нод познавательной деятельности "Милости просим гости дорогие" в подготовительной группе 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Седых Татьяна Павловна

Воспитанники в игровой форме познакомятся с убранством  и бытом русской избы.. Они смогут окунутся в прошлое Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Тема: «Милости просим, гости дорогие»

Цель: закрепить и систематизировать представления о быте русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской      семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о русской народной культуре.
  • Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи.
  • Продолжать учить делать выводы.

Развивающие:

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, к русскому фольклору, расширять кругозор детей.

ВИД НОД: интегрированная (познавательно – развлекательное)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое  развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методические приёмы: 

*игровой (использование сюрпризного момента: переодевание в русскую народную одежду, игры);

* наглядный (декорации: русская изба, печка, сундук, стол и посуда, корзинка);

* словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки, пословицы);

* поощрение детей.

Средства реализации: сундук, русская народная одежда (Сарафаны, рубахи косоворотки), деревянный конструктор (бруски, призма), цветная занавеска, полка с посудой, колыбель, пупс, прялка, сито, самовар, чугунок,  ухват, рубель, валёк, половик, полотенце, икона, полка, лампадка, печь, поленья, ложки, прялка, клубки ниток, обруч, 2 корзинки, стол, лавки, угощение (баранки)

Иллюстрации: дерево лиственница, чугунок – кастрюля, самовар – чайник, свечка – электрическая лампочка, печка – газовая плита, колодец – водопроводный кран, рубель – утюг, лапти – сапоги

Аудиозаписи: народная песня «Барыня», танец  с ложками.

Предварительная работа: просмотр презентации «Старинные предметы домашнего быта», заучивание колыбельных песен, русские народные подвижные игры, прослушивание русских народных песен, рассуждение по пословицам, чтение русских народных сказок, игра «Русская изба», игра на музыкальных инструментах.

Ход НОД:

  1. Вводная часть (мотивационно-побудительный этап)

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать и почему?

Вы когда-нибудь путешествовали в прошлое.

Что такое прошлое? (Прошлое – это то, что уже прошло и никогда не вернётся).

Воспитатель: Чтобы попасть нам в прошлое, нам нужна машина времени или портал.  

И я знаю предмет, который нам поможет. Отгадайте загадку.

Прячет бабушка в нем вещи

                                                     сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут …  (сундук)

Давайте представим, что сундук – это портал (машина времени), который поможет нам  попасть в прошлое.

(Дети открывают сундук, надевают атрибуты русского народного костюма)

Воспитатель: Что мы с вами надели, ребята? Но это не простая одежда, а какая? (русская народная)

Воспитатель: Правильно, так одевались раньше люди на Руси. И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.

Воспитатель: «Видел я предметы быта
                          Из ожившей старины.
                          Для меня теперь открыто
                          Прошлое моей страны!»

  1. Проблемно – поисковый

Хозяйка (воспитатель) избы встречает детей у входа в избу.

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на порог — хозяину радость.

Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (Чтобы жить в нем).

Воспитатель: Как мы себя чувствуем дома? (Нам дома хорошо, тепло, уютно)

Воспитатель: На Руси дом называли ИЗБА. Ребята, а знаете, как люди строили свои избы?

А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил, - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такую избу из деревянных бревен. 

«Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Воспитатель: Что же значит «рубить избу»? (Построить ее при помощи топора) .

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

                                                        Неколючие иголки,

                                                        Но, в отличие от елки,

                                                        Опадают те иголки» (лиственница)

Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. Избы строили только мужчины, они собирались все вместе и помогали строить друг другу. 

Игра «Построим дом»

(дети из брусков сообща строят дом или пальчиковая гимнастика)

«Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу.

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том».

Воспитатель: Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. Когда дом был готов, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня».

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

  Зимой горит,

    Рот открывает,

                     Что дают – глотает» (печь)

Воспитатель: Печь - это сердце дома. «Дом без печки не жилой дом!» - так говорили в народе. В народе печку называли ласково: кормилица, красавица, матушка.

А почему ее так называли? (ответы детей).

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

Воспитатель: Печь не только кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Воспитатель: Давайте и мы с вами печь затопим. Чем будем топить? (дровами). 

Ой, ребята, дрова то заканчиваются. Надо в лес сходить. Да дров напилить.

Игра «За дровами»


За дровами мы идём

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)


Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)


Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)


А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)


После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Воспитатель: Молодцы, помощники!

«В нашем доме топят печку,

в небо дым идет столбом».

Воспитатель: Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Воспитатель: Как назывался это угол? (Бабий кут)

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите, что на полке стоит?

Воспитатель: Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.

Воспитатель: Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Воспитатель: Слышите, ребенок плачет, надо его покачать и колыбельную спеть. Кто успокоит ребенка?

(ребенок укладывает малыша спать)

Воспитатель: Пока малыш спит, хозяйка может много дел переделать.

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. 

1.Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2.Новая посудина, а вся в дырках (Сито).

Воспитатель: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Мыши проказницы в муку горох натаскали. Как нам его убрать?

