Ознакомление старших дошкольников с семейными традициями
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухих Александра Германовна

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ознакомление старших дошкольников с семейными традициями»

Авторы проекта: Сухих Александра Германовна

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: ознакомительный, групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей

Возраст детей: 6 – 7 лет

Сроки реализации проекта: ноябрь - март 2021 - 2022г.

Актуальность:

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются важным фактором в жизни общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят родных, то в их семье процветает счастливая и совместная жизнь. Для них не составляет труда  доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. В семьях сохраняются традиции, которые объединяют их духовные ценности из поколения в поколение. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

В последнее время о традициях говорят много. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А также традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. 

 

Многие психологи придерживаются такого мнения , что детям семейные традиции необычайно важны: они помогают сохранять связь между родителями и повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще неповторимый уют и тёплая атмосфера.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Наш проект: «У истока семейных традиций» направлен на знакомство детей и родителей с обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

Задачи проекта:

  1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.

  1. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

  1. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

  1. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

  1. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Составление плана работы;
  • Сбор материала;
  • Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности;
  • домашние задания для само – выполнения.

Ноябрь

Педагогическая деятельность с детьми

Интегрируемые области:

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие

  • Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? », сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник».
  • Разучивание стихов, песен о семье

Социально – коммуникативное развитие

  • Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев». «Федорино горе», «Марья – искусница»
  • Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья? »; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям? »; «Кто ты для бабушки? »; «Огорчится ли мама, если… », «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник? », «Придумай фамилию», «Назови профессии», «Что лишнее? », «Кому, что нужно? »
  • Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала… », «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд», «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Художественно – эстетическое развитие

  • Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери», «Поздравительная открытка для папы»
  • Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья» (фотоальбом) .
  • Развлечение «Папа самый лучший друг».
  • Утренник, посвящённый мамам, ко дню 8 Марта.

Ноябрь - март

Работа с родителями

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие

  • Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

Речевое развитие

  • Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
  • Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:
  • О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

Художественно – эстетическое развитие

  • Проведение конкурсов «Моя родословная», «Бабушкин сундук» - создание мини-музея семейных реликвий и традиций, «Секреты новогодних подарков», «Любимое блюдо моей семьи».
  • Выставка творческих работ с привлечением детей «Мамочка – милая, самая любимая» посвящённая дню матери (рисунки детей портрет мамы) .
  • Выставка «Герб моей семьи»

Работа с педагогами

  • Поместить тесты в уголок для родителей с целью повышение их культуры общения в семье: «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель».
  • Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция», «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению) .
  • Индивидуальные беседы-консультации.
  • Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Работа в социуме

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
  • Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
  • Оформить уголок «Право родителя и права ребенка»
  • Художественная деятельность «Семейный портрет».
  • Развлечение ко дню матери.
  • Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!».
  • Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»
  • «Генеалогическое древо моей семьи».
  • Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
  • «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии.

Деятельность педагога

Итоговые мероприятия

  • Изучить историю составления родословной.
  • Подготовить художественную литературу по данной теме.
  • Выпустить буклет для родителей по теме «Как воспитать толерантного человека», «Отцовская любовь».
  • Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

  • Презентация «Профессии наших мам и пап»,
  • фотовыставка «Мамочка – милая, самая любимая»
  • Утренник «Мамино сердце».
  • Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.
  • Поделки для пап ко дню защитника Отечества.
  • Выставка стенгазет «Как мы проводим праздничные дни»

Ожидаемые результаты проекта.

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Для детей:

• имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

• профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

• прошлое своей семьи;

• народные игры, танцы, песни, колыбельные;

• смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

• будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

• пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд.);

• смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;

• приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

• научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда.

Для родителей:

• расширят знания о семейных и народных традициях, праздниках;

• укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;

• научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

• будут знать историю своих реликвий;

• знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

• соберут копилку семейных реликвий.

Для педагогов:

• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

• пополнят личный репертуар народными песнями;

• разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

• пополнят словарный запас детей;

• будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

• создадут копилку народных и семейных праздников;

• будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...

Методическая разработка по теме: «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в МБОУ».

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поко...

материал для НОД по ознакомлению старших дошкольников с семьей и ее традициями

занятия для детей старшего дошкольного возраста в игровой форме для знакомства детей с семьей , ее членами, традициями , праздниками....

Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с...

Дидактический комплект «Православные праздники детям» для ознакомления старших дошкольников с историей и традицией православных праздников»

Дидактический комплект «Православные праздники детям»для ознакомления старших дошкольников  с историей и традициейправославных праздников»Возраст детей: 5-7 лет...

Статья "Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья"

Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи....