Занятие "Удивительный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Балданова Людмила Батомункуевна

Конспект занятия "Удивительный песок" по экспериментированию в старшей группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Солнышко» у. Тохой

Конспект НОД по экспериментированию:

«Удивительный песок»

в старшей группе.

Составила: воспитатель Балданова Л.Б.

2020год

Цель:

- Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).

Задачи:

- Дать представление о свойствах песка;

- Учить детей делать самостоятельное умозаключение по результатам обследования;

- Формировать умение в работе с сухим и мокрым песком;

- Развивать речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется)

- Воспитывать желание заниматься, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию:

·       Тарелки с песком на каждого ребенка

·       Лупа на каждого ребенка

·       Стакан с водой на каждого ребенка

·       Трубочка для коктейля на каждого ребенка

·       Влажные салфетки

·       Кинетический песок

·       Формочки.

·       Подносы.

 

Ход занятия:

Входят воспитатель и дети.

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнется,

–  Здравствуйте!!!

Воспитатель:

- Ребята, я хочу загадать вам загадку:

 Он желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать,

И в куличики играть.

Что это такое? (Песок)

 Ребята, посмотрите, у меня на столе песок, а в песке кто-то живет. Давайте посмотрим, кто же это? Черепаха. А кто знает, где живет черепаха? Черепаха живет в пустыне, а пустыня - это большое пространство, покрытое песком. И черепаха просит помочь узнать, что такое песок, и что можно из него делать. Ребята, вы согласны помочь черепахе?

Воспитатель:

 – Для того, чтобы помочь ей, нам нужно самим разобраться, какими свойствами обладает песок. Ребята, давайте пройдем  в нашу лабораторию. Будем проводить опыты. Но сначала , мы с вами, познакомимся с правилами поведения в лаборатории.

Воспитатель проговаривает с детьми правила:

- Внимательно слушать воспитателя;

- Смотреть, думать;

- Осторожно работать руками;

- Не кричать и не баловаться.

Дети проходят в «лабораторию» и садятся за столы.

Воспитатель:

- Давайте подготовим сначала наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:

Все, что только захотим из песка мы смастерим (Хлопки в ладоши)

Коля лепит колобок (Имитация лепки)

А Ирина теремок (Сделать "крышу" из рук)

Люба лепит разных рыб (Имитация движения рыб)

Ну, а Вера - белый гриб (Сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой)

1 ОПЫТ. У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами, посыпьте  «дождиком».

  • Что вы почувствовали? Какой песок?

Дети отвечают - (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)

2 ОПЫТ. Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.

·        Из чего состоит песок? -  (песчинки, маленькие камешки).

·        Как выглядят песчинки ?  Какие они ? -  (разные,  разной формы,

·         размера,  отличаются  друг от друга по цвету).

3опыт. Возьмите трубочки и  осторожно дуньте на них. Что происходит? -  (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).

4опыт. Попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?

(песок рассыпается)

ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные

по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя

ничего слепить.

5 ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.

  • Что происходит?  (вода исчезла)
  • Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
  • Каким стал песок? (мокрый, влажный).
  •  Попробуйте мокрый песок посыпать.
  • Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и

прилипли друг к другу.

6.ОПЫТ .Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него

что-нибудь, например, шар или пирожок.

  • Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.).
  • Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

 ВЫВОД:

Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он

 намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается

 со своей «соседкой».

 Ребята, какой  ответ мы с вами дадим Черепахе:

  • Из какого песка ей нужно строить песочный дом ? (из мокрого).

А сейчас мы  с вами протрем руки влажными салфетками и немного

отдохнем.

Физкультминутка.

 По пустыне черепаха

Долго-долго шла без страха (Ходьба на месте)

Вдруг увидела мартышку,

Ту, что бегает вприпрыжку (Подскоки на месте)

И куда ты поскакала? (Руки развести в стороны, поднять и опустить плечи) 

Я свой домик потеряла (Плачет, кулачки к глазам, локти вверх, вниз)

У меня подход иной,

Домик мой всегда со мной (Присесть, руки в замок над головой).

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем сюрприз для Черепахи! Мы

 нарисуем много-много друзей черепах волшебным  песком.

 Дети проходят к кинетическому песку и рисуют.

Воспитатель зовет детей  встать в круг.

Рефлексия. Дети становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, помогли мы Черепахе, понравится

ей замок, который мы ей построили?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо, дружно поработали, но теперь

 нам пора в группу. Давайте прощаться.

Дружно хлопнули в ладоши ( хлоп)

Дружно топнули ногой ( топ)

Все, во что мы здесь играли (взялись за руки, покачали)

Мы запомнили с тобой( подняли указательный палец вверх)

До свидания мы сказали (машут рукой)

Отправляемся домой(выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...