Исследовательско - творческий проект "Тайны снежинки" (подготовительная гурппа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Александровна Герасименко

Развивать познапвательный интерес детей через исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelsko.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-творческий

проект

                                   в подготовительной  группе

«Тайны снежинки»

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой —
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают…
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Е. Шукевич)

Актуальность.

Очень красиво зимой, когда идет мягкий, пушистый снег. Снежинка – одно из самых прекрасных созданий на земле. Во время прогулки на участке детского сада дети ловили снежинки на ладошки, рассматривали форму снежинок. Любовались ими. А так как детям нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, то появилось много проблемных вопросов:

- как появляются снежинки?

- почему снежинки прозрачные, а снег белый?

- почему снежинки имеют разную форму?

Мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. И поэтому мы решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят. Так появилась идея создания проекта «Тайны снежинки».

Гипотеза: если познакомиться со свойствами снега, то можно раскрыть некоторые его тайны и определить его значение в природе и для человека.

Вид проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный, групповой.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель: развивать познавательный интерес детей и расширять знания о явлениях неживой природы в зимний период через исследовательскую и продуктивную деятельность; изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

- изучить строение, форму, свойства снежинок;

- расширять представления о сезонных изменениях в природе в зимний период;

- учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;

- развивать связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;

- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;

- учить создавать снежинку, используя различные виды художественной деятельности ;

- способствовать развитию интереса к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и применять полученные знания и умения в самостоятельной активной деятельности.

Предполагаемый результат: В ходе реализации данного проекта у детей расширяются знания о явлениях неживой природы. Поисково-познавательная деятельность будет способствовать развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск ее решения. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение снега, у детей формируются естественно научные представления об объектах неживой природы, а также учатся делать выводы и аргументировать их. Дети станут более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе.

Реализация проекта предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

- целенаправленности процесса воспитания;

- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

- единства содержания форм и методов работы;

- личностно - ориентированного подхода;

- сотрудничества детей, педагогов и родителей;

- доступности;

- системности и последовательности.

Методы и приёмы:

- экскурсии по территории детского сада;

- беседы;

- наблюдения;

- игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов;

- продуктивная деятельность.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Постановка проблемы, обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов, подбор познавательной, художественной литературы, подбор обучающих, познавательных видеофильмов, мультфильмов.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о явлениях неживой природы, реализация перспективного плана.

III этап – заключительный.

Оформление проекта в виде презентации, выставка «Волшебная снежинка»,

Открытое итоговое занятие «Тайны снежинки».

Перспективный план по реализации проекта «Тайны снежинки».

Беседа «Что такое снег».

Рассказ педагога « Как рождается снежинка».

Просмотр обучающих видеофильмов о снежинках.

НОД «Откуда берутся снежинки»

Наблюдение за снежинками на прогулке с последующим экспериментированием:

- определить, где быстрее тает на руке или на варежке.

- почему снежинка прозрачная, а снег белый.

- беседы «Почему снежинка тает в тепле»,

- дидактические игры « Найди две одинаковые снежинки», « Найди снежинку» (ориентировка в пространстве)

- конструирование из палочек.

Проведение экспериментов:

- «Соленая снежинка» - выращивание кристаллов из соли.

- таяние льда под воздействием соли.

- почему снег белый.

- можно ли пить талую воду.

2. Социально-коммуникативное развитие

Игра-путешествие “Тайна снежинки”.

Игровое упражнение “Подуй на снежинку”.

Игровое упражнение “Скажи комплимент снежинке”

Лэпбук «Зима» (коллективные игры, ОБЖД зимой)

«Магнитные истории. Времена года»

3. Речевое развитие

ЧХЛ на тему: «Где рождается снег», «Как образуются снежинки».

Сказки о снежинках.

Чтение, заучивание наизусть стихов, загадок, пословиц, поговорок о снежинках.

Речевая игра «Снег-снежок» (родственные слова)

4. Художественно-эстетическое развитие

Рисование, аппликация, пластилинография, поделки из ватных палочек «Такие неповторимые снежинки»

Музыкально-художественное творчество;

«Льдинки» муз.-игра;

Рассматривание иллюстраций, картин о зиме.

5. Физическое развитие

Подвижные игры: "Веселые снежинки",

"Мороз - Красный нос"

"Снежная карусель"

Забавы со снегом; участие детей в создании построек из снега.

Физминутки: «С неба падают снежинки»

«На дворе у нас мороз»

«Снежинки»

Пальчиковая гимнастика: «Ветер тучу мельницу…»

«Снежинки»

«Мы во двор пришли гулять»

Взаимодействие с семьей.

- Привлечение родителей к выставке «Волшебная снежинка».

- Консультация «Интересные опыты со льдом и снегом в домашних условиях».

- Помочь в сборе материалов для экспериментирования и творчества.

Приложения.

В ожидании чуда, даже самые простые предметы становятся в нашем воображении, живыми, волшебными и сказочными. Только под Новый год обычные снежинки могут стать бабочками, звёздочками, пушинками, живыми «балеринками». Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые!

Стихотворения о снежинках.

Снежинки

Ёжик смотрит на снежинки.
«Это, — думает, — ежинки…
Белые, колючие
И к тому ж — летучие».

Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
«Ишь какие смелые
Эти мухи белые!»

Заяц смотрит на снежинки:
«Это заячьи пушинки…
Видно, заяц — весь в пуху —
Чешет шубу наверху».

Мальчик смотрит на снежинки:
«Это, может быть, смешинки?..»
Не поймет он, почему
Очень весело ему.
( Андрей Усачев )

***Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой —
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают…
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает? (Е. Шукевич)

Снежинки

Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.

Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
(С. Баруздин)

Снежинки

Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?
Какая беда!
Пропали снежинки,
В ладошке у Нинки
Только одна вода!
(М. Клокова)

***

Весёлые снежинки —
морозные пушинки
Танцуют и смеются,
в ладошки не даются.
Я с трудом одну поймал,
рассмотрел и подышал.
Вмиг растаяла она —
только капелька видна.
За другими побежал
и в большой сугроб упал.
Вылез я в снежинках весь,
их в руках теперь не счесть.
(Зубаненко Л.)

***

Плавно снежинка
спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько:
«Меня ты не тронь.
Дунь осторожно,
и я улечу —
К синему небу
подняться хочу.»
Первый пушистый
и белый снежок —
Светлое зимнее чудо, дружок.
(Луны Ф.)

***

Белые снежинки,
Как пластинки – льдинки,
В воздухе кружатся,
Мне на нос ложатся.
Жарко на моём носу,
Я их от тепла спасу,
Спрячу свой горячий нос,
Если только в нём вопрос.
Мне снежинки дороги,
Ты им тоже помоги:
Пусть они летают,
До весны не тают.
(Живой С.)




Е. Липатова

Она была белоснежная,
Очень добрая, нежная.
Кружилась у детской площадки,
Садилась на шубы, шапки,
На варежки и перчатки.
И дети радовались:
– Смотрите!
– Какая красивая льдинка!
– Снежинка!
   Снежинка!
    Снежинка!
– Ах, дорогие родители!
Дети у вас восхитительные!
Такие милые крошки!.. –
Шептала Снежинка усталая...
...пригрелась на чьей-то ладошке
И от нежности
растаяла.

***

Зима выбивает подушки, перинки.
Летит во все стороны снежная моль.
А дети считают, что это - снежинки,
И это всегда происходит зимой!
Но снежная моль - необычная мошка:
Роится всегда, где морозы и льды.
Она прикасается нежно к ладошке,
И сразу становится каплей воды!

***

Белые пчёлы жалят не больно.
Белые пчёлы сядут невольно
И, тая быстро, чуть холодят
Тёплые ручки и щёчки ребят.
Белые пчёлы в тучах роятся,
Белые пчёлы летят и кружатся…
Можно найти их в каждом дворе
И в декабре, январе, феврале…
Есть и хозяйка у белой пчелы.
Кто она? Сам догадаешься ты.



Пословицы.

Больше снега – больше хлеба.
Снег глубокий – хлеб высокий.
Много снега – много хлеба.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Как ни мойся, белее снега не будешь.
Снег глубок – хлеб хорош.
Где снег, там и след: не было бы снегу, не было бы следу.
Снега надует – хлеба прибудет; вода разольется – сена наберется.
Первый снежок – не лежок, выпал да и тает.
С неба снег – звездой, на ладошку – водой.
Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится.
Бел снег, да невкусен.
У скупого и снегу не выпросишь.

Загадки.

Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.

Бел, да не сахар.
Нет ног, а идет.

Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло.

Дунул ветер, и мороз 
Снег нам с севера принёс. 
Только вот с тех самых пор 
На стекле моём …

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

На всех садится, никого не боится.

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось—
С неба на землю свалилось.

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.

У Зимы отличный мех:
Это мягкий белый ...

Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает —
Просто так себе летает.

Дом ее на белой туче, 
Но ей страшен солнца лучик. 
Серебристая пушинка, 
Шестигранная ...

Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я - замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.

С неба падают зимою 
И кружатся над землею 
Легкие пушинки, 
Белые ...

Шёл он долго, шёл он тихо,
Иногда кружился лихо.
Землю в белое одел
И мгновенно присмирел.

Он всю ночь летел с небес
И под утро не исчез,
За окном всё белым стало,
Наконец зима настала.

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

Бел как мел, 
С неба прилетел. 
Зиму пролежал, 
В землю убежал.

Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить.

Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится,
А потом на землю
Скатертью ложится.

Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу – глазам не верю.
Эй! Смотрите, – чудеса!
Опустились небеса!
Было облако над нами –
Оказалось под ногами!

Сказка на ночь «Снежинка»
Автор: Ирис Ревю

Эта сказка расскажет вам об одной необычной снежинке.   — Необычной?! Почему она была необычная? — наверняка спросите вы. А я отвечу, скорей всего так: — Эта снежинка была очень рассудительная и задумчивая. Не каждый день встретишь на улице такие вот удивительные снежинки.

Жила-была снежинка. Хотя она была и маленькая, но самая настоящая, лёгкая, воздушная. А как танцевала! Её снежным танцем любовалось само солнышко. Зимой оно было холодное, поэтому снежинка не опасалась растаять под его лучами.

А вот чего по-настоящему боялась снежинка, так это сильного ветра. Когда у ветра не было настроения, то он шумел, махал крыльями, и снежинка думала, что у неё поломаются лучики, или она вообще превратится в снежную пыль.

Однажды снежинку пригласили на бал. Как она была рада! Она давно мечтала побывать на балу. Первым делом снежинка полетела в свой снежный терем. Достала новую пушистую шубку, узорчатую шапку, надела белые сапожки. Потом взяла ароматную помаду и накрасила губки. Села в снежные сани и покатила на бал.

Это был чудесный бал. Какой-то незнакомый принц пригласил её на танец, и они кружились, поддавшись очарованию музыки и танца.

Но вот бал закончился, и снежинка вернулась в свой снежный терем. Она думала о том, как хорошо зимой — морозно, славно. Но скоро придет весна, а, значит, ей придется растаять? — Но я не хочу таять! — воскликнула она.

Слова снежинки подслушал ветер. Он сказал ей: — Милая снежинка! Не переживай! Весной тебя ждет волшебное превращение. Ты превратишься в капельку. В прозрачную, чудесную капельку воды. И одинокой себя не почувствуешь. Ты будешь вместе с другими капельками, такими же прекрасными, как и ты сама.

— А пока я полечу домой, милая снежинка, потому что уже поздно и пора спать, — сказал ветер.

Снежинка и сама видела, что время уже позднее. Она умылась, почистила свои белоснежные зубки и легла спать. Про весну она не думала. Её воображение уносилось куда-то далеко-далеко, туда, где живут музыка и танец.

Снежинка крепко уснула, спи и ты, маленький дружок. Тихо ложится ночь на поля, леса, степи, горы. Спят тучки и облака, дремлют луна и звезды. Спи и ты, дружок.

Спокойной ночи!

Наступила зима. Она выпустила на небо много зимних снежных тучек и те стали разбрасываться снежинками. Снежинки медленно высыпались из туч и плавно летели над городом. Всё ниже и ниже. Некоторые ветер подхватывал и снова подбрасывал вверх, некоторые приземлялись достаточно быстро и все вместе складывались в сугробы. Выпрыгнула из тучи и наша снежинка. Она была очень красивая. Не такая, как все. И очень задумчивая. Она летела медленно и плавно. Не спешила падать. Ей сначала надо было всё хорошенько обдумать.

— Вот, если я упаду на дерево. Это интересный вариант. С дерева хорошо всё видно. И если под этим деревом будет много всего интересного, то мне будет на что посмотреть. И при этом никто не будет по мне ездить или топтаться.

— Но с другой стороны. На дерево наверняка довольно быстро подует ветер. Особенно, если я буду высоко на дереве. И тогда я упаду вниз. А внизу, если это дерево стоит в интересном месте, все будут ходит или ездить и меня топтать. А это уже не очень то и здорово. А если оно стоит в неинтересном месте, то тогда совсем неинтересно падать на такое дерево и в такое место.

— Ещё, я могу упасть на крышу. Например, — на крышу дома. Там точно никто не будет меня топтать. Ну, или почти никто. Но тогда, особенно если никто там меня совсем не будет топтать, значит, там будет очень скучно. И не на что будет совсем посмотреть. Только на небо со снежными облаками и снежинками и на соседок снежинок. И на ворон, которые решат посидеть на проводах или антеннах.

— Можно ещё упасть, например, на школьном дворе. Там очень весело. Но там много топчутся. И лепят снежки, а потом ими кидаются. Да, наверное, не очень-то это здорово, — попасть в снежок, или стать горкой, которую раскатали на продлёнке. Нет. Наверное, школьный двор — это не совсем интересно.

— Вот есть ещё дороги. Или тротуары. Это совсем неинтересно. Будут тебя там топтать, колесами по тебе ездить. А могут ещё и присыпать чем-нибудь, а от этого, говорят, не долго и растаять!

Так размышляла снежинка и падала всё ниже и ниже. Вот она пролетела над крышей дома, потом над крышей школы, потом пролетела сквозь ветки деревьев. И закружилась вместе с другими подружками маленьким вихрем над детской площадкой.

А на площадке дети только слепили из снега замечательную Снегурочку. Вот они сделали ей глаза и нос и выделывали пушистый мех на Снегуркиной шапочке. Для этого они брали свежий снег попушистей и обкладывали шапочку по кругу.

Оп! И наша снежинка приземлилась прямо на макушку Снегурочкиной шапочки. Шапочка к тому времени была готова.

— Ой, ну какая красавица! — Собрались вокруг мамы и малыши. Они показывали друг другу на Снегурочку, любовались ею и хлопали в ладоши.

— Да! Я такая. Я необычная снежинка! — с гордостью думала снежинка. — Не зря же я приземлилась именно здесь. А не на какой-нибудь там крыше или дороге.

— И ведь какое отличное место я выбрала! И никто не затопчет, и всем меня так хорошо видно. И главное — мне видно всех. А тут на детской площадке столько всего интересного. Есть на что посмотреть! Не зря я всё-таки так долго думала! Ай да я!

Вот так и закончилась эта удивительная зимняя сказка о необычной снежинке.

Сказка о снежинке для детей.

Все снежинки с рождения знают о своем предназначении – прыгнуть с тучки и долететь до земли. Они наблюдают за тем, как это делают капли из соседних туч, читают сказки о снежинках, которые успешно в красивом полете долетели вниз, настраиваются на свое путешествие. И в нужный момент покидают свой дом. Снежинка Мила родилась очень красивой, абсолютно симметричной, легкой, мягкой и нежной. Но она очень сильно боялась летать. От одного взгляда вниз ей становилось плохо. Но момент полета приближался.

— Что делаешь? – как-то раз спросила Милу ее подруга Энн.
— Как всегда, читаю книгу о снежинках, хочу узнать, как можно больше информации о полете.
— А утром ты опять смотрела на снегопад по телевизору?
— Конечно. Я надеюсь, мои знания помогут мне разобраться в полете. Ведь это страшно – шагнуть в неизвестность. Мы ведь никогда не были на земле. Кто знает, куда нас угораздит приземлиться. В дворик милой бабушки, которая не будет убирать снег всю зиму. Или на трассу, где нас тут же сметут с грязью сотни машин. Или на носик какого-то малыша, от тепла которого мы тут же растаем.
— Мне кажется, что ты слишком много думаешь о будущем. Зачем? Ведь можно просто сидеть на тучке, свесив ножки. Смотреть вниз на все и любоваться красотой. А когда земное притяжение позовет нас, просто насладиться процессом, не думая о том, что случится. Я не прочитала ни одной короткой сказки про снежинку. Зато ощущаю дуновение ветра, замечаю самолеты, горные вершины, птиц и солнечный свет. Это и есть жизнь здесь и сейчас.
— Возможно, ты права. Но живет во мне страх, который мешает жить здесь и сейчас. Я так боюсь, что полет окажется неудачным.
— Разве бывают у снежинок неудачные полеты? У каждой свой уникальный полет. И твои книги не помогут скорректировать твой полет.

