Экологический проект "Друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тихомирова Татьяна Сергеевна

Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы. Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:

«Друзья природы»

     Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению  к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

      Задачи:

Актуальность

     Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы. Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

      Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

      Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты.  Настоящий проект предназначен для работы с детьми старшего возраста.

Формы и методы работы:

  • - занятия;
  • - продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
  • - чтение художественной литературы;
  • - театрализованная деятельность и праздники;
  • - наблюдения в уголке природы и на прогулке;
  • - организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
  • - игры;
  • - разные формы бесед;
  • - работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;
  • - взаимодействие с школой (экологический центр);
  • - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
  • - взаимодействие с семьей;
  • - рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
  • - тематические выставки.

 Направление работы:

  • - развитие речи;
  • - развитие логического мышления;
  • - развитие коммуникативных качеств у детей;
  • - обобщение представлений о природе;
  • - пробуждение воображения и фантазии;
  • - пробуждение интереса к природе.

 Целевая аудитория

  • –старший дошкольный возраст.

 Период выполнения проекта

  • долгосрочный (учебный год сентябрь-май)


 Ожидаемые результаты:

  • Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды
  • Повышение уровня знаний по экологии у детей
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Месяц

Социальный партнёр

Сотрудники ДОУ

Родители

Итоговое мероприятие

Подготовительный этап

Сентябрь

Составление годового плана по реализации проекта.

Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными.

Составление плана по реализации проекта

Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины.

Провести 1-й этап диагностики.

Оформить альбом «Правила поведения в природе»

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок.

Анкетирование

«Как семья лето провела?»

Фотоотчет

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, Сбор осенних листьев для гербария.

Родительское собрание «Воспитание детей через природу»

Деятельный этап

Октябрь

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса

Рисование деревьев и лесных зверей.

Беседы: «Как семья лето провела?»

Установление эмоционального контакта.

Беседа о лесе;

«Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени

«Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 

Д.и. «Не ошибись»; «Найди, что опишу»; «Загадай, мы отгадаем»

Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень».

Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). 

Выставка работ из природного материала «Золотая осень».

Ноябрь

Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).

Рассматривание и беседа о Красной

книге.

Беседы:«Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

«Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Д.и. «Кто чем питается?».

«Что помогает растениям расти».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь».

Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. 

Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 

Создание своей «Красной книги».

Праздник осени «Что нам осень принесла?»( с участием родителей)

Декабрь

Наблюдения за птицами живого уголка (попугаями).

Уход за обитателями живого уголка.

Обобщающая беседа с использованием схем, моделей.

Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.)

Беседы: «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.

 

Д.и. «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте».

Просмотр фильма «Зимующие птицы».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Купание медвежат»,

Е. Чарушин «Волчишко»,

В. Варанжин

«Как ежик зиму перезимовал».

Художественное творчество (оригами).

«Голубь», «Воробей» или «Лебедь».

Изготовление кормушек для птиц.

Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе.

Новогодний празник.

«Любите природу! » - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. (педагоги экологического цента)

Январь

Наблюдение за хомяком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить), уход.

Беседы: «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме.

Д.и. «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки»

Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры

Фотовыставка «Природа и дети»

Родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье»

Февраль

Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы.

Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром.

Д.и. «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». «Приметы зимы»,

«Когда это бывает?».

Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Берегите птиц»,

А. Барков «Голоса леса».

Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении

Оформить альбом «Правила поведения в природе»

Выставка альбомов «Правила поведения в природе»

Март

Экскурсия в зоокорпус.

Наблюдение за животными (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.).

Подготовка к занятию-игре «В гости к зайчику»

Изготовление угощений для зайчика.

Беседы: Беседа о живой и не живой природе.

.И. «Кто лишний», «Кто где живет»,

Показ фильма «Домашние животные»

Наблюдение за появлением перелетных птиц (скворец, соловей).

Послушать пение птиц.

Художественное творчество (оригами).

«Красивые тюльпаны».

Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе? »

Занятие-игра «В гости к зайчику»

(педагоги экологического центра»

Апрель

Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы.

Беседы: Беседа о комнатных растениях;

Просмотр презентации «Домашние животные»

Д.и. «Что где растет?», «С чьей ветки детки».

Чтение художественной литературы:

А. Введенский «Щенок и котенок»,

К. Ушинский «Слепая лошадь».

Художественное творчество.

Рисование. «Цветущая ветка».

Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов.

Открытое занятие «Друзья природы» (с использованием ИКТ)

Заключительный этап

Май

Беседа «Чем мы можем помочь природе?»

Вручение грамот и дипломов детям.

«Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру.

Провести заключительный этап диагностики.

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Выставка рисунков

«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта».

Открытое мероприятие совместно с педагогами экологического центра « Мы охранники природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Экологический Журнал "Природа и Мы"

Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Экологический проект "Природа- наш дом"

Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”.  Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...

Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...