Статья "Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья"
статья (подготовительная группа)

Гурулева Альбина Васильевна

Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с культурными традициями и обычаями

семейских Забайкалья

        Культурная историческая среда окружает человека с детства. В ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, семьи. Она становится неотъемлемой частью его жизни, необходимым условием возникновения чувства духовной "оседлости", привязанности к родным местам, живительной основой любви к Отечеству. "Если человек равнодушен к истории своей страны, истории своей семьи, не дорожит семейными реликвиями, не гордится своим домом, не знает истории своего народа, не интересуется историей улицы, то вряд ли в нем сильны патриотические чувства"  ( Иконникова, 1987,37).

         В настоящее время не утратило своей актуальности приобщение подрастающего поколения к традициям и обычаям разных народов, в том числе и семейских Забайкалья. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются нравственные качества личности ребенка.

       В процессе воспитания  обеспечивается  преемственность  поколений, которая является условием непрерывного развития. Преемственность может проявляться в личном плане, в плане семейных и общественных традиций, которые способствуют сохранению устойчивого образца поведения, схожести образа мышления и определенных присущих черт характера.          

         Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом», включает в себя всё духовное наследие передающееся из поколения в поколение.

     Анализ  особенностей содержания народных традиций позволяет выделить такие характеристики:

1) высокая результативность, гуманистическая и демократическая направленность;

2) осуществление всех задач воспитания, формирования личности как целостного процесса;

3) отражение основных компонентов педагогической культуры: уважительное и почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, честность, милосердие, миролюбие, трудолюбие, любовь к детям, матери, родной земле;

4) знание многовековой практики о том, что наиболее интенсивно растет ребенок до 5 - 7 лет, происходит социализация личности в общем;

5) использования народного фольклора, в особенности сказок, пословиц и поговорок в нравственном  воспитании;

6) коллективный характер воспитания, участие всех членов семьи - детей, родителей, бабушек, дедушек, родственников, способствующих объединению в воспитании и преемственности поколений;

7) приоритет понятия воспитание над обучением, так как процесс обучения, освоения определённого объёма знаний, умений и навыков считается задачей воспитательно-образовательной работы.

       В практике детских дошкольных учреждений ознакомление детей с культурными традициями и обычаями семейских Забайкалья осуществляется через организацию:

- предпраздничных посиделок семейских;

- праздников;

- посещение краеведческих музеев;

- мини-музеев: «Семейская горница», «Костюм семейских»;

- познавательных бесед о семейских Забайкалья;

-творческой продуктивной деятельность детей;

- встреч с семейскими.

Предпраздничные посиделки семейских

Основная цель – это подготовка к празднику.

Задачи проведения посиделок:

-познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;

-формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;

-развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;

-создание эмоционального комфорта.

      Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка – хозяйка горницы) вместе с детьми и другими присутствующими определяют, для чего они собрались.

     На  посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины; изготавливают открытки- приглашения, подарки- сюрпризы близким ( родным, друзьям).

  Дети знакомятся с деталями костюма семейских, наряжаются в него, входят в определенную роль. Внимание дошкольников педагоги акцентируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Со старшими дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др.

   Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками в домах семейских и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

        В ожидании праздника педагоги организуют несколько посиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. Например, на одних мастерят предметы для оформления праздника и знакомятся с новой хороводной песней; на других – делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих – бабушка знакомит с национальными блюдами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народными играми, хороводами ( « Кончил дело – гуляй смело»). Посиделки состоят из трех частей.

       В первой – познавательный рассказ бабушки, беседа с детьми; во второй – практическая деятельность детей и взрослых; в третьей – творческие игровые, музыкально – литературные занятия.

      Посиделки интересны общением, индивидуальным и коллективным творчеством. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединяются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу. Или занимаются индивидуально.

     Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж – бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица. Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки (« Посидим рядком, да покалякаем ладком» и др.). Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам – в этом заложен важный принцип народной педагогики. Педагоги детского сада устанавливают контакты с народными  мастерами и приглашают их на посиделки и праздники.

      На посиделки дети, как и бабушка - хозяюшка, приходят в семейских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

     На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.  

Народные праздники семейских

      Проведение народных традиционных праздников «Колядки», «Крещение», «Пасха»,  является средством выражения   национального характера, яркой формой отдыха взрослых и детей, объединенных совместными  действиями, общим переживанием. В детском саду также проводятся  праздники в соответствии с временем года:  осенью - «Ярмарка», зимой  -  «Рождество»,  «Святки», «Крещение»;  весной -  «Масленица»,  «Пасха»,  летом – «Троица».

