Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру

Дунаева Надежда Валерьевна

Данное занятие разработано  с целью познакомить дошкольников с основными свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_voda_i_eyo_svoystva.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 63 «Яблонька»

Конспект ООД по познавательному развитию

на тему: «Вода и её свойства»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработал воспитатель:

                                                                                                               Дунаева Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г

Форма организации: по подгруппам.

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с водой.

Задачи:

- Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;

- Уточнить знания  детей о назначении воды в нашей жизни;

- Закрепить правила безопасного  поведения во время работы в лаборатории;

- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, умение рассуждать, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

- Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования;

- Развивать связную речь;

- Воспитывать бережное отношение к воде; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Предварительная работа:                                                                                                                   - Беседа: «Вода вокруг нас», «Кому вода необходима и зачем»                                                                      - Наблюдение за дождём                                                                                                                        - Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», во время умывания чтение потешки «Водичка, водичка»                                                                                                             - П/и «Море волнуется раз»                                                                                                                      - Дид/игра «Где спряталась вода»                                                                                          

Методы и приёмы:                                                                                                                      1.Игровой: сюрпризные момент, внесение игрового персонажа - Незнайки, п/и «Море волнуется раз»;                                                                                                           2.Практический: опыты;                                                                                                            3.Наглядный: схемы, символы, просмотр презентации;
4.Словесный: вопросы поискового характера, беседа с детьми, рассказ воспитателя, художественное слово;

Активизация словаря: жидкая, прозрачная, безвкусная, бесцветная, лаборатория.

Оборудование и материалы: схематическое изображение свойств воды, карточки в виде капелек с загадками, памятка «Экономь воду»,  прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, ёмкости для воды, прозрачные баночки,  стакан с молоком, сахар, ароматное масло, краски, кисточки, сказочный персонаж  - Незнайка, мультимидийная презентация «Где встречается вода», магнитофон, диск «Звуки природы».

Ход ООД:

I.Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята, я  сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой печальный. Я спросила, что у него случилось, и он ответил, что, оказывается, ничего не знает о воде. Ребята, что делать? (Дети решают помочь Незнайке и рассказать ему, что сами знают о воде) 

Я сейчас позвоню Незнайке и приглашу его к нам в гости. (Воспитатель звонит по телефону) Ребята, он пообещал сегодня к нам придти в гости.

Стук в дверь.

Воспитатель: А вот, наверно, и Незнайка к нам пожаловал.

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются) Мне очень грустно. Я узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Вы мне не поможете?

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей) Присаживайся.

II. Основная часть (деятельностный этап) 

Воспитатель:  Ребята, а давайте расскажем Незнайке, где встречается вода,  для чего нужна вода, какая она волшебница?

Показ слайдов  «Где встречается вода»

 По ходу показа дети комментируют слайды. (В море, океане, реках, озёрах, в кране, в магазинах в бутылках, дождик)

Воспитатель:  А знаете ли вы, для чего нужна вода?

Дети. Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать, поливать растения.

Воспитатель:  Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.

Чтение стихотворения Н. Рыжовой.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром в чайнике шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Незнайка: Ребята, как много вы знаете о воде!  

Воспитатель:  Незнайка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов и отправится в нашу лабораторию. (Все надевают фартуки).

Физминутка:

К речке быстрой мы спустились,                                                                                     Наклонились и умылись.                                                                                                                   Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.                                                                               А теперь поплыли дружно.                                                                                                        Делать так руками нужно:                                                                                                           Вместе раз – это брас.                                                                                                              Одной, другой – это кроль.                                                                                                                          Вышли на берег крутой…

Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей лаборатории.

Но прежде, чем приступить к опытам, мы с вами повторим правила безопасности в лаборатории. (Дети рассматривают плакат «Правила поведения в лаборатории» и рассказывают, как нужно себя вести, чтобы не случилось беды)

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики – один пустой, а другой с водой. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Что делает вода?  

Дети: Льется, течет, переливается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что она жидкая.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске символ текучести).

Воспитатель: А еще вода умеет шуметь, журчать вот послушайте. 

(Слушание «Шум воды»)

Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили?  А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства)

Дети, посмотрите вокруг. Есть ли в группе прозрачные предметы, т.е. те предметы, через которые можно что-то увидеть? (Окно) 

Воспитатель: А сквозь воду можно увидеть предметы? Почему?

Дети высказывают своё мнение: потому что вода прозрачная. 

Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).                                                        На столе у воспитателя 2 стакана с водой, марганцовка, для детей краски и кисть.      

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик  (марганцовку), и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Воспитатель: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).

Давайте положим сахар в воду и размешаем. Попробуйте, какая теперь вода? (Ответы детей). А если мы положим в воду соль? Какой она станет? (Солёной) Ребята, а какая вода была на вкус до того, как в неё положили сахар? Был ли у неё вкус? (Нет)

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).

Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт №4: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет)

Воспитатель: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (Ответы детей).

Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха. (вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель: А давайте мы  добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).

Воспитатель: оказывается, вода может принимать запах того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра «Море волнуется раз». 

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете разгадывать загадки. У меня есть волшебные капельки-загадки.

Кто сильнее всех на свете? (Вода)

Что в руках не удержишь? (Вода)

Что в решете не унесёшь? (Вода)

Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Белое покрывало на земле лежало. Весна пришла - оно всё сошло. (Снег)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)

Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).

Незнайка: А зачем воду беречь, её вон сколько?! (Ответы).

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).

III.Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?        

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.                                                    Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай:(с опорой на схемы):                                                                                                                            - Вода жидкая, может течь                                                                                                               - Вода – бесцветная                                                                                                                          - Вода – безвкусная                                                                                                                         - Вода не имеет запаха.                                                                                              

Воспитатель: А чтобы лучше запомнить эти свойства воды, предлагаю вам их зарисовать в своих альбомах.

Незнайка: Сегодня я  много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная. И воду нужно беречь. Спасибо вам, ребята! Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания!

Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч!      Воспитатель:  Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода…                                                Дети делают вывод                                                                                                                             А теперь предлагаю вам закрыть глаза и насладиться песенкой воды.                          Фоном звучат звуки воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели.  Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды"....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

В нашем государстве очень актуальна тема экологии, а именно сбережение природных ресурсов. Поэтому важно воспитывать таких людей, которые с пониманием грамотно относиться к сбережению природных ресурс...