое общение.

Значит, нам пора отправляемся в путешествие в лес. На чем мы может отправиться? Путь в лес не близкий, предлагаю отправиться вслед за листочком на поезде: я буду паровозом, а вы – вагончиками. Ко мне будет цепляться вагончиком, тот, кто назовет слово противоположное тому, которое назову я.

Дети называют различные виды транспорта.

Дидактическая игра «Наоборот»

Дети подбирают слова антонимы

Развивается мыслительная деятельность.

Организую подвижную игру «Поезд» Имитирую сигнал поезда.

Дети строятся в колонну по одному за воспитателем и двигаются по группе изображая паровоз (у– у– у – у).

Закрепляется умение внятно произносить и чётко артикулировать гласный звук (у). Повышается двигательная активность детей, воспитываются доброжелательные отношения между детьми .

Обращаю внимание детей на то, что листочек остановился.

 – Вот мы и приехали в лес, где много разных чудес. Посмотрите, как здесь красиво, сколько вокруг разноцветных листочков, грибочков. Давайте прислушаемся, что нам шепчет осенний лес.

Дети осматриваются вокруг, прислушиваются к звукам вокруг, отвечают на вопросы воспитателя.

Развивается слуховое восприятие.

Ребята, вы слышите кто-то кричит? Обращаю внимание на сороку. Кто это ребята? Где сидит сорока? Ребята, сорока здоровается с нами. Давайте поздороваемся с ней. Ребята, я научилась немного понимать голоса птиц. Мне сорока сказала, что очень хочет, чтобы вы рассказали об осени.

Дидактическая игра «Расскажи про осень»

Осень какая?

Теперь все жители леса знали какая осень.

Дети рассматривают сороку, выделяют и называть характерные признаки осени.

Ответы детей: осень золотая, красивая, осень дождливая, осень ветряная, осень разноцветная, осень холодная, осень пасмурная…

Развивается слуховое восприятие.

Ребята, предлагаю поиграть с сорокой в прятки, она будет прятаться от вас, а вы определять куда птица спряталась.

Дидактическая игра: «Где сидит сорока?»

Дети определяют местоположение сороки.

Закрепляется умение определять местонахождение предмета, употреблять в речи предлоги: на, под, перед, за.

-Ребята, сорока нам что-то хочет показать. Воспитатель обращает внимание на сундук.

– Вот чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам,

Посмотреть ну что же там.

Ребята, вы бы хотели посмотреть? (открываю сундук).

Дети рассматривают сундук.

Ответ детей: Да

Создается ситуация выбора.

- А в сундучке, то волшебные карточки. По этим карточкам мы можем составить предложения. Кто знает, тот руку поднимает.

Дидактическая игра: «Составь предложение»

Дети составляют предложения, опираясь на карточку.

Развивается умение составлять предложения, опираясь на зрительные ориентиры. Закрепляется знание детей о диких животных.

– Ребята, посмотрите листочек снова полетел, и мы пойдем вслед за ним.

Организую подвижную игру: «По ровненькой дорожке».

Дети идут вслед за воспитателем, выполняют движения по тексту игры.

Повышается двигательная активность детей, воспитывается организованность.

– Ребята, вы, наверное, уже устали ходить по лесу, сядем на лесные пенечки и немного отдохнем. Я вам расскажу сказку о веселом язычке. «Жил на свете веселый язычок. Однажды сидел он в своем домике и стало ему скучно. Язычок приоткрыл свой домик и запел веселые песенки, которые он уже давно знал: а-а-а, о-о-о, у-у-у. Вдруг он услышал, как шла по лесу Маша и пела свою песенку: м-м-м. А потом зазвучали другие песенки: ма-ма-ма, мо-мо-мо, му-му-му». Предлагаю спеть песенку тихо, а потом громко.

Дети слушают сказку, выполняют артикуляционную гимнастику по показу воспитателя.

Отрабатываются умение внятно произносить и чётко артикулировать гласный звук (а,о,у), согласный звук (м).

Рассказываю стихотворение, опираясь на таблицу:

«Дома мышка, дома зайка, Только мишки дома нет.

Ведь медведь большой – ты знаешь,

В этот дом ему не влезть.»

Дети повторяют стихотворение за воспитателем, опираясь на таблицу.

Формировать умение заучивать новое стихотворение при помощи опорной таблицы.

- Ребята, слышите поезд гудит, значит, нам пора возвращаться в детский сад.

Организую подвижную игру: «Поезд»

Дети строятся в колонну по одному за воспитателем и двигаются по группе изображая паровоз (у– у– у – у).

Повышается двигательная активность детей, воспитываются добро-желательные отношения между деть-ми .

Заключительная часть (рефлексия)

– Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Где сидела сорока?

Дети обмениваются впечатлениями, отвечают на вопросы, уточняют, чем занимались.


[1] Выбрать одно из пяти названий: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

[2] Выбрать и указать слова: групповая (фронтальная), индивидуальная, подгрупповая (парная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...