Экологический проект «Друзья природы»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Третьякова Людмила Валерьевна

Представленный  проект  основан на  особой актуальности проблемы  и отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppa_no_1.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 159 «Золотая рыбка»

Экологический проект «Друзья природы»

Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель

Третьякова Людмила Валерьевна, воспитатель

г. Архангельск

2020 г.

Пояснительная записка Экологическая обстановка в Архангельской области, как в любом регионе, на территории которого находятся крупные промышленные предприятия, не может не вызывать серьезных опасений у ее жителей. К сожалению, то, что является гордостью нашего региона и ее экономической основой – космодром «Плесецк», оборонные предприятия Северодвинска, алмазные месторождения и лесопромышленный комплекс, одновременно выступают и главными загрязняющими факторами окружающей среды. По данным Комитета экологии Архангельской области, к основным экологическим проблемам в Архангельской области относятся: 

  • Накопленный экологический ущерб;
  • Развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения;

Первоначальные задачи, которые ставит правительство региона:

  • Стабилизация экологической обстановки;
  • Улучшение качества окружающей среды;
  • Экологическое просвещение;

В связи с этим возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Актуальность

На сегодняшний момент активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно поэтому перед педагогами ДОУ стоит задача по формированию у детей основ экологической культуры и рационального природопользования. Таким образом, необходимо активно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьей – с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей; знакомить родителей с работой МБДОУ по экологическому воспитанию детей (открытая непосредственно – образовательная деятельность, исследовательские проекты, социальные акции и т.д.).

 Представленный  проект  основан на  особой актуальности проблемы  и отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников и повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) по экологическому воспитанию детей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: продолжительный  (2019-2020 уч. год).

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности (5-6 лет)

Цель проекта: создание условий для повышения экологической культуры среди родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Привлечь внимание воспитанников и родителей к актуальным экологическим проблемам своего родного города и расширить представление детей об экологической безопасности;
  • Формировать позитивное отношение к экологической грамотности и экологической культуре;
  • Способствовать участию воспитанников и родителей в природоохранных мероприятиях, к расширению своего кругозора, к повышению экологической сознательности.

Прогнозируемые результаты:

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.

Реализация проекта

Предварительная работа

Самообразование. Изучение научно-методической литературы. Подбор методов и приемов. Мониторинг детей и анкетирование родителей. Планирование работы с детьми и родителями. Создание наглядных пособий: «Экологический стенд» для детей и родителей и фото-уголок наблюдений.

Вся организованная работа  основана на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог — родитель;
  • педагог — ребенок — родитель.

Реализация проекта представляет собой 2 направления:

Особенности работы с детьми в ходе реализации проекта:

  • Цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего
  • дошкольного возраста («Час экологии»). Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин.
  • Исследовательская деятельность – 1 мероприятие в неделю.

Реализация экологического проекта «Друзья природы» 2019-2020 уч.год

Формы и методы работы

Комментарии

Отм. о вып.

Подготовительный этап

Мониторинг экологическое воспитание детей;

Нач. уч.г. ст. гр. – 28%; подг. гр. – 43%;

сентябрь

Анкетирование «Что мы знаем про экологию в современном мире?»;

Выявить уровень осведомлённости и гражданской позиции по теме.

сентябрь

Творческий конкурс «Экологическая сказка»;

Привлечь  родителей к сочинительству, творчеству, фантазированию;

февраль

Оформление стенда «Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»;

Развитие познавательного интереса, расширение уровня  информированности в области экологии и охраны природы;

февраль

Создание ЭКО-уголка в группе:

  • оформление центра природы;
  • оформление центра экспериментирования;
  • создание картотеки игр по ознакомлению с комнатными растениями;
  • создание картотеки опытов с комнатными растениями;

Создание развивающей среды совместно с родителями

В течение года

Изготовление «Эко-сумки»;

Сумка из натуральной ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты для корма для птиц;

апрель

Основной этап

Библиотека и игротека;

Для использования методического материала по теме в домашних условиях;

В течение года

Экологический музей

Выставки коллекций природных и других материалов (гербарий; зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы или иллюстрации) и т.д.;

В течение года

Лаборатория (исследовательская деятельность)

формирование ключевой компетентности у дошкольников: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

В течение года

Вечер встречи «Живая книга»

«Вечер встречи», - дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление на различную тему (волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные и библиотечные работники, писатели) и т. д.

апрель

Участие в игре-викторине «В мире животных»

Организация совместного мероприятия с детьми МБДОУ Детский сад № 37

декабрь

Час экологии

  • «Береги природу»;
  • «Законы природы»;

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации, игры-превращения, письмо-жалоба, кейс-технология, мнемотехника, игровые обучающие ситуации, диалог с природой - нацеливает на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности и т. д.;

декабрь

Оформление книжки-малышки «Экологические сказки»;

Участие родителей в оформлении книжки с экологическими сказками. Задание: придумать сказку, ребенку нарисовать иллюстрацию.

