Конспект итогового занятия по ознакомлению с культурой и традициями русского народа на тему: "Как жили на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Мосолова Татьяна Сергеевна

Конспект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Основная цель занятия: формирование нравственно-патриотических качеств личности  через расширение и закрепление  знаний о России, быте и традициях русского народа. Для того, чтобы погрузить детей в   прошлое, заинтересовать темой, занятие включает использование икт, наглядных материалов, игр, оформления группы в  русском народном стиле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия   по ознакомлению с культурой и традициями русского народа   на тему: "Как жили на Руси"

Цель:  формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через  приобщение  к  русской национальной культуре.

Задачи:

  • закрепить и расширить знания детей  о  России,  быте и традициях русского народа;
  • формировать у детей представление о русской избе – жилище человека на Руси;
  • обогащать словарь детей народными пословицами, загадками.
  • развивать связную монологическую речь.
  • воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций. 

Ход:

Педагог. Ребята,  сейчас я прочту вам  стихотворение известного поэта  Владимира Степанова, а вы внимательно его прослушайте, а затем ответьте мне на вопрос: о чем это стихотворение? (на фоне видео с музыкальным сопровождением. Дети сидят на стульчиках).

Видео №1 Если долго – долго – долго

                   В самолете нам лететь,

                   Если долго – долго – долго 

                    В одну сторону смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

                          Мы увидим даль без края

                          Тундру, где звенит весна 

                           И поймем тогда, какая

                           Наша Родина большая,

                           Необъятная страна.

Педагог. Ребята,  о чем говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о нашей Родине  – России.

Педагог. Правильно. Автор говорит, что наша страна необъятная, большая. А так ли это на самом деле? Давайте послушаем ребят, которые готовились к нашему занятию.

Слайд №2

Ребенок. (Выходит к карте). Посмотрите на карту. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Вот как  много места она занимает (показывает).

Ребенок. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

Ребенок. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать целую неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Педагог. Молодцы, ребята, все правильно.  Наша страна большая, красивая  и  очень богатая. А чем же она богата? Давайте расскажем об этом с помощью картинок.

Слайд  № 3.

Дети. 1. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов.

2. Через всю страну протекает много рек. Самые большие: Енисей, Обь, Лена. А в реках много разной рыбы.

3. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые -  алмазы, руду, нефть

4. Россия славится добычей угля. Самые большие запасы находятся в Кемеровской области.

Педагог. А еще наша страна славится людьми, которые в ней проживают. Это и известные ученые, художники, писатели и простой трудящийся народ.

И все мы – русские люди  имеем свою историю,  традиции и обычаи.   Ребята, а что такое традиции?  

Педагог. Ребята, а вы хотели бы перенестись   в прошлое нашей страны, которая когда-то называлась Русью, чтобы посмотреть, как жили наши предки, да и себя проявить?

Дети. Да.

Педагог. Поможет нам в этом волшебное колесо истории ( хоровод). Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.

Музыка №1 Можно пальчиком потрогать

                      Самый краешек мечты,

                       К ней найти свою дорогу,

                       Непременно сможешь ты.

                       К ярким звездам все мы дети

                       В разноцветных снах летам,

                       Чтоб узнать, как жили предки,

                       В прошлое попасть мечтаем.

                       Раз, два, три, посмотри

                       В русской деревне оказались мы.

Звучит музыка №2

Слайд № 4.  (изображение русской деревни)

Педагог. Ребята, проходите, присаживайтесь поудобнее.

Русь деревянная — края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные песни поют.

Педагог. Ребята, почему Русь называют деревянной?

Дети. Потому что, всё было сделано из дерева: дома, посуда, мебель. 

Педагог. А почему дерево было самым распространенным материалом ?

Дети. Потому что  там, где жили люди, было очень много лесов, и они могли его легко использовать для построек.

Слайд №5   (Русская изба)

Педагог. Правильно.  А кто знает, как  назывались дома рубленные из бревен?

Дети. Дома называли избами. 

Педагог. Ребята,  скажите,  бревна каких деревьев использовали для  постройки изб и почему?

Дети.    Избы строили из сосен и елей, потому что бревна этих  деревьев  самые прочные. В такой избе всегда было тепло и уютно, в снежные метели да вьюги, а летом, наоборот, в жаркие дни прохладно.

Слайд №6  (Стройка)

Педагог. В старину говорили не «строить», а «рубить» избу. Дело это не легкое. Народ со всей деревни приходил на помощь соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.

Педагог.  А давайте  и мы  немного поработаем.

Пальчиковая  игра «Строители»

Я хочу построить дом,
(Руки над головой «домиком».)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла.
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
(«Стряхивающие» движения.)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Слайд №7 (Изба с крыльцом)

Педагог. В избу вели деревянные ступеньки. Когда гости входили в нее, то должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

- А как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Отгадайте загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает

Что дают – глотает».

Дети.  Печка.

Слайд №8 (Печка в избе)

 Педагог. Правильно. Чаще всего печка располагалась справа или слева от дверей и занимала большую часть избы. Печь в крестьянской семье любили все.

- Как вы думаете почему?

        Слайд №9 (Печка рисунок)

Дети.  Печь  обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Печка – деревенская кормилица.

Педагог.  Чем могла накормить печь своих хозяев?

Дети. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Слайд №10  (горница)

  Педагог.   В горнице  - самой просторной и светлой комнате хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи
               Гостей в горнице прими!

     Музыка №3

Слайд №11  (Хлеб-соль)

Педагог. А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает.

 (выходит девочка в русском народном костюме под музыку с караваем на рушнике)
Девочка. Дай Бог тому,
                  Кто к нашему двору,
                  Дорогим гостям,
                  Милым детушкам.

                  Угощайтесь, гости дорогие!

Педагог. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство.

В давние времена на Руси, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на который  ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Слайд №12   (с президентом В.В. Путиным)

Традиция хлебосольства сохранилась до наших дней.

Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом?

Слайд с хлебом №13

Дети. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому он ценился больше всего.

  Педагог. Молодцы, ребята, все верно. Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят и пословицы. Давайте поиграем. На экране или   появятся картинки, а вы должны отгадать, какая пословица о труде спрятана  в них.

Слайды 14, 14.1,14,2 и т.д..

Игра «Отгадай пословицу о труде»

Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Рабочие руки не знают …скуки.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Землю красит солнце, а человека труд.

Слайд труд №15

Педагог.  С весны до осени усердно трудились  люди:

Похали землю, сеяли, выращивали пшеницу, жали ее,

 № 15.1 молотили ее,

 № 15.2. трудились на покосах: косили траву, метали стога,

а в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. А  не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

- Собирайся детвора, ждет вас русская игра.

Музыка №4  (Звучит русская народная музыка). 

Х/И  «Золотые ворота».

 Педагог. Как только заканчивались полевые работы, и наступала зима, собирались  люди в большой избе.

         Видео фрагмент№16

 Здесь они: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины,  а чтобы работа кипела и была в радость, рассказывали сказки, пели песни, обменивались шутками – прибаутками. Такие вечера назывались посиделками. Посиделки не обходились без игр на сообразительность. Ребята, а вам нравятся такие игры? Тогда давайте поиграем.                  

Игра называется «Раньше и теперь»

Педагог. Ребята, возьмите планшеты. Посмотрите, сверху на листе изображены предметы старины, а внизу те, которыми мы пользуемся сейчас. Вам нужно  соединить линией по два предмета так, что бы проследить путь каким предмет был, и каким стал в современном мире.  (выполнение работы). А теперь поменяйтесь с соседом планшетом и проверьте правильность выполнения работы.

Педагог. Все ли  правильно соединили картинки? А теперь давайте  назовем предметы. Начнем с первой картинки. Ева начинай. (Затем следующий ребенок).

•  Раньше носили лапти, а сейчас…   (Сапоги)

•  Раньше в печи готовили, а сейчас…    (На плите)

•  Раньше на лавках спали, а сейчас… (На кровати)

•  Раньше воду из колодца носили, а сейчас…    (Из крана льется)

•  Раньше в сарафанах ходили, а теперь…   ( В платьях)

•  Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше…   (В сундуках)

•  Раньше носили лапти, а сейчас…   (Сапоги)

•  Раньше в печи готовили, а сейчас…    (На плите)

•  Раньше на лавках спали, а сейчас… (На кровати)

•  Раньше воду из колодца носили, а сейчас…    (Из крана льется)

•  Раньше в сарафанах ходили, а теперь…   ( В платьях)

•  Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше…   (В сундуках)

•  Раньше носили лапти, а сейчас…   (Сапоги)

•  Раньше в печи готовили, а сейчас…    (На плите)

•  Раньше на лавках спали, а сейчас… (На кровати)

•  Раньше воду из колодца носили, а сейчас…    (Из крана льется)

•  Раньше в сарафанах ходили, а теперь…   ( В платьях)

•  Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше…   (В сундуках)

  • Раньше носили лапти, а сейчас…   (Сапоги)
  • Раньше в печи готовили, а сейчас…    (На плите)
  • Раньше щи варили в чугунке, а сейчас… (в кастрюле)
  • Раньше воду из колодца носили, а сейчас…    (Из крана льется)
  • Раньше в сарафанах ходили, а теперь…   (В платьях)
  • Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше…   (В сундуках)

Педагог.  Все верно, ребята. Какие вы молодцы!  

                   А ведь у меня тоже есть сундук.

                   Отопру сейчас замок и открою сундучок.

                  Что под крышкою хранится? Может, нам это сгодиться?

Педагог достает ложку. Что это ребята? Правильно это ложка. Но ложка это не простая. Это «Ложка-говорунья».  Она подсказывает мне, что наше путешествие подошло к концу и хочет услышать от вас ответы на мои вопросы.  

У кого в руках окажется ложка, тот и ответ держать будет.

Итог занятия.

Вопросы:

  1. Ребята, куда мы  сегодня  с вами путешествовали?
  2. Почему Русь называют деревянной?
  3. О каких обычаях и традициях  мы говорили на занятии?
  4. Какая традиция или обычай запомнился больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в лес с куклой Машенькой»

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе....

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Чистый воздух»

Конспект итогового занятия по ознакомлениюс окружающим миром в подготовительной               группена тему: «Чистый воздух»...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во средней группе на тему: "Культура и традиции русского народа""

1. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью, фольклором  и прикладным искусством русского народа.2. Формировать представления детей о возникновении и развитии древней Руси.3. Совершенствовать ...