«Бурый медведь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прикотень Юлия Павловна

Цель:  Уточнить знания детей о медведе, о среде его обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_buryy.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Уточнить знания детей о медведе, о среде его обитания.

Задачи по областям

Социально – коммуникативное развитие

Развивать самостоятельность в выборе решений и умение отстаивать свое мнение. Воспитывать уважительное отношение к зверям нашего леса, умение сопереживать.

Познавательное развитие

Развивать у детей желание узнавать новую информацию о жизни медведей.

Речевое развитие

Активизировать и обогащать словарь детей.

Художественно- эстетическое развитие

Формировать эстетическое развитие личности.

Физическое развитие

Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей.

Предварительная работа

Чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.

Материал и оборудование

Иллюстрация медведя (в полный рост, спящим в берлоге, с открытой пастью

медведица с медвежатами). Карта группы, плюшевый медвежонок. следы медведя

силуэт медведя.

Словарная работа

Млекопитающий, всеядный, символ России, хозяин леса, бурый.

Программное содержание

Вводная часть

Воспитатель: -Ребята, тише, тише. Кажется кто-то плачет.  

Идет на поиски и приносит медвежонка.- Посмотрите кого я нашла.

Дети: Это медвежонок.

Воспитатель: Маленький медвежонок потерялся, он не знает кто он и как найти маму. А что вы знаете про медведей?

Ответы детей.

Воспитатель выясняет знания детей.

Воспитатель: Медвежонок принес нам карту, с помощью карты мы узнаем все про бурых медведей, а наш малыш найдет свою маму. Но для этого нужно превратиться в сыщиков. Кто такой сыщик и что он должен меть?

Ответы детей

Воспитатель: Сыщик обязан глядеть в оба и обращать внимание на мелочи. Сыщик должен быть выносливым, терпеливым, ловким, отважным. Беру волшебную лупу и превращаю вас в сыщиков.

Основная часть

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 1 конверт

Открывают конверт, с флагом России.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему медведь изображен на фоне флага?

Ответы детей.

Воспитатель: Медведь – это тоже символ России. Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.

   -Почтение и страх перед медведем у большинства народов не позволяли называть этого зверя его настоящим именем, а только - иносказательно: “медведь” (ведающий мёд), “топтыгин”, “косолапый” .

- А в каких сказках встречается медведь?

Дети: «Маша и Медведь», «Теремок», «Колобок»

Воспитатель: А какой характер у медведя в сказках?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Значит мы  выяснили, что  наш мишутка смелый, сильный, мудрый. И прежде чем отправляться дальше  поможем Машеньке пройти через лес домой.

 Зрительная гимнастика

 (на конце указки закреплена фигурка девочки, на доске плакат с графическим изображением елочек, извивающейся тропинки. Воспитатель ведет указку (девочку) по «тропинке», а дети следят глазами за указкой).

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 2 конверт

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему на конверте изображена бутылочка с молоком?

 Дети:  - Маленькие медвежата питаются молоком.

Воспитатель: - Правильно, и именно по этому медведь - это млекопитающее животное. А чем питается взрослый медведь?

Ответы детей.

Воспитатель: - Медведей называют всеядными. Потому что они могут питаться как животными, так и растениями. Чаще всего это зависит либо от времени года, либо от местности, где они проживают. Так, например, медведь может есть и рыбу, и яйца, и ягоды: весной ягоды не доступны, он ест пищу животного происхождения, а осенью с удовольствием лакомится растительной пищей.

- Сейчас мы с вами немного отдохнём.

 (Проводится физкультминутка)

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 3 конверт.

Бурый медведь и живет  в лесу до 30-50лет. Шерсть у него длинная, жесткая, густая, бурого цвета. Зимой у него мех гуще, чем летом, зимой увеличивается мягкий подшерсток (воспитатель дает рассмотреть и потрогать мех). Вес до 350кг и рост некоторые из них достигают длины 2 метра. Морда вытянутая, глаза маленькие, небольшие уши, мощные когти, достигающие в длину 10-15 см. Обоняние  в 100 раз острее, чем у человека. Летом гнус (комары и мошки) доставляет ему неудобство: он катается по земле, до крови раздирает себе морду, ревет.