февраль

Создание тематических альбомов:

  • «Животные севера»;
  • «Красная книга»;
  • «Лекарственные травы» и т.д.

Обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

март

Изготовление игровых макетов;

Обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. для использования в игровой деятельности и в свободной деятельности.

ноябрь

Творческая мастерская «Ёлочная игрушка» (для городской ёлки);

Изготовление из бросового материала ёлочной игрушки;

декабрь

Фотостенд«Труд в природе»

Пропаганда защиты окружающей среды и родного города;

октябрь, январь май

В рамках родительских собраний:

  • Деловая встреча «Экологический микрофон»;
  • Консультация «Экологические проблемы»;
  • Памятка-буклет «Красный, синий, жёлтый….» (сортировка мусора);

Родители и педагоги, передавая друг другу микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему.

Развитие познавательного интереса, расширение уровня  информированности в области экологии и охраны природы

октябрь

январь

февраль

Экологическая акция:

«Зеленая елочка – живая иголочка»;

«Сдай макулатуру-сохрани дерево»;

«Батарейка»;

«Письма на снегу»;

«Озеленение участка»;

Призыв о необходимости защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города;

Декабрь

Январь

В течение года

Январь

Май

Участие воспитанников в Олимпиаде:

  • Международный конкурс «Час экологии и энергосбережения»;

Расширение возможностей для раскрытия способностей и творческого потенциала дошкольников; стимулирование познавательной активности и т.д.

октябрь

Участие родителей и воспитанников в конкурсах:

  • региональный конкурс «Кто, если не мы!» (коллективная работа – плакат «Защитим нашу планету»);
  • региональный конкурс «Флешмоб «Краснокнижный мир области»;
  • городской конкурс «Чистый Архангельск – чистая страна»;
  • конкурс стенгазет «Как спасти мой город от мусора»;

Повысить мотивацию  к участию в пропаганде охраны окружающей среды;

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Заключительный этап

Постановка театрализованного представления «Экологическая сказка» (участники - родители и воспитанники);

Развитие творческих способностей;

март

Изготовление лэпбука по теме;

Закрепить знания по экологии и правилах поведения в природе через игровую деятельность;

март

Представление опыта работы;

МБДОУ Детский сад № 20

апрель

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

В  работе клуба представлены активные формы работы с семьёй:

  • участие в экологических акциях, конкурсах;
  • интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»;
  • КВН «Что мы знаем о природе и её охране»;
  • вечер встречи «Живая книга» (непосредственное общение участников образовательного процесса с экологами, медработниками, волонтёрами, библиотекарями и т.д.);
  • создание экологического музея;
  • работа в творческой мастерской: изготовление эко-сумки, издание книжки-малышки «Экологические сказки», оформление журналов и альбомов, создание игровых моделей природных зон;  
  • участие в театрализованном представлении;
  • организация библиотеки и игротеки (для использования дополнительного материала в домашних условиях);
  • деловые встречи «Экологический микрофон»;
  • участие в образовательной деятельности;

Наряду   формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности, применяем инновационные формы и методы – активное участие в социальных акциях, а также обобщаем опыт на уровне города, области, принимаем участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах.

Информационно-просветительская работа:

  • информационные стенды;
  • буклеты;
  • памятки;
  • стенгазета;
  • педагогические ширмы (практические советы по узкой теме).

Вывод

Увеличилось количество родителей, участвующих в жизни детского сада и нашей группы: с желанием участвуют в акциях, конкурсах, выставках экологической направленности. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном экологическом воспитании. По результатам мониторинга (наблюдение, решение проблемных ситуаций) повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей. Дети самостоятельно применяют экологические знания на практике, замечают изменения в живой и неживой природе, ведут календарь наблюдений. Созданы и обновлены экологические центры в помещении группы: уголки живой природы, огород на подоконнике и мини-лаборатория. Совместно с родителями и детьми создано интерактивное пособие экологического содержания – лэпбук, которое активно используется в самостоятельной деятельности детей.

Считаем, что реализация экологического проекта решает поставленные задачи. Привлечение родителей к реализации экологического проекта позволяет формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение  воспитанников ко всему окружающему, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги и родители дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей.

Таким образом, данная форма работы экологической направленности обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса, способствует познавательному, эколого-эстетическому развитию детей, формированию экологически грамотного поведения детей и родителей.

Литература:

Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия. ФГОС ДО, Учитель, 2020 г.

Веракса Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012

Николаева С. Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников, Игдательство: Гном, 2012

Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

Интернет-ресурсы:

https://vk.com/wall-148734517?q=%23%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

https://www.sites.google.com/site/pedzurnal7/ekologia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Друзья природы»

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...

Экологический проект "Друзья природы"

Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребы...

Экологический проект "Друзья природы"

Целью данного проекта стало формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и сремление проявлять заботу о сохранении природы родного гор...

Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...

Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"

Презентация экологического проекта "У природы есть друзья- это мы, и ты, и я!"...