Дети  вместе со взрослыми участвуют в проведении праздников.

При проведении праздников педагоги  используют  народные  игры, танцы, хороводы, пословицы, поговорки, загадки которые пришли из старины.

Посещение музея

      Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально- чувственного  восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

         Дети  знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Восприятие музейных экспонатов способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

      Перед посещением музея воспитатель предварительно определяет  объекты  для посещения,  формы изучения музейных экспонатов. Намечают основные задачи, думают над тем, как лучше подготовить ребят к посещению музея,  дать  представление  о том, для чего нужны  музеи,  зачем нужно  хранить предметы, как следует  относиться ко  всему, что хранится в музеях.

Взрослые помогают увидеть в произведениях народно - прикладного  искусства, промысловой деятельности красоту и высокое  мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Мини – музеи

      В детском саду взрослые вместе с детьми оформляют мини - музей «Семейская горница», «Костюм семейских».

      Оборудование для музея – это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями, познавательные рассказы взрослых, творчество самих ребят.

       В каждый предпраздничный период музеи пополняются новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшествуют познавательный рассказ, целевые наблюдения.

     Содержанием музея могут быть произведения народно-прикладного творчества местных умельцев, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду и др.

Познавательные беседы

       По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.

        Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др. ) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного  праздника от сезонных изменений  и земледельческого труда.

      Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям,  к национальному наследию.

Практика показала, какое важное  значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.

Творческая деятельность детей

     Создавая собственные маленькие творческие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

    Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру,  получают удовольствие от проделанной работы, созданного рисунка или поделки, осознают значимость получаемого продукта. Так как творческие работы используются для выставок, оформления к праздникам. Творческие работы могут быть  коллективными, индивидуальными и изготовленными совместно с родителями.

Встречи с семейскими 

В детском саду организуют встречи с фольклорными коллективами, со староверами, хранителями семейских традиций, что оказывают наиболее сильное впечатление на детей. Через такие встречи наиболее остро ощущается  чувство сопричастности к народной культуре и быту семейских.      

      Дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями семейских. Приобщаются к песенному творчеству семейских.

      Работа в данном направлении проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Они помогают собрать предметы быта, утварь, домотканые половики, костюмы семейских для мини - музеев, музыкальные инструменты (трещотки, деревянные ложки). Был изготовлен макет русской печки. Это помогает на последующих занятиях детям  не только увидеть на слайдах предметы старины глубокой но и потрогать, увидеть воочию из чего они сделаны. Попробовать пользоваться этими предметами. У детей это вызывает положительные эмоции.

       Наступивший двадцать первый век стремительным напором пытается перемешать, привести к одному общему знаменателю культуры разных народов и этнических общностей, порой сводя на нет их уникальную этническую специфику и самобытность. Поэтому, основные принципы ФГОС дошкольного образования приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей в приобщении  детей к культурным традициям и обычаям семейских Забайкалья является действительно актуальным.

Библиографический список:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: 1985. 238 с.

2. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. //Сов. этнография. 1981 - № 2. -182 с.

3. Выготский JI.C. Вопроси детской, возрастной психологии // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984,-т.4.

4. Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи. //Сов. педагогика. -1981. №1. - с. 36-42.

5. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание.  2006. – № 1. – С. 17-20.

6.  Леонов А. М. Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья.  / Москва: Педагогика, 2001. – Ч. 2

7. Калашникова Н.М. Народный костюм. / Москва: «Сварог и К».2002-374с.

8. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. Москва: «Дрофа», 2003-256 с.

9. Котова И. Н. Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт-Петербург: «Паритет», 2003 - 236с.

10. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:  О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., переработанное и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.

11. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.

12. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Москва: «Элизе трейдинг»,2004-128с.

13. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 14-18.

14. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа

Возрождение духовно-нравственных ценностей через приобщение детей и родителей к русской культуре, к традициям, обычаям....

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию

Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...

Формирование готовности педагогов к организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения старших дошкольников к культурным традициям России

Оказание методической помощи педагогам в организации литературных вечеров как наиболее эффективной формы работы в приобщении старших дошкольников к культурным традициям России...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Проект "Воспитание нравственных качеств у дошкольников на основе традиций и обычаев калмыцкого народа "

Проект  "Воспитание нравственных качеств у дошкольников на основе традиций и обычаев калмыцкого народа "...