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 4 конверт.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конверт, Что здесь изображено?

Дети: Медведь бежит за велосипедистом.

Воспитатель: Средняя скорость велосипедиста 35 км/ч, а вот скорость медведя 60 км/ч. На первый взгляд неповоротливые и неуклюжие, бурые медведи демонстрирует поразительную ловкость, и во время преследования добычи могут развивать скорость до 60 км/ч. Медлительная, переваливающаяся походка, которая может смениться стремительным рывком, хотя с виду медведь неуклюж. Передвигаясь, ставит ноги внутрь, как будто «косолапит». В гору бежать ему легче, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних.

    Хорошо известно, что «мишка очень любит мед». Ради этого лакомства медведь может залезть на очень высокое дерево. Борясь с дикими пчёлами, хищник вытаскивает из дупла соты и съедает мед.

Воспитатель: Что бы стало веселей, к следующему заданию мы проходим как медведи.

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 5 конверт.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конверт, Что здесь изображено?

Дети: Медведь в берлоге.

Воспитатель: Как же медведь готовиться к зиме?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Характерная особенность бурого медведя - зимний сон в берлоге. Берлоги расположены в самых укромных местах: на небольших островах среди моховых болот, среди бурелома. Изнутри берлога обустраивается очень тщательно – зверь выстилает дно мхом, ветками с хвоей, пучками сухой травы.

Медведь готовится к спячке усиленно питаясь и накапливая значительные запасы питательных веществ в виде подкожного жира.

В разных местах медведи спят зимой от 2,5 до 6 месяцев. В тёплых краях при обильном урожае орехов медведи на всю зиму в берлогу не залегают, а лишь время от времени при неблагоприятных условиях на несколько дней погружаются в сон. Медведи спят поодиночке, только самки, у которых есть детёныши, укладываются вместе со своими медвежатами. Во время сна, если зверя потревожить, он легко пробуждается.

Нередко медведь сам покидает берлогу при длительных оттепелях, возвращаясь в неё при малейшем похолодании. В неурожайные годы, когда бурый медведь не может набрать достаточных запасов жира, он не впадает в спячку, а бродит в поисках еды. Такого зверя называют шатуном, он очень агрессивен, и в поисках пищи может напасть даже на человека.

Многие думают, что медведь от голода сосет лапу. Это не так. Зимой с поверхности подошв сходит огрубевшая кожа. Новая кожица мерзнет, поэтому мишка ее облизывает.

Дети с воспитателем рассматривают карту, находят 6 конверт.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конверт, Что здесь изображено?

Дети: Маленький медвежонок

Воспитатель: Медвежата появляются на свет совсем крохотными! И для медведицы это не столь стрессовое событие, как для человека. Чаще всего медвежата появляются на свет в январе-феврале. Малыши рождаются, слепыми и беспомощными и весят не более 500 гр. Первые 3-4 месяца мать вскармливает их жирным молоком, а в возрасте 4-5 месяцев начинает выводить в лес, чтобы научить питаться ягодами и растениями.

Во взрослую и самостоятельную жизнь, медвежата уходят от матери примерно в 4-летнем возрасте.

-Ну что мишутка ты вспомнил кто ты и где твоя мама

Медвежонок благодарит детей и прощается.

Заключительная часть

Медвежатки

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

- Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мед хороший, сладкий!

А они себе сидят

И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед,

Но раскрыть не могут рот.

Г. Бойко

Итог занятия:


- Чем сегодня занимались?
- О ком говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего понравилось?

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №68

Приморского района Санкт – Петербурга

Конспект

Специально организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы

По ФЦКМ

На тему: «Бурый медведь»

19.10.2021

 воспитатель:  Прикотень Ю.П.

        

Санкт – Петербург – 2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация про бурых медведей

В презентации рассказывается о жизни бурого медведя в природе....

Презентация Дикие животные "Бурый медведь"

Презентация "Бурый медведь"....

ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"

Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...

Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....