Конспект открытого мероприятия для детей старшей логопедической группы «КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Юмашева Наталья Владимировна

Данное мероприятие является итогом долговременной работы с детьми по теме "Птицы". В нем закрепляются знания детей о птицах и умение их отличать от других живых существ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pticy.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Детский сад № 82 Приморского района

Конспект открытого мероприятия

для детей старшей логопедической группы

«КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»

Составила воспитатель детского сада № 82

Юмашева Наталья Владимировна

Санкт-Петербург, 2012г.

«Как помочь НЕЗНАЙКЕ?»

Программное содержание:

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: 2 ноги, 2 крыла, клюв, перья.

Развивать у детей умение сравнивать птиц и насекомых, выделяя сходства и различия между ними.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематические модели.

Развивать коммуникативные качества детей: связную речь, умение доказательно строить суждения. Активизировать в речи детей слова по теме птицы.

Координировать речь с движениями, развивать мелкую моторику.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Доставить детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных играх.

В занятии использованы следующие технологии:

здоровье сберегающие технологии

технология «моделирование»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках. Входит воспитатель и приносит в группу письмо.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, наш сторож  передал мне вот это вот письмо. Но без вас я его распечатывать не стала. Давайте прочтем его вместе.

ДЕТИ: Давайте!

 От кого: СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД,

              Улица цветочная, дом 2

              НЕЗНАЙКА

                               

                                              Куда: г.Санкт-Петербург,

                                  ул.Стародеревенская, д.20/3

                          Кому: Детям логопедической                                               группы «РАДУГА»

  197372                                        

                               Кому: Детям логопедической группы «РАДУГА»

197372

Текст письма: ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА!

МНЕ РАССКАЗЫВАЛИ, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИТЕ РАЗНЫХ ЖИВОТНЫХ, И УМЕЕТЕ ИХ РАЗЛИЧАТЬ. ПОСЫЛАЮ ВАМ В ПОДАРОК КАРТИНКИ ИЗ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ЖУКОВ. У НИХ ЕСТЬ НОГИ И КРЫЛЬЯ. ЭТИ ЖУКИ ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ.

МОИ ДРУЗЬЯ, КОРОТЫШКИ, ПОЧЕМУ-ТО НАЗЫВАЮТ МОИХ ЖУКОВ БАБОЧКАМИ.  А  НАШ ПРОФЕССОР ЗНАЙКА  СМЕЕТСЯ НАД НАМИ И НИЧЕГО НЕ ГОВОРИТ.  ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НАМ РАЗОБРАТЬСЯ КТО ЖЕ ЭТО.  

ЖДУ ОТВЕТА!

НЕЗНАЙКА.

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте рассмотрим иллюстрации и узнаем, кто же изображен на  них. (Дети рассматривают иллюстрации с изображением птиц.)

ДЕТИ: Здесь изображены птицы. 

Проводится игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Используется три набора карточек:

Ворона, воробей, голубь, самолет.

Грач, ласточка, лебедь, снегирь.

Клест, аист, кукушка, стрекоза.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята, посмотрите внимательно и подумайте, какая иллюстрация здесь лишняя? Почему? Постарайтесь ответить на этот вопрос полным ответом.

ДЕТИ:   Здесь лишний самолет, потому что это воздушный транспорт. А остальные – птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Воробей, ворона  и голубь это какие птицы?

ДЕТИ: Это зимующие птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте посмотрим на следующую группу  картинок. Кто здесь лишний?

ДЕТИ:  Здесь лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а все      остальные перелетные птицы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Кто-нибудь мне скажет, каких птиц мы называем перелетными?

ДЕТИ: Перелетные – это те птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Переходим к последней  группе картинок. Кто здесь лишний?

ДЕТИ: Здесь лишняя стрекоза - это насекомое.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. А к каким птицам относятся аист и кукушка?

