Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа
материал

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с   успехом показывают эффективность в работе с дошкольниками ни один десяток лет. 

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению истории нашей Родины и родного края. Имеется множество причин для данного формирования: воспитание и обучение личности, желание познать свою Родину и многие другие.

В дошкольных образовательных учреждениях часто  не хватает определенных ресурсов и материалов для проведения  определенных игр, благодаря которым дети могли бы узнать о традициях русского народа.

Вопросами изучения русских традиций, а также проблемными сторонами занимались различные историки, культурологи и искусствоведы Е.Л.Галкина, Л.А.Нисловская, Л.А.Тульцева, Н.П.Степанов, Л.А.Соколова и многие другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_igrah.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

               

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
              ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
         С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА


Выполнила:

Тараканова Наталия Евгеньевна

                                         Санкт-Петербург

                                                    2023

Введение

Воспитание, лишенное народных корней - бессильно.

К.Д. Ушинский

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, к её традициям.

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с   успехом показывают эффективность в работе с дошкольниками ни один десяток лет.  

Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Развитие этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению истории нашей Родины и родного края. Имеется множество причин для данного формирования: воспитание и обучение личности, желание познать свою Родину и многие другие.

В дошкольных образовательных учреждениях часто  не хватает определенных ресурсов и материалов для проведения  определенных игр, благодаря которым дети могли бы узнать о традициях русского народа.

Вопросами изучения русских традиций, а также проблемными сторонами занимались различные историки, культурологи и искусствоведы Е.Л.Галкина, Л.А.Нисловская, Л.А.Тульцева, Н.П.Степанов, Л.А.Соколова и многие другие.

1.Дидактическая игра. Изучение классификации дидактических игр

По словам великого педагога А. С. Макаренко,

«... Чем ребенок занимается в игре, тем во многом он будет заниматься и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего лидера происходит, прежде всего, в игре...».

В игре ребенок развивается как личность. Он развивает нужные моменты, от которых будет зависеть успех всей деятельности. Это связано с тем, что игра в дошкольном возрасте является основным ведущим видом деятельности.

Но не стоит забывать, что важной опорой для каждого является Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирован на индивидуальный подход к ребенку в игре, где сохраняется самоценность дошкольного детства и, где сохраняется сама природа дошкольника.

То есть в игре дети:

- Научитесь применять свои знания;

- Приобретите богатый опыт относительно свойств и качеств различных объектов, которые их окружают.

- Игра развивает все психические процессы-внимание, память, мышление, речь.

В современной дошкольной педагогике существует классификация игр С. А. Козловой, Т. А. Куликовой:

- творческие игры (сюжетно-ролевые, театральные, драматизационные игры, режиссура, строительство);

- дидактические игры (игры с предметами, настольные-печатные, словесные);

- подвижные игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Главной задачей дидактических игр является обучающая. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Отличительной особенностью дидактических игр является возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности.

Дидактическая игра создается взрослым специально для учебных целей, когда обучение происходит на основе игры и дидактического задания.

Дидактические игры используются как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебно-познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами.

Давайте рассмотрим типы данных для нашей тематики.

1. Предмет дидактической игры.

Это могут быть предметы природы, игрушки (фрукты, семена, тумблер).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

2. Настольные и печатные игры.

Они способствуют развитию визуального и эффективного мышления. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.

Цель этих игр для дошкольников:

- закрепление знаний о предметах и их назначении;

- классификация и обобщение предметов по существенным признакам;

- установление отношений между субъектами;

- создание целого из частей.

3. Словесные игры.

Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение слушать звуки речи, повторять звукосочетания и слова.

А. И. Сорокина выделяет также следующие виды дидактических игр:

1. Путешествия игры;

2. Игры на побегушках;

3. Игры в угадайку;

4. Логические игры;

5. Игры-беседы.

Игры путешествия призваны усилить впечатление ребенка, привлечь его внимание к тому, что находится рядом. В этих играх используется множество способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, объяснение способов их решения, пошаговое решение задач и т. д.

Игры на побегушках проще по содержанию и короче по продолжительности. Они основаны на действиях с предметами, игрушками, а также словесных инструкциях.

Игры-предположения. Детям дается задание и создается ситуация, требующая понимания последующего действия. При этом у детей активизируется умственная деятельность, они учатся слушать друг друга.

Логические игры. Они основаны на проверке знаний и находчивости ребенка. Решение загадок развивает умение анализировать, обобщать, формирует умение рассуждать и делать выводы в определенной ситуации.

