Мастер-класс для воспитателей "ДОУ" и родителей "Познаём мир по звукам"
учебно-методический материал по окружающему миру

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам метод познания окружающего мира через слуховое восприятие, который я широко использую в своей практике. Несмотря на то, что 80% информации человек получает, благодаря зрению, слух гораздо сильнее действует на эмоции, а эмоционально окрашенная информация легче проникает на уровень подсознания и лучше усваивается.Умение ребёнка сосредотачиваться на звуке или слуховое внимание - очень важная особенность в развитии, без неё невозможно красиво говорить и грамотно писать. Наш мир соткан из звуков.Они идут отовсюду, и даже сама планета Земля звучит.И в этом мы с вами скоро убедимся. Вы, конечно, знаете, почему Землю называют голубой планетой?(Ответы) А как вы думаете, у воды есть свои звуки, и можем ли мы по ним что то узнать? Давайте поиграем в игру "Послушай и вообрази".Закройте глаза и представьте, что вы каким то волшебным образом телепортировались из этого зала далеко - лалеко, но куда?Отгадайте по звуку.(Включается "Шум прибоя")Что вы слышите? И где мы с вами оказались?(Ответы.Показ картинки)Снова закройте глаза.(Включается"Журчание ручья")А теперь что вы слышите? И где же мы с вами оказались?(Ответы.Показ картинки).Давайте ещё раз закроем глаза.(Включается "Шум водопада")Что за мощный звук такой?Какое место вы себе представляете?А далеко вы от водопада или совсем близко к нему?(Ответы)Почему вы так решили?(Ответы.Показ картинки)Молодцы! Значит, что могут подсказать нам звуки воды?(Место,где мы находимся или ориентир) Продолжим игру.Давайте послушаем ещё.Закрывайте глаза.(Включается звук капели)Что это?(Ответы)Мы можем отгадать,в какое время года мы попали?(Ответ.Показ картинки). Следующая загадка(Включается "Стук дождя")Что вы слышите?(Ответ)Когда это можно услышать?(Ответ.Показ картинки)Послушаем дальше(Включается "Треск расколовшегося льда")Что вы услышали?(Ответы.Показ картинки) А сейчас?(Включается скрип снега)(Ответ.Показ картинки) Вы догадались,в какое время года мы вернулись? Казалось бы, простая вода, а сколько форм и звуков, и сколько всего мы можем узнать,внимательно вслушиваясь в эти звуки. А теперь давайте послушаем почву - ценнейшее богатство нашей планеты.Неужели и она может звучать?Послушайте и скажите, что бы это могло быть?(Включается чавканье грязи под сапогами)Мы можем что то сказать о погоде?(Ответы.Показ картинки) (Включается" Звук почвы при перекопке)Что вы слышите? А в каком темпе производятся действия?(Ответы) Кроме впадин,заполненных водой и называемых водоёмы, и ровной поверхности более или менее плодородной почвы есть на планете Земля огромные и не очень возвышения, которые то поодиночке, то целыми колоннами, хребтами выстраиваются, преграждая путь странникам.Это горы.А что такое горы?(Ответы).А иногда эти гигантские камни, расколовшись на куски, падают с огромной высоты.Как называется это явление?("Камнепад") Я предлагаю вам поиграть в игру "Шагаем по звукам камнепада"(Демонстрация звуков падающих камней)Послушайте, эти звуки одинаковые или разные? Почему?Я буду озвучивать камнепад.Для каждого из вас есть таблицы с клетками и геометрическими фигурамм.Выберите себе камешек вместо фишки.Сейчас вам предстоит делать ходы по клеткам (эта игра вам знакома), но только вместо чисел вы будете слушать и считать звуки падающих камней, а потом указание направления, куда нужно шагать.Например,(показ) от треугольника (4 раза)направо, потом(2 раза)вниз и т.д.Условия понятны?Начинаем.(Проводится игра) А теперь давайте сверим наши результаты.На клетке с изображением какой фигуры и какого цвета остановился ваш камень? Молодцы! Вы показали, что умеете слышать свою планету.Не так давно учёные с помощью высокочувствительной техники на околоземных спутниках смогли расслышать и даже записать голос космического тела планета Земля.Послушайте, какую таинственную, необыкновенную песню поёт наша планета.(Включается видео "Звук планеты Земля") Итак, я представила вам пример использования метода познания окружающего мира через слуховое восприятие, с помощью которого решала следующие воспитательные и образовательные задачи: - развитие слухового внимания; - развитие аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия методом сенсорной интеграции; - развитие умения прислушиваться к неречевым звукам, различать их по степени громкости(силе), местоположению из источника, частоте; - развитие воображения, фантазии, логического мышления; - развитие речи(умения правильно подбирать предлоги("вблизи водопада","возле ручья" и т. д.), глаголов, обозначающих звучание, и существительных, обозначающих звук; - воспитание внимательного отношения к природе, экологической культуры, любознательности, познавательного и творческого интереса к окружающему миру. Используя этот метод, можно также обогатить представления детей о живой природе, о природе различных климатических зон и ареалов("Звуки джунглей","Звуки русского леса", "Звуки моря"), можно развивать навыки безопасного поведения("Звуки городских улиц","Крошка крот заблудился"); расширять представления детей о профессиональных особенностях и жизнедеятельности людей различных социальных структур("Как звучат профессии?","Звуки моей деревни"); можно решать задачи воспитания толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: "Загадки волшебных звуков"

Любой инструмент, пусть даже самый простой, может всегда найти свое место в оркестре и звучать красиво, дополняя звучание других инструментов....

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

Мастер – класс с педагогами «Создание интерактивных игр по автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов: интерактивные игры для работы с детьми....

Мастер-класс для детей и родителей «В гости к звукам [Р] и [Л]».

Мастер-класс для детей и родителей   «В гости к звукам [Р] и [Л]».Автор –составитель:Учитель-логопед первой квалификационной категорииМАДОУ д/с № 149 г. ТюменьОксана Виталь...

Мастер-класс на тему: "Игры и упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с диагнозом ОНР с применением современных технологий".

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста содержит эффективные приёмы для преодоления нарушения звуко-слоговой структуры слова....

Мастер-класс на Аукционе авторских игр «Познаём, играя. Знакомство с развивающей игрой «Ёлочка»

Игра развивает эстетическое и цветовое восприятие, память, внимание, пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику....