Эколята "Как помочь птицам" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Материал рассчитан на старшую группу. Дети формируют представление об основных видах птиц населенных пунктов, о способах заботы о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata_ptitsy_2.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Тема занятия: «Как помочь птицам»

Цель: Сформировать представление об основных видах птиц населенных пунктов, о способах заботы о птицах

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с видами птиц, обитающих рядом с человеком: с их внешним видом, голосом, повадками.

- Расширить представление о том, как можно помочь птицам своего населенного пункта

Развивающие: 

- Дать навыки изготовления простейших экокормушек

Воспитательные:  

- Сформировать познавательный интерес к изучению окружающего мира

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент, загадывание загадки, рассматривание предметных картинок, вопросы к детям, игровые и практические действия детей.

Материал и оборудование: письмо от птиц, презентация, аудиозаписи с голосами птиц, раздаточный материал "пазлы", картинки с изготовлением скворечника, раздаточный материал "птицы и их домики", раздаточный материал "птицы и их еда", медали "За добрые дела"

Организационный момент

Деятельность детей

                                Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульях

Ребята, посмотрите, что я принесла.

Сегодня к нам на окно положили это письмо.

Как вы думаете, кто мог доставить письмо в окно?  А подсказкой вам послужит эта аудиозапись.

Дети, чьи голоса вы слышите?

Правильно, это голоса птиц.

Давайте теперь прочитаем письмо, чтобы понять, что птицы хотят от нас.

"Здравствуйте, дорогие ребята. Мы - зимующие птицы, и нам очень холодно и голодно. Пришла зима, и нам стало сложно добывать себе корм. Нам нужна ваша помощь, но для этого вам нужно узнать о нас как можно больше. Выполнив все задания, которые мы вам передаем вместе с этим письмом, вы поймете, как сможете нам помочь. " 

Ребята, что хотят птицы?

Поможем птицам? Выполним все задания?

Воспитатель держит в руках письмо

на письме нарисована

кормушка

звучит фонограмма с голосами птиц.

Птичьи

Дети предполагают, что письмо от птиц.

Чтобы мы им помогли

да

Основная часть.

Деятельность детей

                                Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульях

Дети встают, делятся на 2 подгруппы, встают вокруг 2 столов, и собирают пазлы с изображением птиц

Дети отходят от столов

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Скачет шустрая синица» (Агния Барто)

Дети садятся

Итак, приступим,  первое задание.  Давайте убедимся, что вы хорошо знаете названия птиц, и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть вам птичек, но, как только ошибусь и назову не птицу, вы сразу же дайте мне сигнал об ошибке - дружно хлопните в ладоши!

Прилетели птицы:
Голуби, куницы,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи.

Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки,

Даже соввки-сплюшки,

Лебеди, скворцы...

Все вы молодцы!

Молодцы, ребята, отлично справились с заданием, и показали, как хорошо вы знаете названия птиц.

А теперь, чтобы познакомиться и больше узнать о птицах, которых мы часто видим за окном, мы с вами выполним следующее задание. Птицы хотят нас проверить, что мы о них знаем, давайте ответим на их вопросы.

Голубь и воробей. Посмотрите на них

• Кто больше по размеру - воробей или голубь?

• Какие цвета можно найти в оперении голубя?

• А какой цвет есть в оперении воробья, но отсутствует у голубя?

• Какого цвета крылышки голубя?

• Какого цвета «шапочка» воробья?

• Замечали ли вы, какого цвета глаза у голубя?

• Голубей какой еще окраски вы встречали на улицах?

А теперь давайте сравним две птицы-сестрицы - ворону и сороку.

На каком рисунке изображена сорока?

У кого длиннее хвост?

Какие цвета вы можете найти в оперении вороны? А сороки?

Почему сороку называют белобокой?

Обратите внимание, как красиво переливается хвост у сороки! Какие цвета вы можете в нем увидеть?

А теперь послушайте их голоса. Кто их них кричит?

Какие же вы молодцы, много знаете о птицах.

А следующее задание - это загадки.

1. Спинкой зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка,

И полоска галстучка. 

Правильно, в этой загадке описан внешний вид синички. Давайте посмотрим на фотографию синицы и найдем ее спинку и животик, ее «шапочку» и «галстучек».

А какого цвета щечки у синицы?

Давайте послушаем ее голос. Слышали ли вы ее песенку летом? А зимой?

Синичка из тех редких птичек, которые хоть и питаются насекомыми, но на зиму все равно остаются зимовать рядом с нами, выискивая в кронах деревьев вредных насекомых, спрятавшихся там на зиму.

2. Он прилетает каждый год,

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. 