Игры-беседы. Они основаны на общении. Главное – это непосредственность переживаний, заинтересованность и доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и психических процессов. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения детского интереса.

Структура данной игры.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача — основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по его звуку» присутствует такая обучающая задача: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. Детям же предлагают такую игровую задачу: прислушайтесь к звуку, которые издают разные предметы, и отгадайте эти предметы по звуку.

Игровые действия — это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе и многое другое.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям. Он также развивает концентрацию и обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

А дидактическая игра содержит два начала:

- образовательный (информативный)

- игра (развлекательная).

Педагог учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.

         2 Народные традиции, с которыми знакомят старших дошкольников

У каждого народа есть свои традиции, именно, благодаря им, мы можем познакомиться с культурой того или иного народа, с ценностями, передающимися из поколения в поколение. Обмениваясь традициями, народы обогащают друг друга. Без традиций у народа нет будущего.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.

Как говорил советский и российский филолог, культуролог и искусствовед Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, обычаям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

Само понятие «традиционная народная культура» используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития, которые базируются на народных традициях и обычаях. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость приобщения к ней населения.

Заметим, что ФГОС ДО нам диктует полное приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Главной задачей является сохранение народных традиций, обычаев и промыслов русского народа. Дети должны знать и гордиться своей Родиной.

Русские народные праздники были связаны с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; а также с языческими и христианскими основами веры и многим другим.

В последнее время можно заметить, что дети могут и не знать всех главных русских народных традиций и мероприятий. Это является в настоящий момент главной проблемой.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни человека. Люди с момента рождения инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Дети старшего возраста должны знать, что у каждого народа присутствует своя культура. Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Народная культура учит любить родную землю, относиться к ней с уважением, постигать всю красоту природы, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Отсюда и зарождается понятие народных традиций.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Богатый запас всех народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован с детьми. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство – главный проводник в прошлые исторические ценности, знакомящий с искусством предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитого ребенка, развития его нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Обряды, традиции, ритуалы и обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Первая исторически существующая форма преемственности культуры – ритуал (от лат. Ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции. Он складывается исторически или специально устанавливается как норма поведения, в которой форма исполнения строго канонизирована, узаконена.

Она лишена определенной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение.

Вот обряд – более узкое понятие, чем обычай. Обряд – это традиционные действия, сопровождающие важные моменты человеческой жизни. Например, обряд крещения, свадебный обряд, обряд на праздник Троицы украшать березку и т.д. Обрядов было много на Руси. Каждый праздник сопровождается определенными обрядовыми действиями.

Обычай – это то, что обычно, привычно, повторяется изо дня в день и создает правила поведения, которые сложились в течение длительного времени. Это некий не писаный порядок поведения в различных жизненных ситуациях. Он сохраняется в жизни человека и сегодня, например: в ношении народного костюма или проведении народного праздника.

И ритуал, и обряд, и обычай на правах составляющих входят в традицию как в бытовые способы передачи культуры из поколения в поколение.

Понятие «традиция» восходит к лат. Traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция – это способ сохранить культуру народа, его ценности, накопленные веками. Получается, что традиция, в какой-то степени – это процесс передачи ценностей, накопленных человеком из поколения в поколение.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами народа позволяет лучше познать его культуру. И когда мы показываем наши традиции, выезжая в другие страны, устраивая обмен культурными традициями на различных фестивалях, проводя год культуры той или иной страны, то естественно, что мы не только показываем, популяризируем свою культуру, но и воспринимаем что-то от других народов, тем самым обогащаем наши традиции.

Какие выделяют традиции:

  1. Культурные (песенные, музыкальные)
  2. Бытовые (одежда, пища, устройство быта)
  3. Спортивные (скачки, кулачные бои)
  4. Воинские (одежда, звания, парады)
  5. Церковные (крестный ход, песнопение)
  6. Школьные (Первый и Последний звонок, Вечер выпускников, праздник Букваря)
  7. Семейные (передача семейных реликвий, традиции семейного воспитания)

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

1.        Создание атмосферы национального быта.

2.        Традиционные и обрядовые праздники.

3.        Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.)

4.        Русское народное искусство.

5.        Русские народные игры.

 Создание атмосферы национального быта

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта.

Это и оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Традиционные и обрядовые праздники

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни (три формы обрядности: рождение, свадьба и похороны).