ДЕТИ: Это перелетные птицы. А клест – зимующая птица.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Совершенно верно. Вот видите, оказывается, не только птицы изображены на картинках у НЕЗНАЙКИ.

Ребята, как вы помните, мы обещали НЕЗНАЙКЕ объяснить, кто же такие ПТИЦЫ. Так  кого мы называем птицами?

ДЕТИ: У всех птиц 2 ноги, клюв, 2 крыла, есть крылья, птенцы появляются из яйца. Птицы умеют летать.

(На ковролинографе выставляется алгоритм «ПТИЦЫ»).

 

                                             

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы правы. А теперь, давайте подумаем, кто же такие насекомые? Ведь именно с ними перепутал птиц наш друг НЕЗНАЙКА.

Дети называют признаки насекомых, а на ковролинографе появляется модель  «НАСЕКОМЫЕ».

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, что же общего у насекомых и у птиц и чем они отличаются?

ДЕТИ: У птиц и у насекомых есть крылья, почти все они умеют летать.

- Отличие в том, что у насекомых 6 ног, а у птиц только 2.

- Птицы с клювами, а у насекомых усики.

- Усиками птицы улавливают запахи.

- Тело у насекомых разделено на части. У них есть полоски.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да ребята, эти полоски как насечки. Отсюда и произошло название - «насекомые» (от слова насекать).

ДЕТИ:   У птиц 2 крыла, а у насекомых 2 пары крыльев.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие вы молодцы! Как вы считаете,  что связывает птиц и насекомых.

ДЕТИ: птицы питаются насекомыми.

Проигрыш

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ЧЕРВЯЧКИ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ.

ВДРУГ ВОРОНА ПОДЛЕТАЕТ,

ГОЛОВОЙ ОНА КИВАЕТ,

КАРКАЕТ: «ВОТ И ОБЕД!»

ГЛЯДЬ, А ЧЕРВЯЧКОВ УЖ НЕТ!

«Фонарики»

Загибаем пальцы, начиная с «большого» одновременно на двух руках

Перебираем пальцами («паучок») по

 ногам  вперед, назад.

Сжимаем пальчики на обеих руках

 вместе («голова»).

«Головы» кивают друг другу.

«Клювик»  раскрывается и закрывается, «головы» опускаются

 вниз, «щипаем» себя за ножки

Разводим руки в стороны.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Совершенно верно. Давайте вспомним   игру-шутку «ВОРОНА И ЧЕРВЯЧКИ». ( Проводится игра на координацию речи с движением с  музыкальным сопровождением).

ВОСПИТЕЛЬ: Ребята, мы с вами назвали все признаки, по которым можно отличить птиц от насекомых. Именно эти признаки у всех птиц одинаковые. Но все птицы разные. У них есть много отличий. Сейчас мы с вами попробуем их выделить.

Давайте обратим внимание на птичьи ноги. (Детям предлагаются картинки с изображением птиц разных сред обитания: цапля, пеликан, клест, дятел.)

- Что это за птица?

ДЕТИ:  Это цапля.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, это цапля. Ребята, как вы думаете, почему у цапли такие длинные ноги?

ДЕТИ: Цапли живут на болоте. Они ходят по воде. (Один из детей подбирает модель  ног цапли, помещает ее на ковролинограф.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Многие, живущие на болоте, птицы имеют длинные ноги. Задний палец поставлен низко и служит  цапле опорой при ходьбе и для обхватывания ветвей и стеблей болотных растений. А теперь давайте посмотрим на эту картинку. (Показывает изображение пеликана.)

ДЕТИ: Это пеликан.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, почему у пеликана ноги с перепонками?

ДЕТИ: - Эта птица живет на воде, плавает. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей поставить модель перепончатых ног птиц, живущих на воде.)

- Такие ноги похожи на ласты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, такие ноги помогают птицам плавать. У каких птиц еще есть такие ноги?

ДЕТИ: Такие ноги есть у уток, гусей, лебедей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот, птицы, живущие на деревьях. (Показывает иллюстрации с изображением клеста и дятла.)  Кто уже узнал этих птиц?