Верно, это скворец. Скворцы - птицы размером побольше воробья, с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв. Весной, когда они прилетают к нам из теплых краев, они окрашены ярко-ярко - перья блестят на солнышке, переливаются синим, поблескивают крапинками!

Как вы думаете, почему весной скворцы такие яркие?

Потому что они привлекают внимание друг друга, ищут себе пару, чтобы вместе создать гнездо и вырастить птенцов, вот когда пара найдена и настала пора воспитывать малышей, яркая окраска птицам уже не нужна - а ну как враг заметит? Поэтому к концу лета скворцы меняют цвет оперения.

3. Хоть я не молоток, по дереву стучу,

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный

Конечно же, это дятел. Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов - дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки».

Большой пёстрый дятел — настоящий красавец. Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют и яркие алые тона.

Дятел - птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи — любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный для пернатых язык. для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

4. Прилетел к нам наконец

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. 

Все правильно, это соловей, он - маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Перья у соловья серые с бурым оттенком, а хвост - рыжеватый.

Как только появляется листва, соловьи готовы петь. Начинаются соловьиные концерты вечером, на закате, и продолжаются всю ночь, порой захватывая и утреннее время.

А для чего же соловью необходимо так громко и привлекательно петь?

Соловьиные стаи прилетают в родные места по ночам и в каждой такой стае есть самки, еще не выбравшие себе пару. Вот соловьи, прилетевшие на родину пораньше, пытаются прекрасными мелодиями привлечь на свою территорию подружку. Птицы, поющие громче и привлекательнее прочих, быстрее обзаводятся парой.

Вот какие птицы живут рядом с нами!

Молодцы, ребята, загадки угадали, о птицах узнали много нового и интересного.

А теперь приступим к выполнению следующего задания.

Чтобы птиц запомнить еще лучше, давайте сложим пазлы с их изображением.

ПАЗЛЫ

Все мы знаем, что птицы — непоседы, долго на месте им не сидится. Давайте и мы с вами встанем и немного подвигаемся, как птички.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!

Ребята, послушайте стихотворение:

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник

(Самуил Маршак)

Как вы думаете, о каком времени года это стихотворение?

Конечно, о весне! А вы любите весну?

Каждое существо в природе с нетерпением ждет весну, ждёт наступления тепла и светлых дней. Но особенно долгожданное это время года для птиц.

Как вы думаете, почему?

Для птиц весна - это время возвращения на Родину. Не случайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц. А знаете ли вы, как люди, встречая весну, приглашали птиц в свои поселения?

Они делали для них домики.

Как называется этот домик? Для кого он?

Это скворечник, и называется он так потому, что его жилец - это скворец.

В лесу скворец живет в дуплах старых деревьев. А вот в городе таких деревьев очень мало. Потому и строит человек домики для скворца, чтобы ему было, где поселиться и вывести птенцов. Но не только для скворца можно построить домик! Человек делает дома и для других птиц

Следующее задание: нужно угадать, для какой птицы построены эти домики. Подсказка: для маленьких птичек нужен маленький домик!

После того, как птицы найдут дом и выведут птенцов, они тоже нуждаются в нашей заботе. Как вы думаете, как нужно вести себя рядом с птичьим домиком? Почему?

Вести себя нужно тихо, не включать громкую музыку, не подходить близко, что бы не испугать маленьких птенцов и не отогнать птиц-родителей, которые их выкармливают.

ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ ЛЕТНЕЕ ПРАВИЛО: увидел птицу, которая плохо летает — не трогай ее! Этот птенец не выпал из гнезда, он из него вылетел, это юный ученик птичьей школы. Еще несколько дней - и он всему научится, поэтому просто полюбуйся на него и пройди мимо, не пугай и не прикасайся к нему руками, не пачкай его мягкие перышки.

А он подрастет, научится искать корм и летать. и, возможно, осенью улетит в теплые края.

А все ли птицы зимой улетают на юг?

Не все - часть птиц остается зимовать.

Давайте выполним еще одно задание, найдем на слайде птиц, которые осенью улетают в теплые края. Как называются птицы, которые на зиму улетают на юг, а весной возвращаются?

Итак, почему же птицы улетают в теплые страны?

Холод, конечно, неприятен птицам, но главная проблема — это голод. Сытая птица легко перенесет мороз, а вот голодная не выживет. Поэтому человек и помогает птицам, которые остаются зимовать рядом с нами. А как мы можем им помочь?

Покормить, конечно же! Думаю, каждый из вас хоть однажды кормил зимой птиц, а может, и строил кормушку вместе со взрослыми.

А любую ли еду можно класть в кормушку?

Как человеку нельзя есть все подряд, так и птицам нужна еда не только вкусная, но и полезная. Причем для каждой птички вкусной и полезной будет своя еда. А вот какая? Давайте спросим у птиц!