Мила послушалась подругу и решила отложить книги и обучение полетам, а просто полюбоваться красотой свысока тучки. Но уже утром подружек позвало земное притяжение и началось их путешествие.
— Разве страшно? – хохотала Энн, кружа в небе.
— Очень! – пробормотала Мила, которая скукожилась от страха и ни разу за все время полета не открыла глаза.
— Открой глаза! Земля уже близко, а ты еще не успела полюбоваться этой красотой!
Мила опять послушала Энн, открыла глаза и страх моментально пропал. Ведь вместо него наступил интерес. Благодаря легкости, полет Милы и Энн был медленным и элегантным. Они кружили в небе, как балерины, а вместе с ними кружили тысячи других красивейших снежинок. Они подлетали немного вверх от дуновения ветра, а потом падали опять вниз. Мила наслаждалась процессом полета и не позволяла себе больше думать о том, что же ждет ее после приземления. Какая разница, если сейчас она парит между небом и землей, ей радуются дети, восторгаются поэты, рисуют художники, а сама она чувствует счастье.

Сказка о снежинке закончилась тем, что две подруги сели на ветку дерева. Там они сидели целый месяц, наблюдая за жизнью вокруг.
— Как жаль, что я столько времени боялась летать! Ведь полет – это, ради чего я родилась. – улыбнулась Мила, когда села не дерево.

Сказка о снежинке-искринке.


Высоко-высоко в небе плыла огромная снежная туча. Она была тяжёлой, лохматой и уставшей. Устала туча от того, что несла на себе миллионы снежинок-искринок, чтобы с наступлением зимы успеть укрыть землю пушистым белым снегом. Маленькие снежинки-искринки были такими непоседами, всё норовили спрыгнуть с тучи и улететь с северным ветром в бескрайние просторы. Но надо было укрыть везде землю снегом, потому туча и летела туда, где не было снега.

Наконец, туча заметила внизу леса, поля, дома, не укрытые снегом. Она запыхтела, заколыхалась, отряхнулась, и на землю в снежных хороводах полетели миллионы красивых снежинок-искринок. Иногда снежинки держались за руки, превращаясь в снежные хлопья. Снежинки-искринки падали на землю, на деревья, на дома, превращая всё вокруг в белую снежную сказку. Одна снежиночка-искриночка упала прямо на усы рыжему коту, который сидел на заборе и наблюдал, как медленно кружась, падают, падают снежинки.

Кот смешно скосил на снежинку-искринку глаза и спросил:

– Ты кто?

– Я Снежинка-Искринка. А ты что, ни разу нас не видел?

– Нет. Я первый раз увидел снег. А зачем вы падаете на землю?

– Какой ты смешной, – засмеялась Снежинка-Искринка. – Зимой земле холодно без снега. Смотри, мы, словно белое тёплое одеяло, укрываем землю, деревья, кусты, чтобы всё не замёрзло вокруг, когда придут крепкие морозы и синие колючие вьюги. Да ты не бойся. Тебе не страшно, смотри какая у тебя тёплая рыжая шубка. И Зимы не бойся. Зима хоть и холодная, но красивая и весёлая. Чтобы людям было не скучно, она придумала для них зимний праздник. Люди ставят дома зелёные, пушистые ёлки. Они наряжают их переливающимися игрушками и яркими
огоньками. А потом веселятся около неё и дарят друг другу красивые подарки. Нам про это туча рассказывала. Жаль только, что я не видела это чудо.

Снежиночка-Искриночка загрустила.

– Эй, ты что пригорюнилась? А хочешь, я тебе покажу такую ёлку. У нас в доме уже стоит ёлка. Она вся сверкает и переливается огоньками. На самой  нижней ветке висит огромный голубой шар и раскачивается из стороны в сторону. Хочешь, я тебя на него посажу, и ты будешь любоваться ёлкой сколько угодно?

– Хочу.

Рыжий кот, стараясь не уронить хрупкую Снежинку-Искринку со своих усов, тихо пошёл домой. Когда он зашёл в комнату, в которой стояла нарядная ёлка, Снежинка-Искринка ахнула.

– Какая красота! Я ничего прекраснее на свете не видела!

Рыжий кот осторожно посадил снежинку на голубой шар, отчего шар стал ещё красивее. Он улёгся рядом и с удовольствием стал наблюдать, как веселится и радуется снежинка. Шар закрутился так, что у рыжего кота закружилась голова. А когда шар остановился, на нём уже не было снежинки. Только маленькая хрустальная капелька воды дрожала на боку шара.

– Снежинка-Искринка, ты где?

А в ответ – тишина. Рыжий кот долго искал Снежинку-Искринку, прыгая вокруг ёлки. Он вставал на задние лапки, смешно тянул шею, думая, что Снежинка-Искринка перепрыгнула с его любимого голубого шара на другие игрушки, повыше на ёлке.

– Рыжик, ты чего ищешь? – спросила маленькая девочка, видя, как её маленький дружок мечется около ёлки.

– Я ищу Снежинку-Искринку, которую принёс с улицы и посадил на мой любимый голубой шар. Она сказала, что никогда не видела новогодней ёлки. А сейчас она пропала, только капелька воды на шаре осталась.

– Глупенький ты мой. Разве можно приносить холодную, хрупкую снежинку в домашнее тепло? Снежинки живут на улице, где холодно. А в тепле они тают. Вот в эту маленькую капельку превратилась твоя подружка. Не грусти, Рыжик, сейчас я тебе немного помогу.

