Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию "Живая неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

                                                           Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию "Живая неживая природа" 
 

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, с гостями. Сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А, вот, куда, попробуйте догадаться сами. У нас есть для вас загадка. Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

Ответы детей

Воспитатель: Наука,  изучающая природу называется экологией. А вы сегодня будете юными экологами.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие в мир природы. Дорога трудная, слушайте внимательно и выполняйте все движения по моему сигналу (идут друг за другом).

Игра с движениями:

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

Воспитатель: «Мы немножко покружились, на полянке очутились»  Предлагаю вам присесть.

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Предлагаю игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие).

Игра «Три слова» ( Все!)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
  5. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  6. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  7. Грибы…

Надеть шапочки 2 детям.

Воспитатель:  Молодцы, вы все назвали правильно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого мы с вами встретили? Это ученые экологи

-Что вы здесь делаете?

Дети: Изучаем живую и неживую природу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых.

Игра «Ученое сообщение»

 (дети делают сообщение)

Воспитатель:  ________ расскажет нам о живой природе.

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель:  ________ расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения. Предлагаем вам остаться с нами и поиграть.

Давайте  проверим все ли вы запомнили, ребята из того, что сообщили вам ученые?

Игра «Живое / неживое» (На столе стоят 2 большие картинки с изобр. жив. и нежив. Природы)

На столе расположены карточки с изображением живой и неживой природы. Каждый ребенок берет по 2 карточки и раскладывает в зависимости от того к какому виду природы относится изображение на карточке.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все сделали правильно.( СЕЛИ).

А сейчас проверим вашу сообразительность.

Конкурс загадок и проблемных вопросов.

Воспитатель:Угадайте кто это или что это.

  1. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
  2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
  1. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
  2. Один костер весь мир согревает. (Солнце)
  3. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).
  4. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  5. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
  6. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

- Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем, как после дождя оживает природа! Предлагаю подойти ко мне «мы немножко покружились,  в маленькие зернышки превратились».

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх, и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим (Руки вверх). Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Возвращаемся на полянку. Что же нужно, чтобы вырос такой красивый цветок?

Дети: Солнце, вода, воздух.

Воспитатель: Деревьям, так же, как и всему живому, тоже нужно солнце, вода и воздух.

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

- Растение - земли украшение.

- Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

- Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

- Много леса - не губи, мало леса береги, нет леса - посади.

Воспитатель: Поиграем в игру

Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

- Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Посмотрите, на полянке лежит мешочек. Давайте угадаем что-же в нем? (Фасоль, мешочек, земля)

Игра «Чудесный мешочек»

Дети наощупь определяют, что лежит в мешочке. (фасоль). После того, как угадали, дать каждому по зернышку.

Воспитатель: Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите к столу и посадите в ящик зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо. (СЕЛИ)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в мир природы заканчивается. О чем мы говорили?  (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

Воспитатель: Мы должны беречь природу нашей планеты.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

 

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

 

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, до свидания мои юные экологи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Живая неживая природа24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе
«Живая и неживая природа

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, с гостями. Сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А, вот, куда, попробуйте догадаться сами. У нас есть для вас загадка. Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

Ответы детей

Воспитатель: Наука,  изучающая природу называется экологией. А вы сегодня будете юными экологами.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие в мир природы. Дорога трудная, слушайте внимательно и выполняйте все движения по моему сигналу (идут друг за другом).

Игра с движениями:

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

Воспитатель: «Мы немножко покружились, на полянке очутились»  Предлагаю вам присесть.

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Предлагаю игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие).

Игра «Три слова» ( Все!)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
  5. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  6. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  7. Грибы…

Надеть шапочки 2 детям.

Воспитатель:  Молодцы, вы все назвали правильно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого мы с вами встретили? Это ученые экологи

-Что вы здесь делаете?

Дети: Изучаем живую и неживую природу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых.

Игра «Ученое сообщение»

 (дети делают сообщение)

Воспитатель:  ________ расскажет нам о живой природе.

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель:  ________ расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения. Предлагаем вам остаться с нами и поиграть.

Давайте  проверим все ли вы запомнили, ребята из того, что сообщили вам ученые?

Игра «Живое / неживое» (На столе стоят 2 большие картинки с изобр. жив. и нежив. Природы)

На столе расположены карточки с изображением живой и неживой природы. Каждый ребенок берет по 2 карточки и раскладывает в зависимости от того к какому виду природы относится изображение на карточке.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все сделали правильно.( СЕЛИ).

А сейчас проверим вашу сообразительность.

Конкурс загадок и проблемных вопросов.

Воспитатель:Угадайте кто это или что это.

  1. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
  2. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
  1. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
  2. Один костер весь мир согревает. (Солнце)
  3. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).
  4. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  5. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
  6. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

- Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

- Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: А сейчас мы с вами покажем, как после дождя оживает природа! Предлагаю подойти ко мне «мы немножко покружились,  в маленькие зернышки превратились».

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх, и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим (Руки вверх). Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Возвращаемся на полянку. Что же нужно, чтобы вырос такой красивый цветок?

Дети: Солнце, вода, воздух.

Воспитатель: Деревьям, так же, как и всему живому, тоже нужно солнце, вода и воздух.

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

- Растение - земли украшение.

- Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

- Одно дерево погубил, посади сорок.

- Старые деревья молодые охраняют.

- Много леса - не губи, мало леса береги, нет леса - посади.

Воспитатель: Поиграем в игру

Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

- Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Посмотрите, на полянке лежит мешочек. Давайте угадаем что-же в нем? (Фасоль, мешочек, земля)

Игра «Чудесный мешочек»

Дети наощупь определяют, что лежит в мешочке. (фасоль). После того, как угадали, дать каждому по зернышку.

Воспитатель: Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите к столу и посадите в ящик зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо. (СЕЛИ)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в мир природы заканчивается. О чем мы говорили?  (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт). Вам понравилось? А что вам понравилось?

Воспитатель: Мы должны беречь природу нашей планеты.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

 

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

 

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, до свидания мои юные экологи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...