В этот зимний день и час

Навестили птицы нас. Ч

тобы рассказать вам тут,

Как они сейчас живут.

Зимний холод - ерунда,

 А вот голод - это да!

Хоть денёк поголодай,

И погибнешь, так и знай!

Если вы в кормушку зерна

Сыпать не забыли,

Мы весной построим гнезда

Там, где нас кормили.

Вас порадуем, ребята,

Мы и песней, и нарядом.

Только нужно объяснить,

Что в кормушку положить!

Выбирай нам угощенье -

Не конфеты, не варенье.

Угости среди зимы

Тем, что летом любим мы.

Любят насекомых

ДЯТЕЛ и СИНИЧКА -

САЛО или МЯСО -

Вот что надо птичкам!

Положи в кормушку

РЯБИНУ и ШИПОВНИК

Прилетят СНЕГИРЬ с ЩЕГЛОМ

К тебе на подоконник.

А СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА

И в крошках БЕЛЫЙ ХЛЕБ

Излюбленное лакомство

Практически для всех.

Запомнили, ребята, чем можно покормить зимой птиц? А теперь выполним еще задание поиграем - предложим птицам их любимую еду.

Детям предлагается совместить изображения птиц и изображение корма, который можно класть им в кормушку

Вот молодцы, теперь вы обязательно сумеете правильно покормить птиц!

А сейчас посмотрите на эти картинки, где изображены разные варианты изготовления кормушек. Кто уже сделал кормушку, расскажет нам, куда поместили ее, прилетают ли туда птицы. А остальным предлагаю выбрать один вариант кормушки, и дома с родителями изготовить такую же, чтобы помочь птицам. Ведь, если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д. Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и скажут нам большое спасибо!

Кормушки можно изготовить из дерева, пластиковых бутылок, картонных пакетов из-под сока или молока - полет фантазии безграничен! Но в последнее время появились экологические кормушки.

Они называются ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ, потому что съедобны для птиц целиком и на ветках деревьев по весне не остается некрасивых пластиковых и бумажных кормушек.

В завершении нашего занятия хочу прочитать вам стихотворение

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

     Чтоб без песен не пришлось

     Нам встречать весну!

Показ слайда с голубем и воробьем

Ответы детей

Показ слайда с сорокой и вороной

ответы

Аудиозапись голосов вороны и сороки

Синичка

показывается слайд с синицей

белые

звучит аудиозапись с голосом синички

скворец

показывается слайд со скворцом

Ответы, предположения

дятел

показывается слайд с дятлом

Соловей

Показывается слайд с соловьем

Синица, дятел, скворец,

соловей

Дети прыгают на месте на двух ногах.

Дети прыгают на месте на левой ноге.

Дети прыгают на месте на правой ноге.

Дети кружатся на месте.

Дети приседают.

Дети встают, наклоны головы влево-вправо.

Дети прыгают на месте на левой ноге.

Дети прыгают на месте на правой ноге.

Дети прыгают на месте на двух ногах

О весне

да

они возвращаются домой

ответы

показ слайда со скворечником

В раздаточном материале находятся изображения птиц и соразмерные им изображения домиков для них Детям предлагается подобрать для птиц домики, подходящие им по размеру

ответы

ответы

Это перелётные птицы.

ответы

нет

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Педагог показывает детям карточку с изображением птицы, и они подбирают карточки скормом, который можно положить в кормушку для этой птицы

Слайд с изготовлением кормушек

                                                                  Заключительная часть.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети принимают медали

Ребята, что мы сегодня делали?

Дети, что вам больше всего запомнилось на занятии?

А что бы вы рассказали родителям дома?

За то, что вы были заботливыми и внимательными вам вручаются медали за добрые дела.

 Выполняли задания, помогали птицам

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1.Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр.2.3акрепить умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством ...

Занятие – труд в уголке природы для детей средней группы "Как помочь растению"

Занятие - труд в уголке природы для детей средней группы. Формирование трудовых навыков по уходу за комнатными растениями....

"Мы рады вам помочь" Мастер-класс по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»Г. Ртищево    «Мы рады вам помочь!» Мастер класспо развитию элементарных математических пре...

Конспект открытого мероприятия для детей старшей логопедической группы «КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»

Данное мероприятие является итогом долговременной работы с детьми по теме "Птицы". В нем закрепляются знания детей о птицах и умение их отличать от других живых существ....

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: "Как помочь природе".

Основная цель конспекта сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе....

Конспект занятия по математике в средней группе "Уметь помочь друзьям"

Конспект занятия по математике в средней группе...

Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.

Мне бы хотелось рассказать родителям  о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи....