«Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ирина Александровна Тырышкина

Конспект занятия по познавательному развитию  детей среднего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239» города Барнаула

(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)

Конспект занятия по познавательному развитию

детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Как звери готовятся к зиме»

        Составитель: воспитатель

        Тырышкина И.А.

Барнаул, 2020

Цель: расширить представления детей об образе жизни зверей поздней осенью и зимой.

Задачи:

Обучающие:продолжать знакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме;

Развивающие:формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и повадками, поведением животных.

Воспитывающие:воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать «братьям нашим меньшим».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Дикие животные наших лесов»; беседа о диких животных; отгадывание загадок о диких животных; д/и «Чей домик?», «Кто где живет?»; лото «Дикие животные»; чтение стихотворений и рассказов о диких животных (Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Бианки).

Словарная работа: белка – шустрая, трудолюбивая, запасы (орехи, грибы, желуди), дупло; заяц – трусливый, пугливый, серый, белый; медведь – неуклюжий, косолапый, неповоротливый, берлога; еж – колючий, храбрый; лось – большой, быстрый, сильный; волк – быстрый, сильный, злой; лиса – рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, нора; хищники, травоядные.

Оборудование и материалы:компьютер, проектор, экран, презентация «Как звери готовятся к зиме», открытки с загадками, д/и «Дикие и домашние животные».

Ход занятия

Вводная часть

Педагог: здравствуйте ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей уютной группе светло и тепло. Поэтому, я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Педагог: ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, ко мне подлетела сорока и передала красивые открытки.

Педагог:

От кого пришли открытки

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать!

Педагог:

Слушайте внимательно!

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают.

Когда это бывает?  (Осенью)

Педагог: молодцы, ребята! А что еще происходит в природе осенью?

Дети: листья с деревьев опадают, трава пожелтела, цветы отцвели, птицы улетают в теплые края, все чаще идут дожди и дует холодный ветер.

Педагог: а как ведут себя люди в такую осеннюю погоду?

Дети: одеваются теплее – сапоги, шапки, куртки.

Слайд №2 (как люди одеваются в осенний период времени)

Педагог:

Правильно, ребята! В такую сырую холодную погоду люди одеваются теплее, идут быстро. Им хочется по – быстрее дойти до дома, и согреться в уютной комнате.

Основная часть

Педагог:

Ребята, а ведь не только люди готовятся к зиме, но и животные. Каких животных вы знаете?

Д/и «Домашние и дикие животные»-разложить карточки по местам обитания животных: домашние – в деревню, дикие – в лес.

Педагог:

Ребята, чем отличаются дикие животные от домашних?

Дети:

За домашними животными ухаживает человек,  они живут в хлеву, а дикие живут в лесу, сами добывают пропитание и обустраивают жилище.

Педагог:

Ребята! У нас еще есть открытки. Слушайте, внимательно.

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?.. (Белка)  

На слайде №3-4 открывается иллюстрация белки

Педагог:

Что вы знаете, о белочке, как она готовится к зиме?

Дети:

Меняет шкурку с рыжей на серую и более теплую, устилает в дупле гнездо сухой травой и мхом, прячет в дупла, щели шишки, орехи, желуди, грибы.

Педагог:

Следующая открытка

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках… (Заяц)

На слайде №5 открывается иллюстрация зайца

Педагог:

Расскажите про зайчика, как он готовится к зиме?

Дети:

Меняет свою летнюю серую шубку на теплую и незаметную – белую. Запасов на зиму не делает. Грызет кору деревьев, молодые побеги. Дома не имеет – спит в снегу поделками

На слайде №6 открывается среда обитания зайца

 Он из леса вышел снова,

 Не олень и не корова.

 Повстречаться с ним пришлось

 Познакомьтесь, это… (Лось)    

На слайде №7 открывается иллюстрация лося в лесу

Педагог:

Расскажите, что вы знаете о лосе.

Дети:

Лось большое животное на высоких стройных быстрых ногах с красивыми рогами. На зиму лось не готовится и запасы не делает. Питается травой, молодыми побегами деревьев.

Педагог:

А если зима удается снежная, лосям очень сложно передвигаться по сугробам и добывать пропитание, то им помогают люди – лесники, которые развешивают приготовленные с лета и осени веники, раскладывают в кормушки сено. Животные приходят и питаются.

