ООД "Дикие животные Ставропольского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ниценко Евгения Викторовна

Конспект ООД. Познавательное развитие. (Основы науки и естествознания). «Дикие животные Ставропольского края». Самоанализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Познавательное развитие

(Основы науки и естествознания)

«Дикие животные Ставропольского края»

Цель: формирование представлений о диких животных Ставропольского края.

Задачи.

Обучающие: 

-обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края;

-уточнять и обогащать словарный запас детей по теме.

Развивающие: 

-способствовать развитию навыков коммуникативного общения;

-создавать условия, способствующие развитию умения самостоятельно анализировать свою деятельность.

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, частично – поисковый (эвристический).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, конструирование.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: проектор и экран для презентации, ноутбук, карточки для дидактической игры, игровое оборудование: комплект «Дикие животные»

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Загадки о животных, дидактические игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное», беседы по теме, рассматривание иллюстраций, чтение книг Н.И.Сладков «Сушеные камни», И.Соколов-Микитов «В берлоге».

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Целевые ориентиры

Организационный.

Воспитатель: Ребята, я очень рада

новому дню и новой встрече с вами.

А, вы рады? Давайте поприветствуем

друг друга. 

«Приветствие»

Утром Солнышко встает,              

Всех на улицу зовет      

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, улица моя!»

Отвечаю Солнцу я                        

Отвечаю Травам я

Отвечаю Ветру я                          

Здравствуй, Родина моя!              

Воспитатель: Ребята, а что

такое Родина? А что такое малая Родина? Как называется край, в котором мы живём?

Ребята, в нашем музее краеведения есть экспонаты домашних животных, которых выращивают люди в нашем крае. Но наш край богат ещё полями, озёрами и лесами, в котором обитают различные виды животных.

Выполнение движений по тексту. Проговаривание слов. 

 Руки поднять вверх

Приглашающие движения руками

Шаги на месте

Поклон в пол

Руки вверх

Руки вниз

Руки в стороны

Обнять себя руками

Ответы детей: Родители, дом, город, где родился человек, родная страна.

Ставропольский край.

город Михайловск.

Взаимодействие со сверстниками.

Проявление интереса к участию в двигательной активности.

Имеются первичные представления о своей семье, родном городе, крае, стране.

Мотивационный

Воспитатель: Сегодня я

 хочу пригласить вас в виртуальное путешествие в лес Ставропольского края.  Вы хотите познакомиться с этими животными и пополнить наш музей новыми экспонатами. Какими они могут быть?

Давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова:

            Добрый лес. Могучий лес.

            Полный сказок и чудес!

            Вы ребята, повернитесь,

            И в лесу все очутитесь!

Рассуждения детей: можно нарисовать, слепить, найти игрушки.

Образовательный

Слайд№1 (Лес)                                                           

Воспитатель: Вот мы с вами

 попали в лес.

Вопросы детям:

Скажите, а какие животные живут в лесу?

 - Чем же питаются дикие животные?

- Как называют животных, которые питаются травой?

Слайд №2 (Травоядные или растительноядные)

- Как называют животных, которые питаются другими животными?  

Слайд №3 (Хищники)

- Как называют животных, которые питаются растениями и животными?

Слайд №4 (Всеядные)

-Ребята, а вы знаете, что такое СПЯЧКА? -Какие дикие животные зимой впадают в спячку?

Слайд №5 (Медведь, барсук, ёж)

- Медведь, барсук, ёж летом усиленно питаются, и запасают жир, а осенью они готовят себе место для спячки, где проводят зиму.

Физкультминутка «Звери шли на водопой»

Как-то раз лесной тропой. 

Звери шли на водопой.      

За мамой –лосихой топал лосенок 

За мамой –лисицей крался лисенок 

За мамой-медведицей шел медвежонок 

За мамой-ежихой катится ежонок 

За мамой – зайчихой, косые зайчата 

Волчица вела за собою волчат 

Все мамы и дети напиться хотят!

Вот наши звери и их детёныши напились и очень довольные пошли в лес.

Воспитатель: Эти животные водятся во многих лесах нашей страны, но есть и такие которые обитают только в Ставропольском крае! И некоторые из них на грани исчезновения, занесены в Красную книгу. А вы знаете, что это за книга? В Красную книгу занесены редкие виды птиц, животных, рыб и растений, поэтому их нужно беречь и приумножать. Для этого люди создают специальные охраняемые леса, которые называются заповедниками! Посмотрите ребята на экран.

Слайд№6 (Красная книга Ставропольского края)

Слайд№7 (Камышовый кот)

Слайд№8 (Степной хорёк)

Слайд№9 (Хомяк Радде)

Слайд№10 (Ушастый ёж)

Слайд№11 (Пеструшка степная)

Слайд№12 (Тушканчик)

Запомните ребята этих животных и берегите природу.

Зрительная гимнастика «Заяц» 
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. 
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. 
Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. 
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. 

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь на пенёчке ежик. Он хочет проверить наши знания о том, кто из зверей в каком домике живёт и предлагает нам поиграть.

 Д.И.: «Кто где живет?»

  Где живет белка?

(Белка-дупло)

  Где живет медведь?

 (Медведь – берлога)

  Где живет волк?

 (Волк - логово)

  Где живет ёж?

 (Ёж – норка)

  Где живет лиса?

 (Лиса – нора) 

Где живет заяц?

 (Заяц – нора)  

 Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, закрывайте все глаза:

            Добрый лес. Могучий лес.

            Полный сказок и чудес!

            Вы ребята, повернитесь,

            И в детском саду все очутитесь!

(Слушание: «Звуки леса»)                 

Ответы детей: 

-Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

-Травоядные.

-Хищники.

-Всеядные.

(Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни)

-Медведь, ёж.

Дети выполняют движения по тексту.

 (дети идут громко ступая)

 (дети крадутся на носочках)

 (дети идут в перевалку)

 (дети приседают медленно двигаясь вперед)

 (дети скачут на прямых ногах)

 (идут по кругу осторожно переступая)

Просмотр слайдов.

Смотрят вверх. 
Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. 
Моргают глазками. 
Глазки закрывают. 

Дети соединяют соответствующие картинки.

Проявляется интерес к представителям растительного и животного мира Ставропольского края.

Рассказ о содержании картинки, проявляя интерес к ней.

Взаимодействие со сверстниками.

Проявление интереса к участию в двигательной активности.

Проявление интереса к представителям животного мира Ставропольского края, имеющиеся на территории заповедники.

Противостояние трудностям, подчинение правилам.

Рефлексия

Воспитатель: Наше приключение подошло к концу. Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие? Про каких животных мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали?
О чем бы вам хотелось еще узнать?

 Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, прикрепите белочку на самую вершину дерева, если вам трудно было справляться с заданиями, или не интересно, то прикрепите белочку внизу.

Ответы и рассуждения детей. (Называют названия животных, животных Красной книги, называют домики животных).

Умение образовывать предложения, выражающие чувства, впечатления о какой либо деятельности.

Итоговый

Воспитатель: А, теперь ребята, пора пополнить наш музей экспонатами.  

Обсуждение выбора экспонатов. Выбор подходящего игрового оборудования из множества. (Муляжи животных; конструктор, природный материал для имитации леса)

Взаимодействие со сверстниками, проявление инициативы, обогащение сюжета.

Самоанализ ООД

Тема: «Дикие животные Ставропольского края»

Познавательное развитие (Основы науки и естествознания)

Дата проведения:15.11.21г.                                    Воспитатель: Ниценко Е.В.

1. Соответствие поставленных на занятии задач.

Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей среднего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, уточнять и обогащать словарный запас детей по теме); развивающей (способствовать развитию навыков коммуникативного общения, создавать условия, способствующие развитию умения самостоятельно анализировать свою деятельность); воспитательной (воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край).

2. Создание условий для проведения занятия.

Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий (картинки с изображением различных животных и их жилища, создание презентации по теме, создание дерева с фигурками белочек). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Дикие животные» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, игровая деятельность детей). С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели).

3.Соответствие структуры занятия его задачам.

Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись знания о диких животных при просмотре презентации, систематизировались знания о диких животных и их жилище в дидактической игре. Чтобы дети не устали были проведены физминутки. Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия.

4.Реализация здоровье сберегающего подхода.

Здоровье сберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов, для профилактики усталости и потери концентрации внимания использовались физкультминутки, сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, во время дидактической игры за столом, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в рефлексивной части стояли у мольберта).

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, конструирование.

 Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

При организации работы с экраном были соблюдены требования СанПин  к использованию средств мультимедиа в образовательном процессе.

5.Реализация индивидуально- дифференцированного подхода к детям.

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных вопросов позволило им проявить свои способности. При проведении игры, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам.

6.Использование разнообразных форм организации детей на занятии.

На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей.

Во время дидактической игры каждый воспитанник выполнял задания индивидуально. При решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Сочетание индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия для взаимообучения детей.

7.Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач.

На занятии используются игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Для активизации мышления использовались наводящие вопросы. В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание.

8. Реализация личностно- ориентированного подхода.

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством проявления личных знаний каждого ребёнка), в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия.

9.Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при ответах на вопросы; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.

У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии , творчеству - это источник любви к Родине....

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"

Проект в средней группе "Дикие животные Ставропольского края"...

Дикие животные Ставропольского края

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. ...

Проект дикие животные Ставропольского края зимой.

Дать представления о диких животных лесов Ставропольского края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу. Обогатить словарь за счет имен существительных ...