Девочка принесла белую краску и нарисовала на боку голубого шара красивую снежинку. А пока краска не успела высохнуть, посыпала её блёстками. И снежинка заискрилась, засверкала в свете весёлых огоньков. А маленькая капелька растворилась в теплом воздухе комнаты и уплыла в открытую форточку. Зимний ветер подхватил её и посадил на ветку дерева у самого окна, за которым стояла нарядная ёлка, превратив в резной сверкающий иней.


Сказка о снежинке.

Маленькая снежинка жила на большом белом облаке. Она любила смотреть вниз, когда облако проплывало по небу над мохнатым лесом, блестящей рекой, широким полем, круглым озером. Но вот внизу показались маленькие домики, а потом дома побольше, и ещё среди них что-то яркое, сверкающее, разноцветное, чего сверху нельзя было разглядеть.

Снежинке стало очень любопытно, захотелось спуститься и посмотреть на эту   красоту . И снежинка прыгнула и полетела вниз. Спускаясь всё ниже, она смотрела, как много на улицах людей и видела, как некоторые из них развешивают на деревья длинные ленты с лампочками и они начинают невероятно красиво светиться. Снежинка видела, как улыбаются люди этим огонькам. Ей тоже очень захотелось сделать что-то хорошее, приятное, порадовать их чем-нибудь и снежинка решила станцевать для людей свой самый красивый танец.

Первым, кто увидел танцующую снежинку, был старик-дворник с лохматой метлой. «Ну вот, пошёл снег», — недовольно пробурчал он. Он стал разметать в стороны снежинки, которые танцевали у самой земли и поднял вокруг себя целый вихрь. Снежинка даже растерялась от неожиданности. Оказывается, ей и её подругам здесь были совсем не рады, а на их танец никто не обращал внимания. В это время мимо пробежал ещё кто-то, отмахиваясь от летящих снежинок и кутаясь в воротник. В доме поблизости открылась дверь и на пороге появилась бабушка. «Холодно сегодня, пошёл снег. Одевай рукавички», — сказала она. И снежинка совсем загрустила. Она решила: «Мы здесь совсем не нужны, снегопад доставляет людям только хлопоты». Снежинка стала печально опускаться вниз. «Если бы я была капелькой дождя, я могла бы принести радость хотя бы растениям, ведь их нужно поливать. А сейчас я приношу только холод», — разочаровано думала снежинка.

 И вдруг она почувствовала, что лежит на чём-то мягком. Она увидела, что лежит на пушистой рукавичке малыша, который подставил ей свою ладошку и с восторгом её разглядывает. «Бабушка, бабушка, посмотри какая красивая!» — вдруг закричал он, — «Ура! Всё вокруг такое белое!» Снежинка взглянула на бабушку и с удивлением увидела, что она улыбается. «Да», — ответила она, — «снежок укроет деревья, как мягкое одеяло, до весны, что бы им теплее спалось». «Бабушка, давай слепим снеговика! А вечером возьмём на улицу санки!» — малыш запрыгал и захлопал в ладоши.

А снежинка, соскочив с рукавички,  снова пустилась танцевать! Ей стало так хорошо и весело, что она вся засветилась от радости! А может это выглянуло солнце и осветило падающий снег – но вдруг всё вокруг заискрилось, заиграло и стало сверкать. И снежинка увидела вокруг так много улыбок: веселились и смеялись дети, улыбались их мамы и бабушки, даже у серьёзных пап и дедушек на лицах светились улыбки и смеялся старик-дворник с лохматой метлой.

А снежинка ещё никогда не танцевала так красиво, как сегодня! Как же важно знать, что тебе рады и что кому-то ты очень нужен!

Сказка о Снежинке.

Однажды на белоснежном пушистом облаке родилась красивая Снежинка. Долго путешествовала она на облаке, повидала много диковинных стран, знала разных птиц.

В один из дней подул сильный ветер. Снежинка как могла прижалась к своему облаку, но не смогла удержаться. Ветер подхватил ее и понес кружить неизвестно куда. Снежинка испугалась, но вскоре смирилась — ведь она знала, что все снежинки когда-то улетают с облака.

Так началось ее путешествие. Когда ветер кружил Снежинку сильно — почти ничего видно не было. Но потом он утихал, и маленькая путешественница видела прекрасные города, замерзшие реки, спящие поля и дремучие леса.
И вот однажды, когда ветра совсем не было, рядом пролетала ворона. Вдруг она резко махнула крылом и Снежинка прилипла к нему. Дальше они полетели вместе. Снежинке вспомнилось, как раньше она путешествовала на своем любимом пушистом облаке.

В то время ворона села на еловую ветку отдохнуть и решила почистить перышки. Начала она расправлять крылья, и Снежинка не удержалась — упала на еловую ветку. Там ей совсем не понравилось — хвойная лапка только с виду казалась пушистой и мягкой, на самом же деле она была жесткой и колючей.
— Скорей бы подул ветер и понес бы меня подальше от этой ели, — сказала Снежинка.

Но все решилось по-другому. Откуда ни возьмись появилась белочка. Она прыгала с ветки на ветку в поисках орешка. Вдруг она прыгнула рядом со Снежинкой и стряхнула ее вниз.

Теперь маленькая путешественница очутилась на земле. На мгновение ей стало страшно. Вокруг все было такое странное и незнакомое.

— Может, мне все же удастся опять полететь? — Волновалась Снежинка.
Но вместо ветра, которого она так ждала, выглянуло солнышко. Снег под Снежинкой начал потихоньку таять, и вскоре она оказалась на пушистом мхе. Он был так похож на ее любимое облако, что маленькая путешественница почти перестала бояться.

Вскоре Снежинка уже привыкла к своему новому домику. Ей нравился мох, он был теплый и мягкий. Солнышко грело все сильней, и снега вокруг почти не осталось.
Однажды, осматриваясь вокруг, Снежинка вдруг увидела рядом с собой соседку. Это была красивая прозрачная капелька. Она блестела на солнышке и переливалась.

— Здравствуй! Как тебя зовут? — Спросила Снежинка.
— Привет. Я капелька как и ты. — Отвечала ей новая соседка.
— Но я не капелька. Я — Снежинка! — возмутилась маленькая путешественница.
Капелька только улыбнулась на эти слова.
— Я раньше тоже была снежинкой. Но пригрело солнышко и я растаяла. Видимо, как и ты. Всмотрись в свое отражение во мне — ты уже не снежинка, ты тоже капелька.

Маленькая путешественница присмотрелась к своему отражению и ужаснулась — от снежинки не осталось и следа. Она была капелькой.
— Что же с нами теперь будет? — запереживала Снежинка.
— Не бойся, — успокоила ее капелька. — Сейчас солнышко пригреет на нас посильней и заберет нас опять на облако. И мы снова станем там красивыми снежинками и расскажем про все наши путешествия.

Физминутки.

«Снег»

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) 
И под горкой снег, снег. (приседаем) 
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) 
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) 
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) 
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

«На дворе у нас мороз»

На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам ) 
Чтобы носик не замерз, (трут нос)
Надо ножками потопать ( топают ногами) 
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)


С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой) 
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия) И в снежки играть пойдем. (садятся на места)

«Снежинки»

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звезды. (медленно приседают)

Вот одна упала. (ловят «снежинку» на ладонь)

Ой, не тай, снежинка, (бережно «прикрывают снежинку» и сдувают ее)

Подожди немножко.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз   (щипаем названные части тела).

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по одному


Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и  средним пальчиками


Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями


Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами


С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки


А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой


Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки


Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.

"СНЕЖИНКА"

Маленькая снежинка села на ладошку - Дети показывают снежинку

Я ее поймаю, посиди немножко. Накрывают ее ладошкой

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики

Отпускаю полетать. Дуют на снежинку

Дети кладут снежинку на другую ладошку и игра повторяется.

Опыты для детей со льдом.

 

Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением, ведь для их организации достаточно морозильной камеры обычного холодильника.

Сегодня мы будем не только замораживать воду и плавить лёд, а покажем ребенку как влияют на лед разные вещества, все ли жидкости можно заморозить, как влияет холод на различные природные явления и, конечно же, не забудем про творчество.



Цветные тоннели в ледяной глыбе

Нам понадобится достаточно большой кусок льда (я заморозила, полную миску воды), а также соль, пипетка и жидкая краска (пищевые красители желтого, зеленого и синего цветов).

Чтобы было легче извлечь замороженный лёд – облейте миску снаружи горячей водой. Теперь выкладываем лед на поднос или в большую миску. Даём ребенку соль и просим его посолить лед.

Начинается самое интересное – вы услышите, как лёд трескается и увидите появляющиеся мелкие разломы внутри ледяной глыбы. Еще через какое-то время  соль начнет проедать более крупные ходы по этим разломам.

Для наглядности используйте краску – капайте её на поверхность льда и она будет проникать во все мелкие трещинки и тоннели. Этот эксперимент можно продолжать достаточно долго, пока соль не разъест весь кусок льда. Вы получите потрясающее зрелище и массу впечатлений. А кроме того успеете поговорить о том, почему соль разъедает лед.

Обратите внимание ребенка на то, что лед начал таять как только вы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, 10% раствор соли замерзает при температуре -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед. А разломы и треск появились из-за сильного перепада температур между льдом и солевым раствором.

Иней на бутылке

Продолжая разговор о свойствах смеси из соли и льда создайте вместе с ребенком иней на вашей кухне. Для этого в непрозрачной ёмкости смешайте соль со снегом или с дробленым льдом (можно использовать кусочки, которые намерзли на внутренних стенках морозильной камеры) и оставьте на блюдце с небольшим количеством воды.

Через некоторое время на поверхности банки появится густой слой инея, а вода на блюдце превратится в лед. И все это в теплом помещении.

Если вы загляните внутрь бутылки, то увидите, что снег растаял. При этом температура жидкости очень низкая, меньше 0. Из-за этого на наружную поверхность бутылки оседает водяной пар, находящийся в окружающем воздухе (конденсируется) и тут же замерзает, превращаясь в иней. Замерзает и вода в блюдце, образуя ледяную корку. Этот опыт наглядно демонстрирует, как образуется иней на деревьях, когда при высокой влажности воздуха резко снижается температура.

Кроме того, этим свойством соли и льда пользуются для быстрого охлаждения напитков перед подачей на стол.







Дождь в банке

Лед поможет нам продемонстрировать ребенку круговорот воды в природе. Для этого нальём на дно 3 литровой банки горячей воды, закроем её крышкой, а сверху поставим блюдце с кубиками льда. Для наглядности можете на верхнюю часть банки приклеить солнышко.

Нагретая тем или иным способом вода испаряется, превращаясь в газ, и поднимается вверх, образуя облако водяного пара. Там оно остывает и конденсируется, переходя из газообразного состояния в жидкое (поднимите блюдце и посмотрите — сколько капель висит на крышке). Когда воды собирается достаточно много, она проливается на землю в виде дождя, что мы и видим по стекающим капелькам.

Ледяной каток

Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и  упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.

Шипящий лед

Еще один опыт, который приведет в восторг вашего ребенка. Заранее замораживаем кубики из соды, воды и красителя. Когда кубики застыли – выкладываем их на тарелку, разводим уксус с водой  1:1 и предлагаем ребенку капать пипеткой раствор на цветной лед. Лед начинает плавиться и шипеть все больше и больше.

Шипение же происходит в результате химической реакции уксусной кислоты и соды с образованием угольной кислоты, которая является очень нестойким соединением и тут же распадается на воду и углекислый газ, который мы наблюдаем в виде пузырьков.

