«Хлеб-всему голова»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шибаева Инесса Васильевна

Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_poznovat._i_razvmt._rechi.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова»

Интеграция образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.

Задачи:

• Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.

• Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова действия, общей моторики.

• Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.

• Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.

• Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.

• Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.

• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.

• Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.

Использованные технологии: игровые, здоровьесберегающие, такие, как: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, динамическая пауза., проблемные ситуации.

Методы:

• Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.

• Наглядные – образец действия взрослого, выставка хлебобулочных и кондитерских изделий.

• Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка,

Приемы: Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.

Материал:

1.Демонстрационный:посылка,каравай, хлеб, выставка из хлебобулочных изделий, маски для детей, разные крупы для угадывания.

2. Раздаточный:связка баранок, фартуки, доски, мука, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки - маски колосков, костюмы мельника и пекаря, коронки каравая и хлебопашца, гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупы на тарелочках на столике

Музыкальное сопровождение:

1. Хоровод «Каравай».

2. Музыка изкинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити»«Усатый нянь».

3 Песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

4 Легкая музыка-релакс для создания фона.

Предварительная работа:

1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.

2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».

3.Сюжетно ролевые игры«Булочная»«Пекарня».

4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию»«Что из какой муки пекли»«Что сначала, что потом»

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»

Звучит стук в дверь (аудиозапись)

В группу приходит повар и приносит коробку, в которой находится загадка и каравай хлеба.

Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)

Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб  (достает из посылки каравай)

Добрый день, добрый час, побеседуем сейчас

Пальчиковая гимнастика:

«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.

А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился     -   пальцы в щепоть и перетирают.

Из зерна - в муку и тесто-   имитируют лепку.

В магазине занял место    -постукивают по ладони ребром другой ладони.

Вырос он под синим небом      -поднимают руки вверх и шевелят пальцами

А пришел на стол к нам хлебом     -вытягивают руки ладонями вверх.»

Дети: Это хлеб!

Воспитатель: Правильно, это хлеб!

У народа есть слова«Хлеб- всей жизни голова» 

Славится он первый на земле, ставится он первый на столе.

О хлебе есть очень много пословиц

«Хлеб - всему голова»,

• Не трудиться - хлеба не добиться.

•Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

• Плох обед, коли хлеба нет.

• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.

• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Воспитатель:

Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Дидактическая игра«А какой он- хлеб?» (мяч передают друг другу и называют)

Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,белый, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый.

Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.

Воспитатель: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?

Д: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Д: Из муки.

Воспитатель: А что такое мука? Из чего её получают?

Д: Из зёрен

Воспитатель: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. А какое зерно?

Д: Желтое, твердое.

Упр. для щек и губ.

«Хомячок-толстячок»-показать, какие толстые щечки у хомячка (надуть обе щеки) хомячок высыпал запасы в норку (втянуть щеки).

2 «Спрятать зернышки попеременно то за левую, то за правую щеку (надувать попеременно обе щеки).

Воспитатель: какая мука? потрогайте её.

Д: мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая.

Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи - черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?

Игра «Угадай на вкус».

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на дереве вырос? (Ответы детей)

-Поле вспахать 

-затем боронить 

-готовое поле 

-затем сеют 

Растёт хлеб. Сколько он растёт, ребята?

: Всё лето 

-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно  (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке     (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Воспитатель: вырос хлеб 

Психогимнастика и дыхательные упражнения:

Воспитатель: Ребята, а когда пшеница растет, вы видели, она как будто шевелится, качается, ходит волнами? Отчего это бывает?

Дети: от ветра.

Воспитатель: Хотите сами побыть этим ветерком и покачать нашу пшеницу?

Д: да

В:Тогда пробуйте быть сначала легким ветерком, потом посильнее дуть.

Колоски золоченные по ветру качаются-дети дуют легко.

По ветру качаются, низко наклоняются-дети дуют сильнее.

В: Когда убирают хлеб?

Д: Летом. Жатва 

В: где хранят зерно?

Д: Зернохранилище. Элеватор.

Как называются профессии тех, кто работает в поле?

Д: ХЛЕБОРОБЫ 

-Обмолачивают зерно 

-Замесили тесто 

-Где выпекают хлеб? В печи. 

 Кто хлеб выпекает? Пекарь. 

 Давайте представим, что мы в пекарне и понюхаем, как пахнет чудесный хлеб.

Дыхательная гимнастика.

Вдыхаем аромат пшеничного и ржаного хлеба. (Вдох носом, пауза под счет, раз, два, три, выдыхаем).

-Куда хлеб увозят с завода?

-В магазин 

Давайте обобщим и вспомним профессии всех тружеников полей, которые помогали хлебу прийти к нам на стол. 

Звучит запись песни «Хлеб-всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

Воспитатель: Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.

Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой. 

Воспитатель: А на какое слово похоже слово озимая? А на какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.

Хороводная игра «КАРАВАЙ» (Рус. нар.)

Звучит музыка «Каравай»

К дошколятам на машине каравай приехал ныне.

Вот такой вышины, вот такой нижины,

Вот такой ужины, вот такой ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!

Каравай:

Я выбираю пекаря.

Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!

Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Пекарь:

Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!

Хлебопашец:

Я ребят всех выбираю, с днем веселым поздравляю!

Вам награда - урожай! Место в танце занимай! 

Воспитатель: А теперь новая игра, вспомните и назовите какие хлебобулочные изделия вы знаете? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»

Бублик (большой и указательный палец образуют круг)

Баранку (большой и средний палец образуют круг)

Батон (большой и безымянный палец образуют круг)

И буханку (большой и мизинец образуют круг)

  Пекарь из теста испек спозаранку.(имитация лепки теста)

Воспитатель: -Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

«Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди.

Игра «Из чего сварили кашу»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какую кашу сегодня могут кушать малыши? На столике стоят тарелочки с разными крупами, ребята называют прилагательные.

-Какую кашу варят из гречи (гречневую).

-Из овса – (овсяную).

-Из риса – (рисовую) и т. д.

-Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Заключительная часть:

Игра «Пожелания»

«А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

• Без хлеба не обедают.

• Будет хлеб - будет и обед.

• Ешь пироги, хлеб береги.

• Много снега - много хлеба.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Не трудиться - хлеба не добиться.

• Хлеб да вода - богатырская еда.

• Хлеб всему голова.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? Что вы запомнили и сможете рассказать родителям? А сейчас мы возьмем наш каравай и другое угощение и пройдем в группу, чтобы их попробовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....