ДЕТИ: На картинках клест и дятел.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, это клест и дятел. Как вы думаете, ребята, могут ли у этих птиц быть такие же длинные ноги как у цапли и почему? Постарайтесь ответить полным предложением.

ДЕТИ: - У клеста не может быть таких ног, потому что это помешало бы ему лазать по деревьям.

- Клесту и дятлу нужны маленькие цепкие ножки с острыми коготками.

- Да, такими ножками дятел цепляется за стволы и ветки деревьев.

(Одному из отвечавших детей предлагается подобрать модель ног птиц, живущих на деревьях.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте поиграем с вами в игру средней подвижности «ЛЯГУШКИ НА БОЛОТЕ»

 ВОТ С НАСИЖЕННОЙ ГНИЛУШКИ

 

В ВОДУ ШЛЕПНУЛИСЬ ЛЯГУШКИ.

 СТАЛИ КВАКАТЬ ИЗ ВОДЫ:

 

- КВА-КЕ-КЕ, КВА-КЕ-КЕ,

 БУДЕТ ДОЖДИК НА РЕКЕ.

«Лягушки» сидят на «кочках». Между «кочками» ходит ребенок- «цапля», подражая движениям птицы (машет «крыльями», высоко поднимает ногу, согнутую в колене (попеременно правую и левую).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Садитесь на свои места. Мы выяснили, что у птиц бывают разные ноги. Как вы считаете, что же еще у этих птиц разное?

ДЕТИ: Наверное, у них разные клювы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, а теперь подумайте, почему же природа дала   птицам разные клювы?

ДЕТИ: Птицы едят разную пищу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы считаете, для чего пеликану такой большой клюв?

ДЕТИ: Пеликан питается рыбой. Он заглатывает ее вместе с водой.

(Ответивший на вопрос ребенок, находит модель клюва пеликана и помещает ее на ковролинограф.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Обратите внимание на клюв клеста. Кто может ответить, почему у этой птицы такой крепкий изогнутый клюв?

ДЕТИ: - Клюв клеста похож на клещи.

- Клесты щелушат своим клювом шишки. (Дети ставят модель клюва клеста.)

- Они достают из шишек  семена.  

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы совершенно правы. Давайте теперь подумаем и, скажем, может ли у дятла быть такой маленький клюв как у синички или ласточки?

ДЕТИ:-  Нет. Клюв у дятла длинный.

- Такой клюв помогает птице доставать из-под коры деревьев личинок и насекомых. ( На ковролинографе появляется модель клюва дятла.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас, детвора, ждет вас полезная игра.

Проводится игра «ДЯТЕЛ»

(Дети садятся на коврик в кружок, направив руки на спину сидящего впереди  ребенка.)

ДЯТЕЛ ЖИЛ В ДУПЛЕ ПУСТОМ

ДУБ ДОЛБИЛ КАК ДОЛОТОМ.

ТУК-ТУК-ТУК! ТУК-ТУК-ТУК!

ДОЛБИТ ДЯТЕЛ КРЕПКИЙ СУК.

КЛЮВОМ, КЛЮВОМ ОН СТУЧИТ,

 ДЯТЕЛ СТВОЛ ДАВНО ДОЛБИТ.

 ПТИЦА В  СУК ВСЕ ТУК ДА ТУК…

УДИВЛЕН ДУБ: « ЧТО ЗА СТУК?»...

ДЯТЕЛ ДОЛГО ТАК СТУЧАЛ..,

НО ПОТОМ ОН ВДРУГ УТСАЛ

И СТУЧАТЬ ПЕРЕСТАЛ…

С ОБЛЕГЧЕНЬЕМ ДУБ ВЗДОХНУЛ

И ТИХОНЕЧКО ЗАСНУЛ.

 Легкое похлопывание ладошками по спине

Соседа.