Время плавления льда

Мы активно осваиваем время и решили провести эксперимент с  засеканием времени таяния льда на секундомере. Разобрались где минуты, секунды и доли секунды. Приготовили два стакана с теплой и холодной водой. Одновременно положили кубики в разные стаканы и стали ждать.

В теплой воде лед растаял через 2 мин. 46 с., а в холодной — плавился 40 минут!

Замораживание различных жидкостей.

Для эксперимента мы отобрали: воду, подсолнечное масло, молоко и 9% уксус. Время засекать не стали, а оставили в морозильной камере на ночь, чтобы посмотреть что замерзнет, а что нет.

На фото жидкости до и через 12 часов после заморозки.

В результате полностью замерзли только вода и молоко, подсолнечное масло стало густым и мутным. В уксусе, который при такой концентрации должен замерзать при -3 градусах образовалось всего несколько льдинок, полное замерзание произошло только через 2 суток. Мы сделали вывод, что температура замерзания зависит от свойств раствора, и не каждый раствор может быть заморожен в домашней морозильной камере.

Нитка разрезает лед

Для проведения опыта нам понадобится: кусок льда, тонкая нить и утяжелители. В качестве последних мы использовали деревянные кубики, привязав их к нитке. Кубик льда располагаем на перевернутом стакане и сверху кладем нить, которую вниз с обеих сторон тянут два кубика.

Суть эксперимента заключается в том, что в месте повышенного давления на лед меняется температура его плавления. То есть, под ниткой, которая давит, лед должен таять (как при давлении коньков на лед). А образовавшаяся вода над ниткой — замерзать из-за низкой температуры окружающей среды (лед с обеих сторон). Получается, что нитка как бы разрезает лед пополам, оставляя его сверху нетронутым.

Опыт мы проводили в холодильнике, чтобы лёд не успевал быстро таять, но разрезания кусочка не получилось. Нитка вмерзла на пару миллиметров и все. Ни увеличение давления в виде 4 деревянных кубиков, ни смена температуры не сдвинули эксперимент в нужном направлении. Кусочек льда начал стремительно таять, и опыт пришлось прекратить.

Рисование на льду

Переходим к более творческой части. Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы использовали гуашь. Для полоскания кисти лучше брать холодную воду, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда.

Конструирование из кубиков льда

Заморозив два контейнера с кубиками льда, мы приступили к конструированию

Почему лед прилипает? На самом деле, как только вы достали лед из морозильной камеры, он тут же начинает таять и на его поверхности появляется тонкая пленка воды. Соединяя два кусочка льда, вода смешивается и этот тонкий слой тут же замерзает из-за низкой температуры самого льда. Получается своеобразный «ледяной мостик» между двумя кусочками. Если же лед сильно растаял, то температуры льда будет недостаточно для заморозки большого количества воды.

То же самое происходит и на морозе если прикасаться влажными руками или языком к замерзшим предметам.

СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает... А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.

hello_html_76aebaa0.jpg

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

Порядок действий:

1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку.

Сначала нужно сделать каркас для снежинки. Беру проволоку и разрезаю ее на три равные части (по 10 см). Нужно сложить отрезки проволоки друг на друга в форме шестиконечной снежинки. Скручиваю детали из проволоки вместе и подравниваю пять лучей снежинки так, чтобы длина каждого от центра равнялась четырем сантиметрам. Шестой кончик нужно оставить немного длиннее, для того, чтобы закрутить петельку. Когда каркас из проволоки готов, обвиваю его толстой шерстяной нитью белого цвета. Концы нити промазываю клеем.

Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток. 
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

hello_html_5201baa8.jpg

В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

Объяснение опыта

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.




ООД «Тайна снежинки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», "Художественно-эстетическое развитие". 

Цель: Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе. 

Задачи:

«Познавательное развитие». Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Закрепить представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность в процессе экспериментальной деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

«Речевое развитие». Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь детей по данной теме, развивать навыки рассказывания с использованием мнемотехники.

"Художественно-эстетическое развитие". Развивать навыки художественно- творческой деятельности.

Материалы и оборудование:  ноутбук, презентация к стихотворению Е. Трутневой «Первый снег», аудиозаписи, видео "Как появляются снежинки", снежинки из прозрачной пленки (по количеству детей), ножницы (по количеству детей), поднос, коробочки с мелкой солью, рисом, крахмалом, сахаром, кукурузными хлопьями, макет снежного сугроба, письмо, формочки со льдом, стаканчики, соляной раствор, пипетки, краска.

Ход занятия.

Когда я была маленькой, как вы, любила слушать сказки, сказки – это всегда волшебство, чудо, и, какая-то тайна!

Сегодня мы отправимся в зимнюю сказку и попробуем раскрыть некоторые тайны, которые скрывает от нас зима. А спрятались они вот за этим окошком. Показ слайдов.

Узнали? (Ответ детей). Что же за этим окошком? (Ответ детей).

Конечно, это снег!

Чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Е. Трутнева «Первый снег»

Отгадайте загадку: Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала!

Дети отгадывают загадку. Объясняют, по каким признакам догадались. Рассказывают, что еще знают о снежинках.

Давайте, ребята, подарим нашим снежинкам комплименты.

Игра «Снежинка какая?»

Мы открыли первую тайну – все снежинки не похожи друг на друга, неповторимы.

А что такое снег? Кто знает ответ на этот вопрос? Ответы детей: снег – это много, очень много красивых снежинок.

Вторая тайна – что такое снег, откуда берутся снежинки?

А вот и наш друг Лисенок! Сейчас он поможет раскрыть эту тайну. Он расскажет об удивительном мире зимней природы.

Включается видеофильм. Но, неприятность, это видео оказывается без звука.

