Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бойцова Анастасия Ильинична

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с миром профессий «Знакомство с гончарным ремеслом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_oznakomleniyu_s_professiyami_gonchar.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД  « Знакомство с гончарным ремеслом»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Программное содержание:

 Образовательная область: «Познавательное развитие»

Познакомить детей с трудом гончара, гончарным ремеслом, формирование представлений о профессии гончара, ее особенностях.

Закреплять представления детей о свойствах глины и разнообразии предметов  быта изготавливаемых из  нее.

 Создавать условия для возникновения  познавательного интереса к народным промыслам,  развивать  мышление, воображение. 

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Речевое развитие»

 Развивать умение выражать свои мысли, слушать других. Понимать и анализировать содержание загадок. Активизировать словарь детей по теме «Гончарное ремесло»

 Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

 Создание условий для положительного эмоционального климата в ходе изобразительной деятельности.

 Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Образовательная область «Физическое развитие».

Способствовать сохранению физического здоровья детей в ходе организации различного чередования статических и динамических видов деятельности.

Методы и приёмы:

Наглядный: виртуальная экскурсия в гончарную мастерскую и  рассказ о профессии.

Словесный: беседа,  рассказ, объяснение

Предварительная работа: цикл бесед на тему «Народные промыслы»  отгадывание загадок, дидактические игры,  рассматривание иллюстраций по  данной теме.

Подготовка воспитателя: Подбор иллюстративного материала. Знакомство с литературой по теме «Гончарное ремесло». Подбор дидактических  игр, загадок, физкультминуток, пословиц,  создание презентации.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное событие, я вам предлагаю, отправится в гости. Хотите.  Ответы…. А куда к кому  и зачем  вы узнаете, отгадав загадки.

1.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу -

 Она понадобится сразу. (Глина)

2.Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глиняная) …

3.В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

4. День ото дня

к совершенству

Стремится

Мастер,

Которого

Глина боится.

Крутится-вертится

Маленький круг,

Мастера верный

Помощник и друг.

Вазы,

Подсвечники,

Чашки

Кувшины

Мигом растут

Из бесформенной

Глины.

Ну-ка, ребята,

Теперь

Ваш черёд.

Мастера этого

Кто назовёт?(Гончар)

Воспитатель: Ребята, а кто  знает кто такой гончар? Ответы….

Воспитатель  Гончар — мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы. 

Воспитатель: Прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем оно:

Круг гончарный, глина, вода:

Будет посуда - будет еда!

Гончар свое дело знает,

Глину в руках разминает.

 

На круг насадив начинает вращенье,

И вот оно сказочное превращенье,

Из глины как сказка, как диво, как чудо

Выходит различного рода посуда.

 

Вот свистков забавных ряд,

Вот игрушки для ребят,

Макитры, глечики,  кувшины-

Все это из обычной глины!

Воспитатель: Вы уже догадались,  к кому мы сегодня отправимся в гости, и о чём будем говорить? Ответы…

 ( О гончарном ремесле, гончаре) слайд 1

Презентация: Виртуальная экскурсия в мастерскую. слайд 2

Гончарное ремесло - одно из самых древних. Мастерство гончара передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Сначала человек становился подмастерьем и лишь после многих лет ученья он мог стать мастером, снабжающим посудой не только свою семью, но и всю округу.

Долго люди лепили посуду в ручную. Посуда при ручной лепке выходила кривой и некрасивой

Шло время, и люди изобрели гончарный круг, который помог делать им посуду быстро и качественно. Благодаря мастерству и фантазии гончара глина оживает и получается замечательная посуда.

В чем же состоит работа гончара?

Сначала гончар берет необходимое количество глины, разминает ее и замешивает в тесто. Выкладывает глиняное тесто в центр гончарного круга.

Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.

Перед началом работы нужно смочить руки водой .

Как вы думаете для чего?

Чтобы глина не прилипала к рукам. Чтобы легче было работать с глиной.

Затем посуде нужно было придать форму. Форма зависела от положения рук гончара.

Для изготовления посуды гончары использовали специальные инструменты: стеки, скалка, ножи для обработки поверхности, проволочная срезка для отделения готового изделия от гончарного круга и инструменты для росписи.

Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками.

Затем посуду украшали различными резными узорами и рельефом.

После того как сосуды снимали с круга, их обжигали в печи. Это делали для того, чтобы глина затвердела и стала прочной. Но в печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой. Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах.

Позднее изобрели гончарную печь, которая стала называться «горна». Только обжиг в этой печи «горне», давал полную  прокаленность всего глиняного теста, потому, что она нагревалась до очень высокой температуры. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в домашней печи, звенят при постукивании, а в изломе можно увидеть сплошной цвет хорошо прокаленной глины

 После готовое изделие красиво расписывали. Готовой посудой гончары торговали на ярмарках.

Всем, что требовалось. Большие, наподобие кувшинов, с узкими горлами сосуды назывались корчагами. В них хранили зерно и другие сыпучие продукты. Кринка, глазурью облитая по краям, вмещала ведро воды и служила для выпечки пирогов. В кубышках с узкими горлышками хранили смолу и дёготь. В рыльниках сбивали сметану на масло, в ладках – широких и глубоких глиняных тарелках- жарили-парили еду для будней и праздников.

Для детишек гончар выставлял большую корзину игрушек. Тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлы и олени врывались в детскую жизнь

Физкультминутка.

Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 
Упражненье повтори 
Мы руками бодро машем, 
Разминаем плечи наши. 
Раз-два, раз-два, раз-два-три, 
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Корпус влево мы вращаем, 
Три-четыре, раз-два. 
Упражненье повторяем: 
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) 
Мы размяться все успели, 
И на место снова сели. (Дети садятся.)

С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет.. Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины.

После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.

Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета. 

После чего изделие отправляют в современную печь.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года  и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.

Хотите попробовать себя в роли гончаров

Приступаем к работе.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали, что узнали нового, чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с миром профессий и трудом взрослых

Консультация для родителей "Ознакомление детей с миром профессий и трудом взрослых"...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой "Знакомство с произведением К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха" младшая группа

Цель: знакомство с произведением К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"Задачи:- формировать умение слушать художественное произведение - воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям ска...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...

"Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей с миром профессий взрослых "

Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий являются дидактические упражнения и игры, которые формируют у де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Консультация "Ознакомление детей с миром профессий"

Ознакомление детей с миром профессий...