На слайде №8 изображены кормушки для животных

Физкультминутка

Скок-поскок, скок-поскок,  (прыжки)

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть, (присели)

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок. (прыжки)

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Педагог: ребята, вы такие быстрые и ловкие, ни чуть не устали и не запыхались. Я предлагаю отгадать следующую загадку:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

На слайде №9 появляется иллюстрация медведя

Педагог:

И эту загадку вы отгадали, молодцы! Ребята, я уверена, что вы знаете, как медведи готовятся к зиме! Расскажите!

Дети:

Он все лето и осень ловит рыбу в реке, ест много ягоды, мед и накапливает жир к  зиме. В конце осени медведь находит себе место под деревом, где много листвы и веток, устраивается и засыпает. Его заметает снегом и получается берлога, в которой медведю тепло.

На слайде №10 изображено как медведь добывает себе пропитание

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

На слайде №11 появляется иллюстрация ежа

Педагог:

Правильно, ёж. А как ежи готовятся к зиме?

Дети:

Ежи, как и медведи, впадают в спячку, нагуляв жир. Они охотятся за змеями, мышами, жуками, гусеницами; едят ягоды и фрукты. Осенью они находят удобную  ямку под деревом, устилают ее сухой травой и мхом, заворачивается в листья и засыпает до теплой весны, засыпанные снегом).

На слайде №12 появляется иллюстрация ежа на охоте

Педагог:

Ребята! У меня остались две открытки. И они тоже очень интересные! Узнаем о ком они?

Слушайте!

Рыжая плутовка

Обманывает ловко!  (Лиса)    

На слайде №13 появляется иллюстрация лисы

Педагог:

Что вы уже знаете о лисе?

Дети:

Что у лисы шубка к зиме линяет и становится теплее. Лиса может даже лежать на снегу. Но у нее есть дом – нора. В норе ей еще теплее. Лиса-враг мелким зверькам. Она охотится на зайцев, мышей, птиц.

На слайде №14-15 изображена лиса на охоте

Педагог:

А вот еще один враг зверям в лесу.

Серый, злой, голодный рыщет,

На обед зверюшек ищет.

Как найдет – зубами – шелк!

Догадался, это…(Волк)

На слайде №16 появляется изображение волка

Педагог:

Ребята! А вы что-нибудь знаете о волках? Расскажите.

Дети:

Волк, как и лиса, хищник. Он тоже не боится мороза, потому что поменял летнюю шубу на теплую, зимнюю, полинял. Дом волка – логово. Охотятся волки стаей на больших зверей – оленей, лосей, кабанов. Съест зайца и птицу.

На слайде №17 появляется изображение волка на охоте

Педагог:

Вот мы с вами и прочитали все открытки! Зима, ребята, сложное время года не только для людей, но и для животных. Потому человек и должен помогать пережить зиму братьям нашим меньшим. А кто скажет, как мы можем помочь?

Дети:

Поставить кормушки с сеном для животных.

Стремись животным помогать,

Они ведь – братья наши!

Стремись чуть-чуть добрее стать,

Мир этот сделать краше!

Заключительная часть

Педагог: молодцы ребята, вы очень здорово справились со всеми заданиями от сороки – белобоки, теперь я буду уверена, что вы точно знаете, как дикие звери готовятся к зиме.

Ребята, а что нового вы узнали сегодня?

Важна ли для вас эта информация?

Зачем мы с вами беседовали о том, как животные готовятся к зиме?

Как это нам пригодится в жизни?

Ребята, что было самым трудным в сегодняшнем занятии, и почему?

Что вам понравилось больше всего?

Педагог: я всем вам желаю быть добрыми и отзывчивыми, заботиться о родной природе. На этом наше занятие подошло к концу.

Список используемой литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 65 с.
  2. Гудинов В.В. Тематические загадки для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"

Программное содержание. 1.            Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...

" Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Открытое занятие по экологии в средней группе по теме "Как звери готовятся к зиме"

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитыват...

« Как звери готовятся к зиме?»

Систематизировать (расширять)  знания детей о жизни диких животных; Знания о том, как звери готовятся к зиме....

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: "Как звери готовятся к зиме"

В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как звери готовятся к зиме" дети учатся устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных - лесны...