Задание. Ребята, вам нужно вместо Лисенка рассказать о том, что мы узнали: что же такое снег и откуда берутся снежинки. Кто поможет?

Рассказывание с опорой на видеофильм: - - образование снежинок; - каким бывает снег в разную погоду; - для чего нужен снег в природе.

Физминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой) 
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия) И в снежки играть пойдем.(садятся на места)

Ребята, посмотрите, какой огромный сугроб намело. Давайте подойдем и посмотрим. Здесь письмо! Интересно, от кого оно, посмотрите внимательно, возможно здесь где-то есть какая-нибудь подсказка? (дети замечают следы, определяют, что они похожи на следы Лисенка)

Интересно, что в письме? «Дорогие ребята! Мои волшебные коробочки помогут вам лучше узнать, какой бывает снег и на что он может быть похож».

Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.

1. Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль) 
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.) 
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей) 
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль 
2. Рис. Что в этой коробочке? ( Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Кукурузные хлопья. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (Хлопья).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на хлопья.
4. Крахмал. Как вы думаете, что здесь? А теперь давайте нажмем на крахмал пальчиком и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипит крахмал.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)
5. Сахарный песок. Что здесь? Сахарный песок. А теперь посмотрите внимательно и скажите, какой сахар? (белый, сверкающий, блестящий…) 
На что похож сахарный песок? (на снег).

А сейчас мы с вами вместе откроем еще одну тайну: почему же снег белый? Ответ на этот вопрос мы получим в нашей научной лаборатории.

Демонстрация опыта. (На столах лежат снежинки из прозрачной пленки, ножницы, поднос)
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим снежинку, посмотрите на свет, какая она? Прозрачная. Сделаем из одной большой снежинки много маленьких, разрежем её на мелкие-мелкие части. Для этого нам нужны ножницы. Кто нам напомнит правила работы с ножницами?

Держать ножницы острием от себя, не играть, не брать в рот и т. д.

Мы приступаем к созданию снега.

Самостоятельная деятельность (музыкальное сопровождение).

(Дети нарезают снежинку на мелкие кусочки и ссыпают на поднос)

Воспитатель: Какого цвета была снежинка? Снежинка была прозрачной.

Воспитатель: А сугроб, насыпанный из кусочков, получился какого цвета? Белый.

Вывод: Каждая снежинка состоит из частичек льда, т.е. множества ледяных кристалликов. Каждый такой кристаллик имеет грани (как драгоценный камень). Солнечный свет отражается от граней кристаллов, делая снег белого цвета. Если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета. Точно также в природе получается белый снег. 

Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.) Но всегда нужно соблюдать правила безопасности. Вспомните, какие опасности могут подстерегать нас зимой? А что однажды случилось с нашим другом, когда он слишком быстро шел по скользкой ледяной дороге? (Дети описывают ситуацию, случившуюся с другом в гололед)

Что же делать, чтобы избежать травм и аварий? Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? (Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)

А знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Опыт «Цветные тоннели в ледяной глыбе»

Порядок действий:

1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.

Объяснение опыта.

Лед начал таять, как только мы достали его из морозильной камеры, т.к. в комнате тепло. Когда посыпали солью – соль начала растворяться в воде на поверхности льда и получилась соленая вода, которая превращается в лед только при очень низких температурах. Например, чтобы наш раствор соли замерз, нужна температура -13 градусов. Вот этот соленый раствор и начал быстро плавить лед.

Вот и еще одна тайна раскрыта. Снег и лед плавятся под действием соли.

Ребята, наша сказка подходит к концу. Мы побывали в волшебном мире снежинок, узнали только лишь некоторые тайны из многих, которые хранит в себе удивительный мир природы, и, которые вам предстоит еще познать.

А сейчас давайте пригласим наших гостей в «Волшебный мир снежинок», сделанный нашими руками.

Тест «Тайны снежинки»

Для детей старшей группы.

(тест проводится как итог работы по исследовательскому проекту «Тайны снежинки)

Вопрос 1.

Из чего образуется снежинка?

из капелек воды

из пара

Вопрос 2.

Сколько лучиков имеет "правильная" снежинка?

четыре

восемь

шесть

Вопрос 3.

Какого вида снег выпадет при сильном ветре?

крупа

снежная пыль

хлопья


Вопрос 4.

Какого вида снега не бывает в природе?

хлопья

крупа

пшено

Вопрос 5.

Когда скрипит снег?

В сильный мороз

в оттепель

Вопрос 6.

Какой снег быстрее растает?

рыхлый

утрамбованный

Вопрос 7.

Какая из этих застежек является еще и видом снежинки?

молния

пуговица

запонка

Вопрос 8.

С помощью какого прибора ученым удалось доказать, что не бывает абсолютно одинаковых снежинок?

телескоп

микроскоп

фотоаппарат

Вопрос 9.

Где расположен единственный в мире музей снежинок?


Вопрос 10.

Мухи белые хотят замести тропинки;

эти мухи не жужжат, ведь они ...



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Конспект ООД аппликация "Ажурные снежинки" подготовительная группа

Аппликация  помогает детям раскрыть себя: свое видение мира, свои навыки и умения, усовершенстовать их. Вырезая снежинки ребенок развивает свои способности  ориентировки на листе бумаги, мот...

Конспект прогулки на тему «Наблюдение за снежинками" (подготовительная группа)

Наблюдение за снежинкамиЦели: продолжать наблюдения за снегом; обратить внимание на красоту лежащего снега. Продолжать знакомить детей со свойствами снега; развивать способность видеть красивое в...

Опытно-экспериментальная деятельность "Снежинка" Подготовительная к школе группа №1 с тяжелыми нарушениями зрения

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое место занимает опытно-экспериментальная деятельность. Такая  деятельность позволяет ребенку создавать в своем соз...