Игра «Просеем муку через сито»

Дети по очереди пробуют просеять муку через сито.

Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,

                        Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт»  (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

3.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

4.Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка).

Воспитатель: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Посмотрите, клубочки рассыпались. Давайте поможем их собрать.

Игра «Собери клубочки»


Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет

Воспитатель: Из ниток женщины вязали, на специальных ткацких станках ткали половики (показать) и ткали ткань, из которой шили одежду. 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а на Руси гладили одежду? Чем?

Воспитатель: А как же гладили одежду, когда человек ещё не научился изготавливать предметы из металла?

Воспитатель: В нашей избе есть предметы для глажения белья. Они деревянные. Найдите их.

Воспитатель: Один из предметов – рубель, второй – валёк. Рубель – толстый деревянный брусок с рифленой поверхностью. Бельё наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань. Давайте погладим ткань, как гладили много веков назад наши предки. Для этого мы возьмём валёк и наш холст. Наматываем холст на валёк. Сверху рубелем раскатываем ткань.

Воспитатель: Кто хочет попробовать погладить ткань таким способом? Тяжело было гладить бельё?

Игра «Погладим бельё»

(дети гладят полотенце)

Воспитатель: Самое главное место в избе - «красный угол». «Красный угол» - самое почетное место в доме. Его убирали вышитыми полотенцами Само название угла «красный» означает «красивый». Раньше все красивое называли красным (красная девица, красный молодец). Здесь на специальной полке стоят иконы, хранятся богословские книги, лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Когда гость заходил в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам. Образа – это иконы. Потом гость здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. А в обычные дни во главе стола, во главе семьи сидел хозяин.

Воспитатель: Как назывался этот угол? (показать)  Почему его так называли? 

Воспитатель: Русский народ славился своим гостеприимством.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое гостеприимство? (ответы детей).

Воспитатель: Да, дети, гостей с радостью встречали, угощали всем, что было у хозяев – каша, щи, квас, кисель.

Воспитатель: Есть такая поговорка:

Все, что есть в печи – на стол мечи.

Воспитатель: И, конечно же, не обходилось без чая.

Пили чай из самовара. И называли это чаепитием.

Воспитатель:  Что такое чаепитие?

Воспитатель: К чаю подавали сушки, сухари, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки пили чай не просто из чашек или стаканов, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко пальцами.

Воспитатель: И для вас, гости дорогие, приготовлено угощенье – печенье да варенье.

  1. Рефлексивно – корригирующий

Понравилось вам ребята в прошлом?

С чем мы познакомились?

Что мы делали? (кашу варили, играли, танцевали)

А что особенно запомнилось? 
А вы бы хотели пожить в такой избушке? 
А почему? 

В заключении поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т.е. чем его заменили)

  • Чугунок – кастрюля
  • Самовар – чайник
  • Свечка – электрическая лампочка
  • Печка – газовая плита
  • Колодец – водопроводный кран
  • Рубель – утюг
  • Лапти – сапоги

повторение, закрепление и систематизация знаний;

  •  проверка осмысления отдельных элементов целостной системы понятий;
  •  восполнение пробелов в знаниях на основе контроля и оценки;
  •  подведение итогов изучения темы, формулирование выводов.

Средства реализации: сундук, русская народная одежда (Сарафаны, рубахи косоворотки), деревянный конструктор (бруски, призма), цветная занавеска, полка с посудой, колыбель, пупс, прялка, сито, самовар, чугунок,  ухват, рубель, валёк, половик, полотенце, икона, полка, лампадка, печь, поленья, ложки, прялка, клубки ниток, обруч, 2 корзинки, стол, лавки, угощение (баранки)

Иллюстрации: дерево лиственница, чугунок – кастрюля, самовар – чайник, свечка – электрическая лампочка, печка – газовая плита, колодец – водопроводный кран, рубель – утюг, лапти – сапоги

Аудиозаписи: народная песня «Барыня», танец  с ложками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

Развлечение: "Милости просим, гости дорогие"

Развлечение для младшейгруппы на тему: Русская изба...

Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»

Конспект занятия в музее "Русская изба" для  детей старшей-подготовительной группы....

Конспект занятия по кружковой деятельности. "Милости просим гости дорогие"

Конспект занятия по кружковой деятельности в младшей группе на тему: "Милости просим гости дорогие" В данном конспекте можно проследить знакомство детей с русской избой и бытом наших пр...

Интегрированное занятие в средней группе «Милости просим гости дорогие»

Интегрированное занятие в средней группе«Милости просим гости дорогие»Цель: расширять представления о семейных традициях.Задачи:  -конкретизировать понятия  «традиция»...

Развлечение «Милости просим гости дорогие»

РазвлечениеВо второй младшей группе.«Милости просим гости дорогие»1. Продолжать знакомить детей с устным  народным творчеством: потешкам, прибауткам.2. Прививать интерес к музыкальной...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Милости просим, гости дорогие».

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитаниюТема: «Милости просим, гости дорогие». Подготовила: воспитатель Аникьева Г.И  II группа раннего возраста...