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Также можно заметить, что вся русская народная культура стоит на фундаменте вероисповедания.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Все народные праздники несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Традиции русского народа интересны в праздновании Нового года – любимейшего праздника всех, начиная от мала до велика. На Новый год принято наряжать елку всей семьей. Ночью все собираются у елочек за праздничным столом, загадывают желания, поздравляют другу друга, дарят подарки.

Также стоит пояснить детям, что зимой традиции русского народа особо проявляются в праздновании Рождества Христова. Особо интересны колядки, которые устраиваются в ночь на 7 января. Люди ходили по домам, пели песни (колядки), за это их хозяева благодарят и угощают. Особенно любили эту традицию дети. Они с особым удовольствием собирались небольшими группами и ходили колядовать.

Особенно русские обычаи сказываются в обряде крещения. Детей обычно крестят в младенчестве. Для обряда крещения родителями ребенка выбираются крестные мать и отец, которые в дальнейшем будут наряду с родителями малыша нести за него ответственность и помогать на протяжении всей жизни. Обычно крестные и настоящие родители всегда поддерживают теплые дружеские отношения, а крестники на Рождество носят так называемую «вечерю» к своим крестным. В платок заворачиваются калачи, складываются гостинцы, и ребенок идет в гости – несет угощение к своим крестным родителям. Те в ответ его угощают и дарят подарки.

Традиции русского народа нашли интересное проявление в праздновании Ивана Купалы. Это отголосок языческих обрядов, так любимый в народе. В этот день по вечерам устраиваются танцы и пляски, прыгают через костер. Самые смелые из них ночью отправляются на поиски цветка папоротника. В народе верили, что тому, кто найдет это цвет – откроются все счастья жизни.

Не менее любима в народе Масленица. В течение всей недели, люди пекут блины, угощают друг друга, катаются на санях и устраивают кулачные бои. Это последняя неделя веселья и разгула, потому что за ней идет Великий Пост.

Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Слово «Пасха» означает возрождение. День обильного угощения. Праздничные кушанья – пасха, куличи и крашеные яйца на блюдо среди пророщенной зелени овса, пшеницы. Традиционно кушания освещали в Великую субботу.

Русский народный фольклор

Но также в русские народные традиции входит русский народный фольклор. Рассмотрим данное понятие.

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. А в произведениях фольклор занимает важную роль по уважительным отношениям к труду, восхищением человеческого мастерства.

Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.

В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе – раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

Русское народное искусство

Всю свою жизнь народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом как раз и начала отражаться духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей.

Значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание ребенка.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.

Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в «прятки» – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

Таким образом, игра занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом.

Влияние традиций русского народа на развитие дошкольников через проведение дидактических игр

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края.

Снова повторюсь, что Федеральные государственные требования (ФГОС ДО) ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

Потенциал детей старшего дошкольного возраста уникален. Именно в этом возрасте ребенок начинает замечать, запоминать всё, что связано с развитием народной культуры своего народа.

Можно заметить, что знакомство с русскими народными традициями, бытом, культурой происходит эффективно благодаря предоставлению различного материала детям.

Все народные игры практически исчезли из нашей жизни, поэтому стоит активно вносить дидактические материалы. Игра – главная деятельность ребенка в течение всего жизненного периода. Благодаря игре присутствуют радостные эмоции, которые обладают воспитательной силой. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность и умение самостоятельно решать поставленную задачу.  

Приобщение детей к истокам русской народной культуре происходит через такие дидактические игры: «Собери матрешку», «Свой дом у времени», «В русской избе», «Загадки русской избы», «Оденем куклу в русский народный костюм» и многие другие.

Рассмотрим несколько игр в развитии старших дошкольников.

Первой игрой является «Собери матрешку». Дидактической задачей которой считается закрепление знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики и выделять элементы украшения. В данной игре идет воспитание уважения и любви к народному творчеству. Материалами является иллюстрации матрешек, поделенных на несколько частей. Ход игры состоит из того, ребенок должен собрать матрешку из поделенных частей. Побеждает тот, кто собрал большее количество целых матрешек.

А в дидактической игре «Свой дом у времени» главной задачей является закрепление представления старших дошкольников по теме «Древность, старина, современность». Также присутствует развитие умений детей устанавливать пространственно-временные связи. Материалом игры являются иллюстрации разных видов домов: древняя изба, частный дом и таунхаус. Ход игры таков – ребенку нужно ответить на вопросы: «Что изображено на картинках?», «Как выглядело жилище в древности?», «А в старину?», «А сейчас?». Нужно расположить картинки в нужном порядке.