Постукивание указательными пальцами

  по спине( движения сверху, вниз).

Постукивание кулачками.

Постукивание ребрами ладоней.

Дети проводят кистями рук по спине, выполняя движение вверх- вниз.

Выполняют легкие, поглаживающие круговые движения ладошкам по спине.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сейчас вы пройдете за наш овальный столик. Там для вас приготовлены листочки с заданием. Вы должны помочь мне познакомить НЕЗНАЙКУ и его друзей коротышек с пищей, которую употребляют птицы. Соедините, пожалуйста, стрелочками птицу с их пищей. (Дети выполняют задание на заранее подготовленных опросных листах.) Мы обязательно вложим их в конверт, когда будем писать ответ нашему другу НЕЗНАЙКЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Пока вы выполняли задание ваши глазки немного устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз «ШЛА КУКУШКА».

ШЛА КУКУШКА МИМО РЫНКА

У НЕЕ БЫЛА КОРЗИНКА,

А КОРЗИНКА НА ПОЛ – «БУХ!!!»

ПОЛЕТЕЛО 10 МУХ…

Двигать указательный палец вперед, зафиксировав на нем взгляд.

Следим за движением пальца вправо, влево.

Прослеживаем глазками за движением пальца вверх, вниз.

Вытягиваем руки вперед, пальцы растопырены, шевелятся. Выполняется движение вверх, вниз («полет мух»).

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Дети, проходите, садитесь на свои места. Когда мы смотрим на птиц, видим, что у них разная окраска, а значит, разный цвет перьев. Это тоже зависит от их питания и среды обитания. Например, фламинго. Розовый  цвет их перьев появляется от того, что они употребляют в пищу мелких ракообразных. Если птицы не будут получать эту пищу, чудесный розовый  цвет их перьев становится почти белым.

Ребята, мы с вами выяснили, что птицы умеют ходить, плавать, а самое главное - летать. Что же помогает птицам летать?

ДЕТИ: Им помогают летать крылья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да! Крылья у птиц тоже разные. Чем же отличаются крылья?

ДЕТИ: У  больших  птиц крылья большие, а у  маленьких – маленькие.

А теперь, дети, давайте посмотрим на вот эту модель небольшого «островка» леса. Подойдите ко мне поближе. (На ковролинографе выложена модель леса с населяющими его птицами, грызунами и насекомыми.) Кого вы здесь видите?

ДЕТИ: Птиц, насекомых и животных.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте представим, что все птицы вдруг взяли и исчезли из нашего леса. (Воспитатель  просит  кого-нибудь из детей помочь ей убрать с модели леса всех птиц.  А другого ребенка просит добавить на  модель всех насекомых, которые есть  у него в коробочке .)

Ребята, посмотрите, как много стало насекомых. Скажите, пожалуйста, что же может произойти с лесом?  

ДЕТИ: - Птицы исчезнут, разведется много насекомых и мышей, потому что совы не будут охотиться на мышей, а другие птицы не будут склевывать насекомых.

- Насекомые съедят все листья на деревьях, всю траву.

- А мыши съедят все колоски, которые растут на полях. Тогда у людей хлеба не будет.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Если не будет листьев на деревьях, какими будут деревья?

 РЕБЕНОК: Деревья останутся голыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ты,  прав. (Воспитатель предлагает  ответившему ребенку убрать все листья с деревьев.) Теперь мы можем увидеть, каким несчастным стал наш лес. Какой мы можем сделать вывод?

ДЕТИ: Природе все нужны и птицы, и насекомые. Они приносят пользу.

- Птицы разносят плоды деревьев, семена растений по свету.

- Совы «спасают» поля от грызунов.

-  Дятел приносит пользу. Его называют «санитаром» леса.  Дятел  достает из-под коры  вредных насекомых.  Он лечит деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята!

А сейчас, детвора, снова нам играть пора!

