Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Сагитова Гульмира Махмутовна

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Самара

Сагитова Гульмира Махмутовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья459.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сагитова Гульмира Махмутовна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №261» г.о.Самара

В современных условиях, когда влияние человека на окружающую среду становится колоссальным, и мир находится на грани экологической катастрофы, как никогда важным становится экологическое воспитание.

Первые основы экологической культуры должны закладываться еще в дошкольном возрасте. В понятие экологического воспитания входят формирование бережного отношения к природе, необходимости ее защиты и формирование экологической культуры [1].

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих дошкольника, входящих в круг их жизнедеятельности. Таким образом, для экологического воспитания ребёнка необходимо в первую очередь развивать его познавательную деятельность.

В соответствии с [2]– п. 2.6. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Как отмечал Н.Н. Поддъяков, именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

С учетом необходимости экологического воспитания и важности экспериментально-исследовательской деятельности в развитии дошкольника была разработана рабочая программа воспитателя «Формирование познавательной активности у старших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности». Программа экспериментально-исследовательской деятельности  сформирована для детей старшей группы, воспитывающихся в МБДОУ №261 г.о. Самара. В ней проанализированы основные проблемы, возникающие при организации экспериментально-исследовательской деятельности, и предложен план проведения занятий на один год для детей старшего дошкольного возраста [3,4].

Целью рабочей программы являлось развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Разработанная рабочая программа экспериментально-исследовательской деятельности направлена на решение следующих задач:

  • Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
  • Развитие у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  • Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  • Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Реализация поставленной цели требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности.

В совместную деятельность педагога с детьми входили задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (изодеятельность, развитие речи, основы безопасности жизнедеятельности, игры и т.д.)

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В ходе реализации рабочей программы дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Проводились как кратковременные, так и длительные эксперименты.

Прежде чем приступить к ним, мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности:

1. Выбираем объект исследования.

2. Подбираем оборудование.

3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

4. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

5. Закрепляем последовательность действий.

6. Вспоминаем правила безопасности.

7. Проводим эксперимент.

8. Фиксируем результат.

9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

Для запечатления в памяти детей результатов опытов, экспериментов, наблюдений проводили их фиксацию. Для этого использовали 3 вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Планирование тематики занятий проводилось с учетом принципов системности, соответствия особенностям развития и саморазвития, универсальности. При этом учитывались возрастные особенности детей и изменения окружающей среды (смена времен года). Тематический план занятий отражен в таблице 1.

Таблица 1. Комплексно-тематическое планирование в старшей группе.

Месяц

Темы игр - экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, но может менять цвет

Значение воды в жизни растений

Игра «Водяной у нас в гостях»

Октябрь

Тело человека, обоняние человека.

Тело человека. Вкус и запах.

Тело человека. Острота слуха.

Тело человека. Связь уха с носоглоткой.

Ноябрь

Песочная страна

Удивительный песок

Песок, глина

Почва. Песок, глина, камни

Декабрь

Мир ткани

Мир пластмасс

Предметы из металла

Действие магнита на предмет

Январь

-

Как снег становиться водой

Льдинка и снежинка

Вода, лед, снег

Февраль

Посадка лука

Эксперименты с луком

«Растениям – тёплую водичку»

Нужен ли корешкам воздух?

Март

Сосульки

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Почему растаяла Снегурочка?

Апрель

Чудеса растений

Зачем растения вертятся?

В розовом ростке спрятан целый дуб

Желуди - семена дуба

Май

Дождевые черви

Как змея меняет кожу

Определение возраста рыбы

Лягушки

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

На рисунках 1-3 проиллюстрирован ход проведения занятий по экспериментированию в старшей группе в соответствии с разработанной рабочей программой.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

В результате внедрения описанной программы в воспитательно-образовательный процесс были сделаны выводы на основе анализа данных мониторинга, проводившегося с детьми, что организация развивающей среды и экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников способствует:

  • у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли, повышению качества экологического воспитания;
  • у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства;
  • повышению и качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования.

Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически.

M:\Фотографии для доклада\8.JPG

M:\Фотографии для доклада\22.JPG

Рисунок 1. Занятие «Вода прозрачная, но может менять цвет»

Рисунок 2. Занятие «Определение возраста рыбы»

M:\Фотографии для доклада\13.JPG

Рисунок 3. «Посадка лука»

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2002.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. Волгоград: «Учитель», 2013.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....