Таким образом, приобщение детей к русским народным традициям является упорным трудом. Именно благодаря многим наработкам в виде дидактических игр идет полное развитие духовности, нравственности, патриотизма у детей. Ребенок развивает в себе в дальнейшем культурную личность, которая будет находиться в социализации.

И, таким образом, изучив все компоненты, можно сказать, что произошло точное получение новой информации в художественной и культурной сфере жизни.

Было выявлено, что дидактические игры имеют важную роль в развитии у ребенка определенных ценностей, представления о доброте, храбрости, ответственности и гордости за свою Родину.

Основной особенностью дидактических игр было определено - это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Народная культура учит любить родную землю, относиться к ней с уважением, постигать всю красоту природы; способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Главным итогом можно подчеркнуть то, что мир детей стал богаче, чтобы в дальнейшем развить их знания в лучшую сторону по культуре, традициям и быту русского народа.

Список литературы

  1. Буренок К.В. Дидактические игры на тему: Знакомство с народной культурой и традициями / К.В.Буренок // Образовательная социальная сеть: электронный образовательный сайт. – 2018. – [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/04/didakticheskie-igry-na-temu-znakomstvo-s-narodnoy-kulturoy-i (дата обращения 21.02.2021).
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А./Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -- М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников /Н.Е Веракса, О.Р. Галимов / Москва: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  4. Галкина Е.Л., Нисловская Л.А. Русские народные традиции. Учебно-методическое пособие. – Москва, ФЦДЮТ, 2017, - 52 с.
  5. Гуляева Г.Н. Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» / Г.Н. Гуляева // МБ ДОУ Детский сад №33: электронный сайт. - [Электронный ресурс]. URL: http://ds33-nk.ru/?sad=groups&groups=04/metod_istoki (дата обращения 10.04.2021).
  6. Дружкова Н.И. Программа «Русские традиции» / Н.И.Дружкова // Образовательная социальная сеть: электронный образовательный сайт. — 2015. — [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/08/12/programma-russkie-traditsii (дата обращения:10.04.2021).
  7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. – Москва, Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в РОССИИ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова // Программа: Учеб.-метод.пособие Новокузнецк: 2016 – 62 с.
  9. Знакомим старших дошкольников с традициями русских народов / Копилка уроков: электронный учебный сайт. - [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/znakomim_starshikh_doshkol_nikov_s_traditsiiami_russkogho_naroda (дата обращения 10.04.2021).
  10. К соседям с любовью [Видеозапись] / реж. Василий Щербенко. – Ленфильм: Премьер-видеофильм, 2015.
  11. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  12. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  13. Минобрнауки РФ, Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования//Российская Газета. - М.: 25.11. 2013 г.- №6241.
  14. Пигасова О.Е. Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры» / О.Е. Пигасова // Образовательная социальная сеть: электронный образовательный сайт. – 2014. - [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/12/13/konsultatsiya-dlya-pedagogov-priobshchenie-doshkolnikov (дата обращения 05.04.2021).
  15. РФС, Альманах русской традиционной культуры / РФС // Журнал Русские традиции. Ансамбль «Ильинская пятница» — верность традиции. – 2019, Москва.
  16. Страхова Е.П. Интерактивные дидактические игры по приобщению детей к истокам русской культуры / Е.П. Страхова // Инфоурок: ведущий образовательный портал России. - [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/interaktivnie-didakticheskie-igri-po-priobscheniyu-detey-k-istokam-russkoy-kulturi-3817990.html (дата обращения 05.04.2021).
  17. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973- 208 с.
  18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. 2 том / К.Д. Ушинский // Собр. соч. – 1948. - [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/. (дата обращения 10.04.2021)
  19. ФГОС Дошкольное образование, URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 21.02.2021).
  20. Федеральный Закон N 273, Об Образовании в Российской Федерации // Российская Газета. - М.: - 31 .12. 2012 - №5976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа

Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый  момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы...

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...

культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа

статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русского народа

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна традициях русского народа Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое...

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....

"Ярмарка" -презентация Беседа для дошкольников по ознакомлению с бытом и традициями русского народа в живописи русских художников c использованием ЭОР

Ярмарка - это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с культурой и традициями русского народа на тему: "Как жили на Руси"

Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Основная цель занятия: формирование нравственно-патриотических качеств личности  через расширение и закрепление  ...