 Птица эта нам очень хорошо знакома. Она не унывает не зимой, не летом. Каждый день, во время прогулки, мы можем наблюдать за ней:

ПРЫГ, ДА СКОК

НУ ЧТО ЗА ПТИЦА

ВСЕ НА МЕСТЕ НЕ СИДИТСЯ,

СВИДУ - НЕТ ЕГО ХРАБРЕЙ.

ШУСТРО СКАЧЕТ …

                        (ВОРОБЕЙ)

Проводится музыкальная пауза «ВОРОБЬИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас вы разделитесь на две команды. Встаньте, пожалуйста, в шеренгу и рассчитайтесь на 1-й, 2-й по порядку номеров. Первые номера пойдут в 1-ую команду, а  вторые номера - во  2-ую команду. Мы поиграем в словесную игру «НЕ СОРОКА, НЕ ВОРОНА…» и узнаем, какая команда знает  больше птиц. (Игра на развитие умения различать птиц по внешнему виду, правильно называть их.) За каждый правильный ответ команда получает фишку (фант).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Обе команды меня порадовали.

А сейчас мы проверим ваше внимание. Детям предлагается игра на развитие слухового внимания «КТО ПТИЦА, КТО НЕ ПТИЦА».

 ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:        Дети встают со стульев и внимательно  

ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,        слушают стихотворение. Когда услышат

МУХИ И СТРИЖИ.        не «птичье» слово, должны  хлопнуть в

     ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:        ладоши, крикнуть «НЕТ» и сесть на стул.

     ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,        Тот, кто прозевал неправильное слово,

     АИСТЫ, ВОРОНЫ,        получает «штрафное очко».

     ГАЛКИ, МАКОРОНЫ.

ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:

ГОЛУБИ, КУНИЦЫ…

      ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:

     ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,

     ЧИБИСЫ, ЧИЖИ,

      ГАЛКИ И СТРИЖИ,

      КОМАРЫ, КУКУШКИ.

ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:

ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,

ГАЛКИ И СТРИЖИ,

ЧИБИСЫ, ЧИЖИ,

АИСТЫ, КУКУШКИ,

СОВЫ И ВАТРУШКИ.

       ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ:

       ГОЛУБИ, СИНИЦЫ,

       АИСТЫ, СКВОРЦЫ…

       ВСЕ ВЫ  МОЛОДЦЫ!!!

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами уточнили, кого называют птицами, чем они питаются, какую пользу приносят. Теперь мы знаем, как отличить птиц от насекомых и, конечно, сможем рассказать об этом НЕЗНАЙКЕ. Сегодня вечером мы напишем письмо коротышкам в Солнечный город. Пошлем НЕЗНАЙКЕ и его друзьям зарисовки моделей «ПТИЦЫ» и «НАСЕКОМЫЕ», а также  ваши опросные листы «Кто, чем питается».  Будем надеяться, что все это поможет коротышкам научиться различать птиц и насекомых.

     А для вас, детишки: девчонки и мальчишки, я приготовила небольшой сюрприз. (Сюрпризный момент.)

     

ТАБЛИЦА: «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЧАСТЕЙ ТЕЛА ПТИЦ»

(Модели ног и клювов птиц разных сред обитания)

Иллюстрация

«КЛЕСТ»

Иллюстрация

«ДЯТЕЛ»

Иллюстрация

«ЦАПЛЯ»

Иллюстрация

«ПЕЛИКАН»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия в старшей логопедической группе на тему: "Скоро в школу мы пойдём"

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; выразительное чтение стихов; умение грамматически правильно оформлять свою речь....

"Да здравствуют девчонки!" План конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

План конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста...

Авторский конспект открытого занятия для детей старшей логопедической группы

Данный конспект составлен для проведения открытого итогового занятия с детьми, обучающимися в логопедической группе....

Конспект открытого итогового занятия в старшей логопедической группе "Роспись хохломской посуды"

Конспект открытого итогового занятия по декоративно-прикладному творчеству в старшей логопедической группе"Роспись хохломской посуды"...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Осень»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...